|
Тема: А
что будет после коммунизма?
Автор |
Сообщение |
Петр Зарубин |
Заголовок сообщения: Re:
А что будет после коммунизма?
Добавлено: 21 янв 2009
08:13 | |
|
Гость | Зарегистрирован: 27 мар 2008
18:08 Сообщения: 280 Откуда: Москва |
толмач писал(а):
Сам по себе вопрос: «А что наступит
после коммунизма?» вполне уместен, если его рассматривать с
позиций марксистской теории развития. Те 14 человек, что
назвали тему глупой, видимо, с марксизмом не знакомы, или в
теории развития просто не разобрались.
<...> Обсуждение в такой постановке вопроса «что наступит
после» интересно тем, что при нем всплывают все фантазии, все
утопии, все нелепости, все заблуждения, все теоретические
ошибки, из которых строятся всевозможные образы социализма и
коммунизма. К сожалению, коммунисты из различных
коммунистических партий, как и из КПРФ, в своих программах, в
своих теоретических работах не делают попыток уточнить образ
коммунизма, поэтому и отношение к идее коммунизма и к
коммунистам такое, как мы сегодня наблюдаем. Впрочем, я уже об
этом говорил в теме: «Проект Программы КПРФ (требуется полный
пересмотр)», закончившейся обсуждаться 7 октября 2008
г. Как человек, "не знакомый с марксизмом" и "не
разобравшийся в теории развития", отмечу, что ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ
всерьез предсказывать качественные изменения (скачки или, на
языке математиков, "катастрофы") обречены на провал и, в
лучшем случае, представляют собой безудержное фантазирование.
Именно в этом смысле я поддержал мнение, что "тема является
глупой". Дело и в том, что само понятие "коммунизм" (имеется в
виду гипотетическая будущая форма существования человеческого
общества) толкуется и понимается весьма по-разному. Тут много
было разных мнений по этому поводу высказано. Дело также и
в том, что проявляющийся все сильнее глобальный характер
влияния человечества на состояние природы планеты плюс
непредсказуемость различных возможных глобальных катастроф -
не позволяют всерьез обсуждать "что будет после коммунизма",
особенно, если учитывать крайнюю сомнительность реализации
общества будущего ("коммунизма") в той его примитивной и
иногда даже невольно карикатурной форме, как некоторые тут его
себе представляют... Ну а верить в мифы (всякого рода)
никому не запретишь... Никакому безудержно фантастическому
прогнозу, даже, если кто-то по наивности, глупости или
"религиозным" верованиям в абсолютную научность и
непогрешимость "марксизма" провозглашает такой прогноз, как
неизбежное светлое будущее всего человечества, всерьез
доверять нельзя. Тем более, доверять всерьез тезисам о том,
что будет "после коммунизма". Петр Зарубин
| |
|
|
|
толмач |
Заголовок сообщения: Re:
А что будет после коммунизма?
Добавлено: 22 янв 2009
05:42 | |
|
Гость |
| Зарегистрирован: 14 май 2008
08:21 Сообщения: 89 |
Петр Зарубин
писал:
Цитата:
Как человек, "не знакомый с
марксизмом" и "не разобравшийся в теории развития", отмечу,
что ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ всерьез предсказывать качественные изменения
(скачки или, на языке математиков, "катастрофы") обречены на
провал и, в лучшем случае, представляют собой безудержное
фантазирование. Именно в этом смысле я поддержал мнение, что
"тема является глупой". Дело и в том, что само понятие
"коммунизм" (имеется в виду гипотетическая будущая форма
существования человеческого общества) толкуется и понимается
весьма по-разному. Тут много было разных мнений по этому
поводу высказано. <...> Уважаемый Петр Зарубин,
математики научились моделировать катастрофы. У них есть
теория катастроф. Другое дело, что переход системы находящейся
в состоянии катастрофы в то или иное стабильное состояние
может идти по множеству мало предсказуемых вариантав. Но
состояние катастрофы в социальной системе соотносимо лишь с
периодом революции, революционных преобразований, с периодом
перехода от капитализма к коммунизму (к первой фазе
коммунизма, который принято называть социализмом). Управление
социальными процессами в этот период требует предельной
жесткости. Из этого требования и выведена необходимость
диктатуры пролетариата. Говоря о коммунизме и о том, что будет
после коммунизма, я говорю о периоде стабильного развития, а
не революционного перехода. Как я уже неоднократно
писал в этой теме и в теме: «Чего мы хотим?» Маркс, говоря о
коммунизме, ни о чем, кроме как о тех процессах, которые он
наблюдал в общественной жизни, ни о чем, кроме того, что
следует из логики, из диалектики развития наблюдаемых, реально
существующих процессов, ни о чем ином не заявлял. Мифом как
раз является сделанное « по
наивности, глупости или "религиозным" верованиям»
утверждение о вечности той системы общественных отношений,
той, что мы сегодня называем капитализмом. Всем
ниспровергателям марксистской теории развития я предлагаю
выложить свою теорию. Но не брать доказательство с потолка, а
найти их в тех процессах, что мы сегодня наблюдаем и доказать
свою правоту, выявив диалектическое движение, сделав
логический вывод, построив математическую модель или
воспользовавшись иным инструментом, применяемым в научном
исследовании. Сравним теории, тогда и сделаем вывод – прав ли
марксизм. Только давайте не вплетать сюда возможные глобальные
природные катастрофы, иначе это действительно не позволит
« всерьез обсуждать»
тему социальных преобразований. Кстати марксизм для
меня не является «" религиозным" верованием». Я
не заявляю об « абсолютной
непогрешимости "марксизма"», именно потому, что это
наука, а не религия. В теме: «Проект Программы КПРФ (требуется
полный пересмотр)», я поставил под сомнение роль пролетариата
(рабочего класса), как ведущего социального слоя, не только
при коммунизме, но и при переходе к коммунизму. Но то, что
касается самой марксистской теории коммунизма, описанной
марксизмом диалектики движения к коммунизму и в коммунизме
(диалектический материализм) и достигаемого в завершении
коммунизма результата, я в сделанных Марксом выводах изъянов
не нашел. Другое дело, что, имея опыт построения коммунизма
(коммунистического социализма) в СССР, коммунисты, не
озабоченные развитием марксистской теории, превращают ее в
догму.
| |
|
|
|
|
толмач |
Заголовок сообщения: Re:
А что будет после коммунизма?
Добавлено: 25 янв 2009
16:37 | |
|
Гость |
| Зарегистрирован: 14 май 2008
08:21 Сообщения: 89 |
Петр Зарубин писал:
Цитата:
1) Вы очень "хитро" толкуете
"катастрофы" в человеческом обществе: " Но состояние
катастрофы в социальной системе соотносимо лишь с периодом
революции, революционных преобразований, с периодом перехода
от капитализма к коммунизму (к первой фазе коммунизма, который
принято называть социализмом)" Ну - это, вульгарно
выражаясь "ловкость рук и никакого мошенничества". С чего Вы
взяли, что состояние "катастрофы" ( скачка, резкой смены
состояния общества или "формации") есть обязательно переход от
капитализма к первой фазе (существование второй фазы - лишь
гипотеза, "голубая мечта") коммунизма - социализму. А почему
не может быть "катастрофы" иного вида, например, перехода от
"социализма" к капитализму. (Вам ничего не приходит в голову
из "катастроф" в новейшей истории ? ) Это нисколько не
противоречит "теории катастроф". Математическое описание
динамической стохастической системы с огромным числом степеней
свободы указывает лишь на факт неизбежного возникновения рано
или позже такой "катастрофы" в такой системе, но никак не
указывает на то, куда в результате бифуркации "попадет"
система. Так что этот Ваш довод, увы, абсолютно не
состоятелен. Из ряда возможных конечных состояний Вы выбираете
то, которое Вам симпатичнее. Природа же этого не
делает.... С « чего
Вы взяли, что состояние "катастрофы" (резкой смены состояния
общества или "формации")» я отношу «о бязательно к переходу от
капитализма к социализму (первой фазе коммунизма)?»
Выражение « соотносимо лишь с
периодом перехода», означает лишь то, что помимо
нестабильных состояний, есть и стабильные, помимо
революционных изменений, есть и эволюционные. Где вы взяли,
что я утверждаю о том, что « не может быть "катастрофы" иного
вида, например, перехода от социализма к капитализму» и
что я « не вижу "катастроф" в
новейшей истории?» Не приписывайте мне то, что я не
утверждал. Да и наличие « огромного числа степеней
свободы» указывает не на « факт возможного неизбежного
возникновения рано или позже «катастрофы» в динамической
стохастической системе», а на то, что система уже
находится в состоянии «катастрофы». Марксизм не виновен
в том, что существование второй фазы коммунизма не соотносится
с Вашей " голубой
мечтой". Доказанная историей реальность первой фазы,
доказывает реальность и следующей. Коммунизм, в соответствии с
марксистской теорией, это не то, что кому-то захотелось,
кому-то пригрезилось. Коммунизм это то, что возникает из
реально наблюдавшихся и наблюдаемых в реальной жизни реальных
процессов. Коммунизм, включая и его первую фазу, имеющую
некоторые особенности, строится по единой формуле. Как
утверждал Маркс это диалектическая позиция «отрицания
отрицания». Реальный результат, полученный в начале движения,
при социализме в СССР, говорит о том, что движение в коммунизм
и в коммунизме реально, что коммунизм перешел из теории в
практику, что движение будет продолжаться дальше достигнутого
в СССР результата, так как источник движения и направление
движения (программно целевое развитие производительных сил, в
едином хозяйственном комплексе) одинаковы для всего периода, а
время достижения того или иного результата, при движении
вперед, зависит лишь от дорожных условий. Разумеется, если
отступить от указанных в формуле коммунизма значений, как это
было в практике СССР, то вместо нормального, предсказуемого
движения, мы снова получим проблемы, получим « факт неизбежного возникновения рано
или позже "катастрофы"». Как и при дорожном движении -
если нарушать правила движения, занимать не свою полосу
движения, не учитывать состояние трассы, погодные условия и не
соотносить с этим скоростной режим, то возможность пройти
трассу коммунизма останется лишь « гипотезой». Движение вдруг
становится не контролируемым и получает « огромное число степеней свободы»,
то есть переходит в состояние «катастрофы».
Правильность коммунистической теории доказывает не только
возникновение в реальной общественной жизни социализма, но и
само крушение социализма. Как только планово-распределительная
система и единство производственного комплекса в СССР было
разрушено, социализм рухнул. Конечно, я не утверждаю,
что в результате « бифуркации
система непременно "попадет"» в «катастрофу». Если бы
после Сталина к власти пришел не Хрущев, а теоретически
грамотный, с настоящим научным образованием, по настоящему
уважаемый обществом лидер, если бы до 1987 года отстранили от
партийной и государственной власти Горбачева и его подручных,
типа Яковлева, Шеварднадзе и др., если бы Ельцина какой ни
будь террорист пристрелил до октябрьских событий 1993 года или
во время этих событий, то возможно, развалился бы не СССР и
социализм, а США и капитализм. Мне конечно симпатичней второе.
Но история сложилась иначе. Петр Зарубин
писал:
Цитата:
2) Я согласен с Вами в том, что
касается Ваших слов: " я поставил под сомнение роль
пролетариата (рабочего класса), как ведущего социального слоя,
не только при коммунизме, но и при переходе к коммунизму."
Богоизбранный пролетариат, как единственный носитель
революционного потенциала, как единственный класс, который
"владеть землей имеет право" - выдумка или гипотеза,
сформулированная марксистами около 150 лет тому назад. За это
время много воды утекло, многое изменилось на нашей планете.
Не буду повторять то, о чем уже говорил раньше неоднократно на
этом форуме в этом отношении. Тут я с Вами согласен. Да и
вообще, любая попытка выделить в обществе людей некую особую,
"самую прогрессивную" группу (по социальному положению, цвету
кожи, религии, политическим убеждениям и проч.,
противопоставив её остальным (или оставив им роль
"попутчиков", "союзников" и т.п.) - обязательно (об этом много
раз свидетельствовала история) приводит в тупик. Да и
коммунистическое учение обещает ликвидировать все классы,
включая и пролетариат... Не спешите со мной
соглашаться. Вы же, как я вижу из ваших высказываний, не
смотрели, почему именно я поставил под сомнение роль
пролетариата в социалистических преобразованиях. С
чего вы решили, что любая попытка выделить (а выделить можно
лишь противопоставив) в обществе некую социальную группу
приводит в тупик. В тупик приводит как раз отказ исследовать
социальные процессы без их классификации, без выделения из
массы происходящих процессов ведущих, главных процессов и без
соотнесения их с определенными социальными группами, отказ от
учета роли определенных социальных групп в материальном
производстве и отношений между ними. Например, сегодня модно
классифицировать общество по уровню доходов - на богатых,
средний класс, и бедных. Кроме простой констатации факта
имущественного неравенства, такая классификация ничего больше
не дает. А вот марксистская классификация на антагонистические
классы, соотносится с диалектическим законом движения,
возникающего в результате борьбы противоположностей,
находящихся в системном взаимодействии (закон единства и
борьбы противоположностей). Соответствующим образом, как
источник исторического движения исторический материализм
рассматривает и историю борьбы классов. И это правильно. Так
что я не согласен не с теорией классовой борьбы, на которой
делает упор марксизм, а лишь с теми утверждениями, которые,
как считаю, противоречат диалектическому подходу к тому, как
диалектическое противоречие между пролетариатом и классом
капиталистов должно быть снято. Почему, тот порядок разрешения
классовых противоречий, что существовал до капитализма, должен
быть иным? Из чего это следует? В современном индустриальном
обществе вполне определенно выявился социальный слой, от
которого зависит дальнейшее качественное развитие
производительных сил и это не класс капиталистов и не класс
пролетариев, так же как при переходе к капитализму не был
ведущим класс феодалов и класс крестьян. Почему же социальный
слой, ставший сегодня многочисленным, наличие и численность
которого в государстве обеспечивает научно-технический
прогресс, ведущие позиции в мировом производстве, почему не
этот социальный слой, а рабочие призваны изменить общественные
отношения? Впрочем, если захотите прочитать более подробную
аргументацию, найдете ее там, где я указал в предыдущем
сообщении. Коммунистическое учение не обещает
ликвидировать все классы, включая и пролетариат.
Коммунистическое учение говорит о том, что рабочих, как особый
социальный слой (выделяющийся, нравится это вам или нет,
характером труда и местом в процессе производства)
существовавших, как до капитализма, так и продолжавших
существовать при социализме, так вот, рабочих делают классом
(в марксистском понимании) капиталистические товарно-денежные
отношения. Именно при капитализме главным товаром, приносящим
наибольшую прибыль, обеспечивающим лавинообразную
капитализацию живого труда в средствах производства, главным
товаром становится товар «рабочая сила». С ликвидацией
товарно-денежных отношений, с ликвидацией, которая
констатирует переход в социализм (на первую фазу коммунизма),
исчезает и товар. Товар, в том смысле, как его определяет
политэкономия, а не в бытовом понимании. Нет товарных
отношений, нет и товара, в том числе товара «рабочая сила».
Нет покупателя, нет и продавца, нет капиталиста, нет и
пролетария. Нет классового отношения, нет и классов. Можно
конечно и при социализме назвать социальный слой рабочих
классом, но это будет уже совсем иная классификация, не
имеющая никакого отношения к марксистской теории исторического
материализма. Петр Зарубин
писал:
Цитата:
3) Вы пишете:"Всем ниспровергателям
марксистской теории развития я предлагаю выложить свою
теорию". Нет, уважаемый "Толмач", указание иных (отличных от
марксистского учения) мнений о развитии общества не требует
создания некоей новой теории, некоего нового священного
писания. Да и противники марксизма написали не меньше
миллионов страниц текста на эту тему, чем марксисты - о своей
теории и гипотезе развития человечества. Истошные крики о
якобы высшей "научности" марксистских тезисов и учения -
пустое. ЕДИНСТВЕННЫМ критерием научности ЛЮБОЙ теории является
практика. Так что подождем еще сколько-то десятилетий или
столетий и тогда увидим, в чем марксисты правы, а где
"допустили" промашку. Так что надо не теории сравнивать, а
практические результаты жизни человечества. Я не
прошу от вас выложить здесь миллионы страниц текста по теории
развития. Изложите суть теории, которая вам ближе, которая
роднее, в которой вы разобрались и которую готовы
противопоставить марксистской. Разве ваше утверждение, что
вообще не нужна никакая теория – это разве научный подход.
Наука без теории не существует. « Мнение о развитии общества»
не имеющее теоретического обоснования не может поставить под
сомнение научную теорию, опровергнуть ее. Разве дискуссия с
выкладыванием ничем не обоснованных мнений может считаться
нормальной среди образованных людей? Нормальная дискуссия не
ведется по правилам базарной разборки, типа – «сам дурак, а
еще шляпу надел». То, что ЕДИНСТВЕННЫМ критерием
научности ЛЮБОЙ теории является практика вы совершенно правы.
Поэтому я вам еще раз повторю: Маркс,
говоря о коммунизме, ни о чем, кроме как о тех процессах,
которые он наблюдал в общественной жизни, ни о чем, кроме
того, что следует из логики, из диалектики развития
наблюдаемых, реально существующих процессов, ни о чем ином не
заявлял. Он исследовал ПРАКТИКУ КАПИТАЛИЗМА, предшествующие
развитию капитализма исторические факты и делал
вывод. <...>
... Я же и
предлагал вам «не брать доказательства с потолка», а найти их
в тех процессах, что мы сегодня наблюдаем, то есть в ПРАКТИКЕ,
опереться на ЕДИНСТВЕННЫЙ критерий научности ЛЮБОЙ теории и
доказать свою правоту, выявив диалектическое движение, сделав
логический вывод, построив математическую модель или
воспользовавшись иным инструментом, применяемым в научном
исследовании. Так в чем вы меня убеждаете – в
бесперспективности любых научных исследований социальных
процессов, в отказе внедрения их в практику, призываете « подождать еще сколько-то
десятилетий или столетий и тогда заявить, в чем марксисты
правы, а где "допустили" промашку».
<...><...> В главном нужно разобраться. А главное, в
неизбежности продолжения идущей сегодня деградации большинства
людей, если не избавится от капитализма. Капитализм, с его
товарно-денежными общественными отношениями уже сегодня
является тормозом развития не только России, но и человечества
в целом. ...
| |
|
Петр Зарубин |
Заголовок сообщения: Re:
А что будет после коммунизма?
Добавлено: 26 янв 2009
07:38 | |
|
Гость | Зарегистрирован: 27 мар 2008
18:08 Сообщения: 280 Откуда: Москва |
"Толмачу": 1) Вы пишете: "Доказанная
историей реальность первой фазы, доказывает реальность и
следующей". По этому поводу - Я вовсе не отказываю
социалистической идее в дальнейшем развитии. Вопрос в том ( и
на этот счет НИЧЕГО не доказано) - какой может быть следующая
фаза. Модель общества, где все будет дано "каждому по
потребностям" (которые, как показывает история, только
возрастают...) , приходит в явное противоречие с
ограниченностью ресурсов Земли. Нет пока что никаких признаков
глубинных изменений свойств человека, которые (якобы!!!)
должны быть у людей в "коммунистическом" будущем совсем иными
во многих отношениях, чем у нынешних жителей Земли. Не
подменяйте гипотезы и фантазии на утверждения о реальности
того вида "второй фазы", который нам обещают, лишь практика
может показать, куда придет общество людей и какими они (эти
люди) будут в далеком будущем. По крайней мере, не выдавайте
желаемое за действительное... 2).Построение
"математических" прогностических моделей дальнейшего развития
человечества - любимое занятие многих и осуждать его нет
смысла. Только надо помнить, что САМАЯ непознанная (пока что)
субстанция - человеческое сознание и надо быть (если
оставаться в пределах научных знаний, а не фантазий) очень
осторожным и ясно отличать факты и реалии от гипотез, которые
вряд ли возможно назвать "научными", даже, если их выдвигали
"гении всего человечества". Люди правда, издавна обожают,
когда их кормят "вкусной" жвачкой относительно райского
будущего. Большинство религий - тому пример. 3) Ваша фраза
насчет несогласных с Вашим мнением (Вы, очевидно и меня имели
в виду) "А вы на всех форумах будите поносить коммунистов и их
теорию. Вы этого от меня хотите? Не дождетесь. Я не дам вам
приписывать марксизму то, о чем он не заявлял. Обзывать
марксизм «священными
писанием», а не наукой. Выкладывать свои фантазии о
коммунизме, как аргумент его неосуществимости. - признак Ваших
эмоций и реакция на попытку высказать мысли, отличающиеся от
"коммунистического стандарта". Ну дать или не дать мне право
высказываться - это вне Ваших возможностей, а обсуждение
вопросов теории (которая объявляется "научной") - это
обязательное условие развития теории. Пример СССР, где оная
теория была объявлена де-факто "священным писанием", а
еретиков "сжигали на кострах" - показал, что такое положение
дел сильнее всего способствует отталкиванию людей от любимой
Вашей теории. Именно обсуждение и критика - (в соответствии с
провозглашенными самими марксистами принципами) способствует
обновлению и совершенствованию теории, отказу от тех или иных
заблуждений (коих у М. и Э,, как показал опыт истории, было
предостаточно) . Иначе - это не "наука", а "религия". Опасно
это для молящихся - лоб можно расшибить. А коммунистов я НИГДЕ
и НИКОГДА не "поносил", это Вам мерещится. 4) Вы
пишете:"Так в чем вы меня убеждаете – в бесперспективности
любых научных исследований социальных процессов, в отказе
внедрения их в практику, призываете «подождать еще сколько-то
десятилетий или столетий и тогда заявить, в чем марксисты
правы, а где "допустили" промашку». " Ну это просто
перл логики! Я как раз сторонник именно "научных" исследований
социальных процессов, исследований, опирающихся на факты, а не
на "священное писание" 200-летней давности. Исследуйте на
здоровье... Но я продолжаю утверждать, что Вам придется
подождать, чтобы получить подтверждение или опровержение
социальных гипотез марксизма. Но только не надо называть
"научными исследованиями" 1000-кратное повторение священных
тезисов, истинность которых признают, как показывает реальное
положение дел, лишь немногие жители Земли. Не буду
продолжать полемику, тем более, что Вы уклоняетесь от
обсуждений по существу, а предпочитаете позицию типа
"спасайте, наших бьют". Петр Зарубин. PS. Уясните
различие между наукой и религиозной верой. Наука требует
надежных экспериментальных данных и отказа от тех теорий (или
отдельных тезисов) которые не подтверждаются практикой,
тезисов, не получивших практического подтверждения.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Страница 7
из 26
|
[ Сообщений: 377 ] |
|
Продолжение: стр.
8
|
|