Материал подготовлен
к.т.н. Харчевниковым А. Т.
СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ
Часть 9. Линейная (плановая, отраслевая) форма как «политическая технология».
…
9.8.
Генезис линейной формы и её «фетишизм».
9.8.1. Логика происхождения и генезиса.
Теперь начнем
уяснять, как нормальное функциональное взаимодействие превратилось в молох
линейной формы. Разумеется, речь здесь пока идет о «превращениях» не в
историческом, а в логическом смысле.
В силу извечной гетерогенности производства элементы функциональности были уже в глубокой древности. В условиях капитализма функциональные (технологические) отношения собраны в основном в рамках так называемого в марксизме (весьма неудачно) единичного разделения труда (в пределах фабрики, фирмы, треста, корпорации), т.е. выступают под «освещением» господствующих рынка, частной собственности на средства производства в виде капиталистической деформации собственного еще исторически потенциального содержания. Наконец, в монополистических и их длительно контрактных формах технологическая функциональность обретает первые явные признаки, которые в линейной (плановой, отраслевой) форме исторически очень быстро, если не сказать стремительно, достигают своего высшего состояния и предела. Иначе сказать, став господствующей, функциональность обнажает себя во всей полноте и «красе», превратив свою же естественность в противоположность неестественного, деформировав и все остальные, в том числе ранее снятые, экономические, территориальные и др. базовые производственные отношения.
Новая, ограниченная
(необщественная) собственность на технологии, в самом первом, сравнительном
понимании, представляет собой общественную форму преодолевающей капитализм или
обходящей его технологизации (плановизации) производства, т.е. утверждение нового
способа производства, более высокого производственного порядка, «приучения»
общества, людей к общей плановой дисциплине и соответствующим общественным
взаимоотношениям. Диалектика здесь состоит в том, что каждая следующая форма
накладывает на взаимоотношения людей некоторые новые ограничения, новые
запреты; но ограничения и запреты такие, которые освобождают человека, все
более защищают его от ранее торжествовавших несправедливостей, несвобод, угроз.
Возрастание свободы человека по ступеням эндогенных форм означает поступенное
ограничение человеком собственных действий в отношении к другим людям, для
которых эти нежелательные действия тоже становятся невозможными; каждый раз
это все более высокий отрицательный (запрещающий) консенсус.
Так, образно говоря, рабовладение запрещает уничтожать других людей, относиться к ним как к зверям (здесь и далее имеется в виду только эндогенно); феодализм запрещает рабство, отношение к человеку как к вещи; капитализм запрещает прикрепленность производства и людей к местности; линейная форма запрещает эксплуатацию (в ее строгом понимании). Эти отрицательные консенсусы необратимо накапливаются нарастающим итогом, соответственно проявляясь в морали, праве, институтах. Но в каждой новой форме вырабатываются (выявляются) и новые, положительные консенсусы. А вот с ними и происходят диковинные логические метаморфозы. При преодолении первобытности, так сказать, положительно договорились - пусть все люди воспитываются, обучаются, работают и пр., короче, просто живут, но без нарушения этого договора получилось рабство; при преодолении рабства договорились - теперь все не рабы, граждане, соседи, но без нарушения этого договора получились тиски феодализма (автаркии); при его преодолении договорились - пусть все честно торгуются по взаимным соглашениям независимо от местности, но без нарушения этого договора получилась эксплуатация; при эндогенном преодолении капитализма далее договорились - пусть все работают по согласованным планам, но без нарушения этого договора исторически быстро получилась линейная форма со всеми ее уже новыми негативами.
Вот и получается, что каждая новая форма необратимо сбрасывает недостатки предшествующей (отрицательный консенсус, восхождение), но при каждый раз более высокой и честной игре по «договоренным» правилам (положительный консенсус) сразу обретает новые несвободы (диссипации) и постепенно обрастает ими. В образах синергетики это значит, что восходящий негэнтропийный шаг ведет к снижению состояния или росту энтропии («свертывание сложности», «сжатие» и др.), хотя уже на новом, более высоком негэнтропийном уровне производства и воспроизводства действительной жизни. В образных формах выражения это же значит, что «социальная материя» уже в новых условиях подъема, на более высоком уровне, но все равно «изыскивает» самый простой, легкий («падший», энтропийный) вариант состояния («потенциальная яма»), который рано или поздно неотвратимо обнажается как обесчеловечивающий людей. Итак, каждый эндогенный шаг ведет к установлению «худшего» из возможных (энтропийного) порядка, но на уже «лучшем», из всех предшествующих, уровне этого порядка.
Но эта же новая форма
производства (независимо от своего идейного происхождения) порождает
собственную же ментальность, идеологию. Но потому ж при самых малейших действительных
подступах к уяснению сути этой формы мы мгновенно и наталкиваемся на гигантскую
стену порожденных ею же превратностей идеологии, иллюзий (если угодно, мифов),
подобные которым в свое время Маркс и рассмотрел в конкретной форме «товарного
фетишизма». В линейной форме картина на этот счет заметно сложнее.
9.8.2.
Превратности идеологии «линейной формы» и «управленческий фетишизм».
Рассмотрим кратко основные
превратности идеологии: «политэкономический» догматизм,
организационно-управленческий технократизм и групповой «фетишизм» - первые
соображения о мифах могучих и путах «научных» вокруг «коллективизмов».
Речь здесь, собственно, пойдет о некотором «препарировании» отжившей идеологии «коммунизма». Но только не следует смешивать идеологию с идеалами коммунизма, как говорится, вполне приличными, как и для любых некогда восходящих идеологий. Но у нас речь пойдет именно об идеологии, и не столько в оболочках «научного коммунизма», сколько в самых ее обыденных, хозяйственных, житейских, ментальных основах. Причем в труднейшем идеально-типическом абстрагировании идеологических коллизий, порожденных только линейной формой, т.е. еще без учета всех других многопараметрических факторов всей социалистической метакультуры и внешних обстоятельств.
Товарный фетишизм Маркс связывал с вещизацией общественных сущностей, с персонификацией вещей и овеществлением лиц, с товарно-денежной обезличенностью людей вещами. Доминирующая ценность - потребительские вещи, в ментальности препарированные в жизненных смыслах как товар, деньги. Сама по себе эта ценность вполне нейтральна, но именно как доминирующая над всеми ценностями человеческого бытия она и выступает как фетишизм. «Фетишизм», разумеется, - метафора, заимствованная Марксом из остаточных форм еще архирелигиозной ксенофобии. Как-никак, но «товарный фетишизм» уже безоговорочно пострелигиозен. Для постоянной поддержки нового культа, так сказать, истуканы, иконы и храмы не нужны, повсеместной рекламы и витрин вполне достаточно.
Потому, отмечает Н. Тяпкин, при социализме товар остается, а товарный фетишизм исчезает. Ну, не «совсем», ибо, скажем, и при капитализме в силу старых феодальных достоинств всякие монархи, «де-», «фон» бароны отчасти еще пользуются почтением. Но уж теперь-то, в сравнении с ныне происходящим, надо полагать, каждый признает, что в эпоху «застоя» товарным фетишизмом почти и не пахло. Деньги, что говорится, любят все, но «сбрасывались» (собирали деньги в складчину), их особо не считая, занимали, о «проценте» уже (!) никакого представления не имея. Да и даже потратить их иной раз было не так и просто. Хотя и своих пакостей хватало.
В более широком, хотя, конечно, тоже метафорическом смысле, «фетишизм» - это такая превратная идеологизация мышления, языка, идей, всех уважаемых общественных наук и т.д., обусловленная господствующими отношениями, каковая добросовестно и тавтологически обслуживает именно эти отношения, а тем самым делает просто «физически» не возможным в этой же своей идеологической (да и научной) форме познание сути этих же отношений как уже отживших. Эти отжившие формы, которые приобрели «прочность естественных форм... жизни», писал Маркс не в бровь, а в глаз, - для уяснения действительного характера этих форм жизни совершенно не приспособлены, оказываются нелепыми или, в нашей терминологии, превратными.
Так, хозяйственный (Маркс имел в виду именно «товарный язык») - это язык обслуживания обмена, товарного обращения, денег, купли-продажи, экономрасчета и пр., т.е. всей товаронимики, если угодно, коммерции, рекламы, торговли, маркетинга и пр. В этом языке суть самих же отношений невыразима точно так же, как в языке, допустим, некоторых игр нашего детства (типа чиж, расшибец, пристенок) не существует теории вероятностей, хотя суть игр именно в ней. Поэтому Марксу пришлось весь хозяйственный, привычны бытовой (экзотерический) язык перевернуть, создав строгий и совсем другой – научный, для обывателя «заумный» и скрытый (эзотерический) язык, так сказать, о «том же самом». Соответственно наш хозяйственный (функциональный) язык соисполнения функций - уже совсем другой, технонимический, технорасчетный. Называя подобный язык «деловой прозой», как вычлененной из чего-то «беспредельного и неисчерпаемого» (в данном случае - естественного языка), А.П. Ершов совершенно верно связывает ее с производственными отношениями, подчеркивая, что, по их природе («игра по правилам»), этот язык всегда «внутренне формализован, неважно, сознает это человек или нет». Но вот когда этот язык господствует во всех головах, а отношения отжили (складываются и обстоятельства перемен) это значит, что во всей семантике, т.е. лексике, грамматике, прагматике и пр., этого языка сути никогда не отыскать, не выразить, как ни пыжься. Причем «язык»-то этот не «словечки», а проявление «объективных мыслительных форм», а за ними - крепких чувств и пр. страстей и интересов, в свою очередь порождаемых и вовсе самими производственными отношениями. Но в отличие от логически более простого товарного фетишизма в линейной форме превратность многомерней, лукавей, хитрей.
Поэтому остановимся на превратностях линейной идеологии только и исключительно в основных аспектах своего рода создаваемых этими формами основных препятствий для дальнейшего теоретического продвижения. Таких основных аспектов сейчас видится три, но возможны, как говорится, и уточнения.
Первое. Касаемо идеологических надстроек заметен слабейший престиж социологии, её сплошную поражённость планомиксным экономизмом и, как следствие, «окончательной» формационностью.
Здесь можно говорить о двух формах политэкономического» догматизма - недавней плановой и нынешней фундаменталистской. Первая, со всеми институтами, учреждениями, академиями, была публичной, внешней экзотерией, в том числе в части снятых экономических отношений, обобществленных средств производства («политэкономия социализма», «планомиксы» и пр.), и к постижению сути действительных отношений (она их и обслуживала) не имела никакого касательства. Но ее и нельзя отбрасывать (как иррациональные формы), поскольку рациональное в ней все ж было. А распутывать всегда сложней, нежели начинание «с нуля». Вместе с тем это была, можно сказать, безобидно консервативная форма. Нынешний же фундаменталистский (рыночный) разворот экономического клира был уже достаточно полно рассмотрен ранее. В целом же «политэкономический» (или, точнее, планомиксный) догматизм суть гомогенные шоры, заслоняющие познание не только уже постэкономической (линейной) системы, но и вообще всей гетерогенности производства, современного социума, как следствие и истории. В резкой и кратчайшей форме говоря, зашоренность здесь состоит в упорном экономическом (квазиэкономическом) объяснении массы далеко не экономических (как доэкономических, так и постэкономических) субстанций бытия. Этот фетишизм, вырастающий, конечно же, из самих производственных отношений, можно сказать, имеет и весьма влиятельное «гносеологическое» происхождение (единственная теория была именно критико-экономической и это был «Капитал»). У товарного фетишизма, кстати, такого «убедительного хвоста» нет (предшествовали донаучные формы). Капитализм на этот счет просто «разбожествил» идеологию (секуляризовал) самым простым путем, - как бы просто отодвинул, «махнул рукой» Декарта торжествовавший монотеизм (в его скрытой основе - «натуросчет»), делая теперь свое рыночное, «экономрасчетное» дело (при уже снятом «натуросчете»), хотя поначалу и с известными «провалами» рынка.
Здесь еще надо иметь в виду следующее. В самом «теле» культуры все происходит не совсем так, как в идеологической форме. Давно снятые отношения более глубокого (уже не доминирующего порядка) никуда не исчезают, например, в простейших проявлениях органического бытия (здоровье, семья, родство, язык и пр.), демографических структур (хотя бы как школьного «предобразования», специального образования, профессиональных «классов»), территориальных аспектов (жилищные дела, «краеведение», география производства), экономических отношений (своего рода «товаропредставления» с исчезнувшим «фетишизмом», к примеру, в виде потребительского рынка, денежно-продуктового среза семиосферы и экономического учета). То есть снятые отношения идеологически всегда объективно деактуализируются. Но именно поэтому в «политэкономическом догматизме» мы и обращаем внимание именно на аномально резкое преувеличение экономических факторов бытия («экономика») в самих социальных представлениях на достаточно массовых уровнях образования. Вне очень узкой профессиональной подготовки, к примеру, «социология», можно сказать, вообще отсутствовала (если не считать убоговатого «обществоведения»), но вот «политическая экономия» была всюду. К тому ж в строгом смысле это была уже вообще не политэкономия, а «постполитэкономия», планомиксы.
Второе. Сама линейная
превратность обнаруживается наиболее выпукло в грандиозных иллюзиях о всесилии
хозяйственно-политического механизма, государства, организации и управления,
планирования и пр., в полном соответствии с самим технократическим духом
господствующих функциональных (технологических) производственных отношений.
Дело тут даже не просто в
«бюрократии», а в самом «организационно-управленческом спиритуализме»
(ультраструктуре) самих технологических структур. Там, так сказать, банки с
мешками «все решающих» денег, а здесь сплошняком «все
решающие» организации и управление.
Между тем всякое управление, писал еще Гегель, есть лишь форма осуществления в конечном счете объективного закона движения самого производства, доминирующей собственности. Поэтому всякие хозяйственно-политические, плановые, организационные, управленческие, программные и пр. намерения и движения как интенции, сами по себе естественные, имеют примерно такое же отношение к пониманию и изменению самой сути дела, какое имели, скажем, «мероприятия» Александра Македонского к познанию и преодолению рабовладения. Понятно, что абсолютно никакого. Но видимость такова, что все и вся предстает организуемым и управляемым. Равно как и если что не так, то ищи суть уже не в деньгах, а в организации и управлении. Так, к примеру, Том Сойер сумел неплохо организовать покраску забора, но потому как и он, и его «сотрудники» уже знали свойства досок, ведер, кистей, краски и пр. А все это далеко не управленческие субстанции. Потому организационно-управленческий фетишизм, особо уже как упрощенно-массовизированный, имеет безнадежно дайджестный, прагматический, оперативный характер, но и в ментальности закреплен солидно: «я знаю, что делать, как организовать, управлять» или «власть все может» - это две стороны одной и той же медали. Что же касается его технократической окраски, то ее краткая суть состоит в уже постмаркетинговой «технорасчетности», «инженерности» все тех же организации и управления с естественно «приглушенной» (деформированной) социальностью (учет всех культурно-родовых, демографических, географических, экономических, экологических и пр. обстоятельств). Так сказать, переход от доминанты делания денег к доминанте выплавки стали или производства электроэнергии.
На Западе это управление частно при общем господстве куда более простого и влиятельного «управляющего мотива», «экономрасчета», а в плановой системе тот же «управленческий фетишизм» сам становится уже всеобщим и доминирующим, как уже не «экономрасчет», а именно «технорасчет».
Таким образом, с первыми двумя «фетишизмами» дело обстоит весьма не простым, но примерно следующим образом. При капитализме «товарный фетишизм» суть все равно «фетишизм», несознаваемая превратность, но и все же относительно близкая к известному явлению доминирующего «экономического расчета» как уже исторически ограниченного. В линейной системе, как и примерно при феодализме, дело обстоит сложнее. При феодализме за внешними формами религиозности или пышной феодальной иерархии в действительности скрыта историческая ограниченность доминирующего «натуросчета», кстати, наукой до сей поры не прояснённого, не эксплицированного. В линейной же системе, даже не говоря о «коммунизме» (как самом выпуклом компоненте идеологии или выражением ее общей формы), за внешними формами «политэкономии» и броской управленческой иерархией скрыта уже новая историческая ограниченность доминирующего «технорасчета».
Третье - это коллективистский, или групповой, «фетишизм», приписываемый марксизму, хотя даже для классического марксизма главное вовсе не коллектив, а человек, точнее, познание обесчеловечивающего и действие ради человека. Понятие «коллектив» у нас было во всяком случае идеологизировано в положительном смысле до такой степени, что, кажется, с сутью коллектива можно разбираться, как, скажем, с понятием добра. Между тем нам еще долго предстоит привыкать к тому, что коллективы могут не только, говоря словами В. Высоцкого, делать ракеты, перекрывать Енисей и достигать успехов в области балета, но и «совершать» Чернобыль, поворачивать в никуда реки, паразитировать, заниматься бессмысленной деятельностью, поедать друг друга, запрещать строить у себя позарез нужные всем объекты, покрывать бездельников и пр. Коллектив может являться носителем святого патриотизма, интернационализма и быть толпой озверелого шовинизма, национализма, экстремизма. Короче говоря, в связи с коллективизмом теперь начинает выявляться колоссальная внутренняя раздвоенность, противоречивость (амбивалентность): коллектив и высокое, и тормозящее; доброе, сплачивающее, но и обезличивающее; коллегиальность - это и обсуждение, дискурс, но и «коллективная безответственность» и т.д. А «вся штука в чем, - писал, кстати, еще Энгельс, - ассоциация как таковая, взятая абстрактно, разумеется, в такой же степени зависит от условий, как и всякое отношение» (заметим наперед, отношение). Стоит напомнить, особо ортодоксам, еще и мысль Ленина, что общество, построенное на обмене, - тоже ассоциация, тоже некий «коллективизм».
Поэтому у христианских философов коллективность (ассоциативность, солидарность, коммунальность А. Зиновьева, общность, общинность, артельность и пр.) - это еще соборность и пр., и мы легко можем допустить ошибки, поскольку приближение к субъектной стороне правильно возможно только после уяснения всей совокупности материальных условий бытия, производственных отношений. Ведь в конце концов понимание человека как совокупности всех общественных отношений (а другой познавательной социологической установки фундаментального порядка быть не может), уже предполагает, что и форм коллективизма с их полилектикой негативности и позитивности огромное количество, от семейного до вселенского. С чем и можно будет разобраться только после переуяснения всех материальных отношений, так сказать, в конце. И уж забегая в это далекое вперед, заметим, что основная-то суть социализма символически репрезентируется (соответствует) не столько метафорой «коллектив», сколько бывшим универсальным обращением «товарищ». И это безмерно разные вещи.
Укоренилось представление, что коллектив есть некий субъект; и это «автоматически» фиксируется и экзотерическим, хозяйственным правом в виде субъекта права, как юридического лица - предприятие, колхоз, совхоз, НИИ, орган управления и т.д., т.е. право здесь и отражает тот факт, что в собственно линейном производстве «физические» лица лишь номинальны, не существуют. (Как, впрочем, и в любой форме производства, а потому и в «цивилизованном» обществе, в его тоже чистом виде, «лица» суть их одномерные капиталы.)
Во всех тех случаях, когда речь идет о любых социальных субъектах типа народ, партия, класс, сословие, слой, русские, таджики, правительство, орган, предприятие, коллектив, команда, экипаж, вплоть до банды и т.д., до бесконечности, речь идет о некоторых совокупностях людей, обладающих более или менее существенным общим признаком самой разной природы. Потому же в обществе никаких субъектов, кроме людей, нет и быть не может; но людей, так или иначе объединенных единством ли идей, организации, интересов, даже чувств, действий, порыва и пр., обладающих чем-то общим или просто одинаковым и т.д., мы всегда кратко и в этом же смысле условно обозначаем в форме некоторого «субъекта». Но принятие обозначения за обозначаемое и вызывает недоразумения, вплоть до трагических, вроде «враг народа» или «пошел против коллектива» и т.д. Но, строго говоря, у народа не может быть врага, он может быть у определенной совокупности людей, и «против коллектива» пойти, так сказать, физически невозможно, ибо не существует такого субъекта, хотя можно пойти против некоторых вполне определенных людей, связанных этим коллективом.
«Приписывать коллективу статус субъективности, т.е. говорить применительно к коллективу о «сознании», «волении» и «чувствовании можно только метафорически". Хотя тут же надо заметить, что в то же время совокупность людей иногда может выступать и в качестве субъективированного «актора», например в виде озверелой толпы или благородно воодушевленных широких масс.
Тем не менее когда говорят «коллектив сделал», «решил», «проявил самостоятельность», «ответил», «постановил» и т.д., то за этими условными, обыденными понятиями, суждениями, проскальзывает глубочайшая фальшь. Коллектив не может «сделать», «решить», «проявить самостоятельность», «ответить», «постановить» и пр., ибо все это могут делать только люди. Коллектив - это форма связи, отношение людей определенной совокупности; отношение, которое, вообще говоря, в зависимости от условий с равным успехом может как раскрывать способности людей, так и превращаться для людей в невыносимые тиски. Учитывая же сложившуюся положительную моральную нагруженность понятия «коллектив» (что вовсе и не всегда надо «исправлять»), об этом явлении в его объективном содержании мы чаще будем говорить «группа». Соответственно и, разумеется, было бы полной нелепостью отказаться от метафор «народ», «класс», «коллектив» и т.д., но только за таким субъектным обозначением совокупностей людей всегда следует иметь в виду некоторые отношения. В то же время именно затронутый коллективистский, или групповой, «фетишизм» как раз лукаво тем не менее и отражает самую глубокую суть линейной формы. Ведь коль скоро главным «анонимным» агентом (а такая «анонимность», напомню, - имманентное свойство «идеального типа» абсолютно любой системы производства) является группа, то это значит, что именно отношения, собственность, ее объект (технологии) и порождают такого агента, а не, так сказать, приятельские чувства.
Изложенные превратности хозяйственного (функционального) языка и мышления, «политэкономического» догматизма, а также собственно функционального организационно-управленческого технократизма (за коими скрыт доминирующий технорасчет) и коллективистского, группового «фетишизма» (за коим скрыта самоя собственность) позволяют теперь сделать первые шаги к уяснению этой собственности, сначала, образно говоря, в режиме обозрения.