Материал подготовлен
к.т.н. Харчевниковым А. Т.
СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ
Часть
9. Линейная (плановая, отраслевая) форма как «политическая технология».
…
9.4.
Основные понятия процессов соисполнения функций. Механизм взаимодействия.
Содержанием, «телом», носителем функции, элементарной технологией, или элементарным предметным богатством, функционального производства (как носителем товара является потребительная стоимость, полезная вещь), является полезная работа (хотя, конечно, не в физикалистском смысле) в бесконечном разнообразии ее конкретного содержания (т.е. опять же именно процесс).
Это работа коллектива и металлургического завода, и его же цеха, и горняков шахты, и механизаторов колхоза, и животноводов фермы, и транспортной организации, и складского хозяйства, и продавцов магазина и т.д. Совокупное богатство и предстает здесь как «сумма» всех работ, выполняемых функций производства, т.е. буквально как «сумма технологий». Понятно, что, скажем, обычная вещественно-продуктовая функция состоит в выпуске все тех же вещей, но, как предметная форма богатства функционального производства, работа все равно является процессом их создания, деятельностью коллектива, осуществляющего технологию. Предметные ценности здесь в самой деятельности, в том числе приводящей в движение вещи. Потому, постепенно ломая наипрочнейший товарный стереотип, надо всегда иметь в виду, что никакого продукта (в том числе и «валового») в функциональном производстве не существует, здесь есть только процессы, если уж так очень хочется, - услуги, но уж тогда «услуги» и металлургические, и авиастроительные и т.д. Потому телевизионный завод обеспечивает телевизорами магазины, т.е. выполняет функцию этого обеспечения, равно как магазины обеспечивают телевизорами население. Работа и суть элементарное богатство, несоразмерная с другими качественно определенная деятельность коллектива, конкретное содержание функции, реализуемое бесконечно разнообразным конкретным трудом, отличающим, так сказать, труд горняков от труда архитекторов.
Один из ортодоксов как-то заметил, что здесь суть дела не может быть в процессах, а заключена именно в результате какого-то процесса. Но это казуистический прием именно глубоко вещистского мышления. Хлеб, к примеру, мы можем есть как купленную в магазине вещь, но это же наше «хлебопотребление» является процессом хлебообеспечения нас магазином (и далее). «Результатом» здесь являются не съедаемые буханки хлеба (вещи), а само «хлебоедение» (процесс), успешно осуществляемое и упомянутым ортодоксом. Так что упомянутое хлебоедение и суть здесь тот самый результат, скажем, по отношению к тоже процессам посевной, уборки, хлебопечения.
Со своей стороны, будучи конкретно-определенным содержанием функции, работа характеризуется как качеством работы, т.е. уровнем выполнения некоторых общественно признанных требований к свойствам работы, так и количеством - как большая или меньшая мощность функции. Но при этом конкретная определенность никуда не исчезает, и работы как мощности разных функций остаются как таковые несопоставимы (скажем, мощность функции литейного завода и мощность функции обеспечивающего этот же завод конструкторского бюро). Поэтому, например, можно сказать, что общая мощность двух одинаковых телевизионных заводов вдвое больше мощности каждого из них, но эти мощности несоизмеримы с мощностью, скажем, мясокомбината.
Вообще по типу связей людей функциональное взаимодействие выше и сложней вещественно-продуктового. Один из принципиальных моментов здесь состоит в том, что элементарные акты соисполнения не парны (как в обмене), а всегда множественны по участникам. Соисполнение функций всегда предполагает многие функции, когда в каждой функции осуществляется одновременно соединение работ многих используемых или обеспечивающих функций и разведение работы по пользователям, обеспечиваемым функциям. В конечном счете в работе каждой функции в единстве соединения и разведения происходит «физическая», естественно-техническая увязка смежных работ.
В отправном для понимания иллюстративном примере агент вступает в связь с «правым» и «левым» смежником по конвейеру, да еше с тем, кто его обеспечивает нужными для операции деталями и с тем, кто обеспечивает общий ход конвейера, т.е. в этом упрощенном примере, где обменом вещей и отдаленно не пахнет, агент находится в одновременном взаимодействии по крайней мере с четырьмя другими агентами. Изучая мануфактуру, Маркс обратил внимание на две формы разделения труда в ней: подетальную (параллельно изготавливаются разные детали, затем собираются) и пооперационную (продукт при изготовлении проходит множество последовательных операций). Так вот, ячеистое разделение труда, основа функционального взаимодействия, логически и подобна своего рода большому «конвейеру», комбинации как «подетальных» (изготовление, скажем, двигателей, шасси, колес, электрики и сборка автомобиля) и «пооперационных» (добыча руды, очистка, обогащение, выплавка чугуна, стали, прокат и тд.) функций в их соисполнении. Но здесь, конечно, речь идет вовсе не о самой, бесконечно конкретной, естественно-технической увязке процессов в недрах производства, а именно об общественных формах ячеистого разделения труда, т.е. соисполнения. Ведь раз «люди так или иначе работают друг на друга, их труд получает тем самым общественную форму». Просто все базовые формы качественно различны. Так, в товарном производстве есть обмен, но в чистом виде нет соисполнения; парные акты обмена совершаются в договорной форме сделок обособленными товаропроизводителями, покупателями-продавцами. Сколько бы ни было таких сделок, каждая из них дуальна, а уж, как говорится, их согласование между собой - это внутреннее, частное дело каждого покупателя и товаропроизводителя. В соисполнении же элементарные акты осуществляются в уже общественной договорной форме согласований работ сразу некоторого множества смежных агентов в виде уже не сделки, а плана, который никогда не может быть механической суммой независимых парных сделок. Товарная сделка суть соглашение двух агентов, а план суть более сложное соглашение сразу многих агентов (вопрос же о том, почему при этой добровольности приходится выполнять и нелепые планы, так же как и вопрос о том, почему при полной добровольности пролетарию приходится продавать свою рабочую силу, пока преждевременен, ибо вначале речь идет о функциональности вообще, как о товаре вообще, т.е. о симметрии).
Итак, если в товарном производстве соисполнение функций (все равно неизбежное) - внутреннее или частное дело товаропроизводителя, то в функциональном производстве соисполнение функций выступает уже в виде общественных форм согласования («плановый торг», по Корнаи и, лишь в частности и по внешней видимости, «административный торг», по Кордонскому) и самого взаимодействия участников. Кроме того, ячеистому разделению труда (в отличие от товарного, предполагающего необходимость сходных, «конкурирующих» товаропроизводителей) как раз имманентно соисполнение прежде всего специализированных, разных функций (например, проектирование, нулевой цикл, возведение каркаса, монтаж оборудования, отделка и т.д.). т.е. непосредственно не сравнимых между собой связанных работ, когда о товарной связи между ними в ее сколько-нибудь строгом смысле (непосредственной «конкурентности») и речи быть не может. Ну а то, что при капитализме все в основном происходит в товарных формах, в том числе и по природе нетоварное (например, функциональное), так это и при феодализме все отношения феодализированы, и в линейной форме все функционализировано, даже если имеет товарную или местную природу.
В вопросах, близких именно к
функциональности (в капиталистической форме), Маркс писал; «Кооперация наемных
рабочих есть... только результат действия капитала, применяющего этих рабочих
одновременно. Связь их функций и их единство как производительного совокупного
организма лежит вне их самих, в капитале, который их объединяет и удерживает
вместе. Поэтому связь их работ противостоит им идеально как план, практически
- как авторитет капиталиста, как власть чужой воли, подчиняющей их деятельность
своим целям». Маркс, правда, здесь технологическую инвариантность не оттенил,
объединив базовое и историческое в один «капитал», но в
остальном точно. Так что и при капитализме (и в любой форме), в силу гетерогенности
производства, есть и функциональные взаимодействия (достаточно обратить
внимание на такие явления, как функции, одновременность, работа, план, - прямо
как будто Маркс начинал заглядывать в наши фундаментальные проблемы), но они
деформированы господствующей капиталистической формой, скрывающий их
собственное базовое содержание. Точно так же и в функциональном производстве
есть вещественно-продуктовые взаимодействия (снятые деформации).
Таким образом, в первом рассмотрении диспозитивного среза функционального производства мы видим сеть функций соисполняемых, по образной формуле: они обеспечивают нас, а мы обеспечиваем других агентов, так что все обеспечивают всех.
Кроме конкретной, несопоставимой, стороны работы функция имеет и абстрактную сторону общественной формы своего бытия - положение функции, проявляющееся в относительном единообразии заключенного в ее выполнении уже абстрактного труда исполнителей функции. Положение функции - это ее своего рода общественное, производственное место, одномерный «вес», в соотнесении с другими («меновая стоимость»). В целом пока можно сказать так: вместо обмена, товара, потребительной стоимости и стоимости товара (в товарном производстве) в функциональном производстве соответственно выступают соисполнение, функция, работа и положение функции. Но если обмен товаров осуществляется на основе равенства (величин) их стоимостей, то соисполнение функций осуществляется логически радикально по-другому, на основе соответствия (величин) положения функций. Функциональность здесь и обнаруживает себя именно как связь соответствия.
Логика этого соответствия (по
сравнению с логикой равенства), хоть в силу товарных стереотипов и необычна, но по сути проста. Функции, скажем, десяти проектировщиков
завода, соответствует функция ста строителей корпуса этого завода, она
соответствует функции двухсот монтажников оборудования, та и другая соответствуют
функции пятидесяти транспортников, обеспечивающих стройку и подвоз
оборудования. Очевидно, что величины десять, сто, двести, пятьдесят, как
характеристики положения функций, никак не равны, но само соответствие
положения функций при всякой данной эффективности труда различных работ есть
отнюдь не менее точное соотношение, чем равенство.
В первом приближении соответствие функций оказалось связанным с абстрактным трудом, выраженным в виде некоторых обобщенных численностей коллективов. Первая тонкость здесь уже в том, что численность эта не механическая, списочная, а всегда несколько большая по отношению к ней, учитывающая сложность труда, на чем мы остановимся несколько ниже. Пока вопрос состоит в другой тонкости. Что это за вступающие в соответствия объективные количества, величины абстрактного труда, если эти величины уже в виде численностей не определяются привычными затратами рабочего времени? К уяснению смысла этого количества нас подводит высказывание Маркса в связи с рассмотрением интенсивности труда: «Наряду с измерением рабочего времени как «величины протяженной» теперь выступает измерение степени его уплотнения». Дело, конечно, не в измерениях (мы имеем дело только с апостериорными величинами), а именно в том, что в связи с абстрактным трудом можно говорить по крайней мере о двух качественно разных величинах, одна из которых «протяженная» (выражается продолжительностью времени), а другая какая-то «непротяженная», хотя и тоже объективная.
В отличие от стоимости товара положение функции в ее первом превращении в количественную величину выступает как объем функции (величина положения), определяемый не величиной затрат абстрактного труда, а скоростью его затрат, мощностью. Сам по себе человеческий труд есть сущность бесконечномерная, но как «протяженная», «затрачиваемая», а потому и представленная в вещи в виде, например, стоимости, определяется временем, хотя сам труд, конечно, временем не является. В большом же «конвейере» функционального производства в силу его имманентной синхронности вовсе не время характеризует общественные формы соисполнения процессов труда (это время, в первом приближении, у всех одинаково), а само количество труда, осуществляющего в каждый данный момент те или иные «операции» на согласованном «конвейере».
Объем функции имеет объективный смысл общественно необходимого расхода труда в его содержательной аналогии не с энергией (количеством), а с мощностью, т.е. с затратами энергии в единицу времени при выполнении данной функции. Поэтому в смысле не величины, а именно ее «размерности» объем функции ничем не отличается ни от напряженности, ни от интенсивности труда (все они «мощности»), но их сущность крепко различна. Объем функции суть величина общественно-необходимого труда при его социальной равнонапряженности (меняющейся лишь «эпохально») во всем синхронном функциональном производстве, а интенсивность характеризует бесконечно возникающие и исчезающие индивидуальные, групповые, отраслевые и т.д. различия в этом расходе. Так что если узловой метафорой выражения особенности труда в товарной симметрии является равенство количества труда (в обменах), то в функциональной симметрии это - равенство напряженности труда (в соисполнении). Ну а всякие отклонения, искажения, метаморфозы, превращения и т.д. - это уже в обоих случаях дело десятое. Что же касается классических затрат абстрактного труда как величины «протяженной», то они не исчезают, остаются объективной характеристикой всего того, в чем хотя бы в какой-либо форме труд «накапливается» или осуществляется за некоторое время. В частности, логическое произведение объема функции на время ее выполнения оказывается «стоимостным» выражением выполнения этой функции, но в функциональном производстве действуют именно объемные, а не стоимостные отношения в соисполнении функций, так как «в чистом виде» обмена (выявляющего стоимость) здесь не существует.
9.4.1. Извечные коллизии вокруг сложного труда и эффективности труда.
Между тем сложность труда суть его естественная трудность в выполнении данной функции в объективной характеристике абстрактной стороны труда. Поэтому сложность есть количественная характеристика труда выполнения данной функции в его образовании объема функции. Эта сложность, строго говоря, никогда не может быть вычислена, так как состоит в апостериорном признании трудности данного труда. Соответственно простой труд есть специфическое признание труда вообще, а следовательно, существование более или менее сложного труда вообще, а вовсе не некоего совсем несложного. Сам же сложный труд есть объемная форма признания как затрат труда на демографическую подготовку работников («накопленное» в форме «дипломов»), так одновременно и текущего расхода их труда. Но в функциональном производстве исполнитель - тоже процесс, характеризуемый мощностью, трудовым потенциалам, и в целом происходит не стоимостная, а объемная редукция сложного труда (к простому). Поэтому, скажем, если «рабочая сила» имеет смысл штучно обмениваемой субстанции, то «потенциал», не только трудовой, но и вообще потенциал технологии, может согласовываться, включаться (рассогласовываться, выключаться), но никак не обмениваться. Образно говоря, зерно на хлеб или руду на металл можно обменять, но уборку (зерна) на выпечку (хлеба) или добычу (руды) на выплавку (металла) обменять нельзя ни при каких ухищрениях. Их можно согласовать, направить, начать, прервать, ускорить, замедлить, закончить и т.д., но только не обменять.
В отличие от капитализма, где занятость, как писал Маркс, не определяется «естественными границами» (население), в имманентно замкнутом функциональном производстве исполнители выступают в неблагозвучной, но базово совершенно естественной форме не рабочей силы, а кадров, штатов, номенклатур, должностей, степеней, разрядов и пр. выражений определенной работы и трудовых потенциалов работников и коллективов.
Итак, сложность труда связана со степенью профессиональной специализации, квалификации, компетенции, с факторами, выражающими различия знаний, опыта, опасности, вредности, ответственности, умственных, физических, нервных и пр. особенностей труда.
На этот счет весьма интересно следующее. На фактическом материале можно показать, что реальная «сетка» оплаты труда руководителей и рабочих на предприятиях Франции, ФРГ и СССР – одного и «того же порядка». Здесь усматривается некоторая объективная инвариантность в иерархиях сложности труда на предприятиях современных индустриальных структур. Хотя есть и разница: директора в обоих случаях - управленцы, но на советских предприятиях над директором стоит чиновник лишь следующего разряда сетки, а на типичных капиталистических предприятиях над директором стоит, в классическом случае, частный владелец, собственник, с самоустанавливаемым «разрядом», надо полагать приличным, к тому же скрытым «коммерческой тайной». В системе издержек, дохода, налогов, прибыли, скрупулезно фиксируемых отчетностью, есть, однако, пунктик, полностью покрытый мраком неизвестности. Это, так сказать, личный расход собственника предприятия, который может быть не занят не только сложным, но и простым трудом. Однако никаких цифр на сей счет нет. Это «табу» всех западных статистик.
В общем
в исходных абстракциях смысл сложного труда скромен по содержанию и в этом
отношении фундаментален и прост - ведь категории заработной платы, специально
вовсе еще не существует на данной ступени нашего изложения. Куда как ясней сказано.
Потому и мы здесь лишь фиксируем, что во всех многообразиях
происходит объективная редукция, «сведение» во всех формах сложного труда к
простому как к единственной мере полезного человеческого труда вообще, т.е.
просто труда или простого труда, как единственной же негэнтропийной, созидающей
субстанции вообще всего на свете, но лишь в его «мощностной», функциональной
форме. Редукция - это и есть просто объективно складывающееся
общественное уважение, определенная элементарная справедливость в отношении к
трудности деятельности.
Другое дело – это «материальная» справедливость, которая каждый раз, подчас сильно, в разных исторических формах совершенно по-разному «материально» же нарушается, но пока речь лишь об абстракции симметрии функционального взаимодействия.
Далее. Соответственно упомянутая эффективность труда, точнее, уже именно процессов труда есть как бы материальная и логическая генерализация производительности труда, но потому ж и никогда не сводимая к ней. Последняя есть только частный (снятый, предельный- как и во всякой генерализации) случай эффективности, когда выполняемая функция вещественна, т.е. работа состоит в непосредственном изготовлении вещей. Другими словами, эффективность труда определяется мощностью функции, приходящейся на одного работника, т.е. всегда связана не с абстрактной (объемной), а с конкретной стороной труда любого рода, от шахтерского до конторского. Понятно, что в совокупном процессе с ростом эффективности труда положение данной функции уменьшается, разумеется, при прочих равных условиях (например, если с ростом эффективности совпадает и рост потребности в данной функции, то тогда и ее положение может расти, несмотря на увеличение эффективности). Говоря абстрактно, приближаясь к бесконечности, эффективность означает выполнение необходимой работы бесконечно малым объемом функции.
Например, раньше, скажем, проблемой отопления города были заняты едва ли не все его жители, а теперь - только работники ТЭЦ, ДЭЗов или ЖЭКов. В самом общем случае эффективность непосредственного труда (труда, имеющего дело с «косной материей») зависит от огромного количества конкретных факторов, от типа или модификации технологии, от ее состояния, от оснащенности функции, от ее обеспеченности другими работами, от потенциала технологии (в частности, ее производительности), от ее масштабов, от природных условий и, наконец, от организации самой работы коллектива, квалификации и расстановки работников. Поэтому, будучи одним из элементарных проявлений общественного прогресса вообще, роста негэнтропии, эффективность труда абсолютна лишь в своей относительности («рост»), в частности конкретней обнаруживаясь в самосопоставлении однородной работы (динамика), в сравнении со схожей работой, с абстракцией потенциально достижимой работы и т.д. Но наибольшие трудности в понимании эффективности труда состоят совсем в другом.
Вообще любопытно, что не экономист, а философ К. Кантор, пусть терминологически неточно, но по сути верно, замечает, что экономическая эффективность не адекватна «советскому обществу». Однако в том смысле, недоговоренном Кантором, в каком, скажем, желудок можно охарактеризовать, допустим, скоростью переваривания пищи, нервную систему таковым «показателем» уже не охарактеризуешь, хотя с ней, конечно, связана и работа желудка. Вот это, похоже, и будет требовать постоянных пояснений.
Когда мы только упоминаем слова «производительность» или «эффективность», то это как бы «автоматически» тут же толкает мысль к количественной форме «больше-меньше». Оно и верно. Но с учетом двух моментов. Во-первых, оба явления имеют дело только с конкретным трудом, результат или ход которого вычисляется тоже только в весьма узких пределах и, как отмечалось, относительных формах. Во-вторых, производительность и эффективность -это количественные моменты совершенно разных качеств, разных типов общественных форм конкретного труда. Это, как бы сказал А.Ф. Лосев, совершенно «разные категории». Это атрибуты разных общественных механизмов, «обменного» и «соисполнительного».
Хитрая беда здесь в том, что
само слово «эффективность», как в таких случаях говорят социологи, заметно оккупировано в экономиксной литературе. «Сравнение
издержек и выручки», пишет например А.П. Паршев, в целом пытаясь «облагородить» капитализм, и называется
«эффективность». Но в действительности это явление доминантно совсем не
имманентно капитализму, не присуще ему. Вещественное производство и
характеризуется вещественной же характеристикой (в самой глубокой основе -
производительность), а функциональное производство характеризуется
эффективностью. Даже если она низка! Это не количественно, а
прежде всего типологически разные характеристики.
На этот счет В. Глухова точно пишет, что эффективность - это мера субъект-субъектных отношений, всегда присущая конкретной ситуации. Но вот типы этих субъект-субъектных отношений (а это, напомним, философский «намек» на производственные отношения) определятся объектом этих отношений. Потому экономическая эффективность (в основе - производительность) связана с «метафизикой» производства вещей, а эффективность - с «метафизикой» технологий, соисполнения работ. Всегда одновременно многих. Производительность связана с производством вещей, а эффективность - с выполнением функций (процессов), сводимых к производительности лишь в частных случаях. Потому, даже сам термин «эффективность» в хозяйственную практику начал вводиться именно в СССР еще в 1920 г. С.Г. Струмилиным. (Хотя, вполне вероятно, само понятие «эффективность» тоже узковато; множественность функциональных связей позволяет предположить, что более адекватной или дополнительной характеристикой труда здесь должна бы быть организованность; что опять же совсем не эквивалентно ее какой-то, тем более всегда конкретной, величине.)
Потому в удачливом капитализме может быть бешеная производительность, но, строго говоря, там еще нет эффективности (организованности) как общественного атрибута производства. Абсолютно имманентная капитализму, так сказать, легитимная безработица, например, - свидетельство отсутствия эффективности или организованности как общественного атрибута. Равным образом в удачливом феодализме могли жить временами сытно и припеваючи, но там еще не было (доминантно) производительности труда, была полнота жизнеобеспечения, натуральная «продуктивность» местности, «живущей пашни», самодостаточность.
На этот счет, расширяя понимание производства как хотя бы двух «технологических стилей», Л. Гребнев естественно приходит к достаточно широкой трактовке эффективности хозяйствования, которая «включает: устойчивость получения конечных результатов, уровень использования ресурсов (прежде всего человеческого фактора), наконец, целесообразность функционирования, понимаемую как подчиненность экономики как части интересам жизни целого- общества». А последнее уже явно близко к организованности, включающей еще и некоторую защищенность человека, так сказать, от стихий производственных невзгод.
Потому же, например, нельзя не согласиться, что «экономичность предприятий, технологические новации и предприимчивость» действительно имманентны «развитому» капитализму. Но это совсем не тождественно организованности всего производства, тем более если в сравнениях систем отвлечься от кризисных состояний.
И, наконец, общественные
сравнения «успехов» выходят вообще в совершенно другие «материи» процессов
гонки культур, характеризуемых совершенно иной атрибутикой. Но в нашем движении
это дело очень и очень далекое.
9.4.2. Промежуточная форма «закона положения функций».
Итак, в рассмотренной диспозитивной сети соисполнение функций осуществляется на основе соответствия положения смежных функций, а величина положения, объем функции, определяется общественно необходимым трудом ее выполнения. Назовем это концентрированное выражение функциональной симметрии в сети промежуточной формой «закона положения функций».
Промежуточная форма закона положения функций кажется формальной перелицовкой закона стоимости. И хотя речь идет о связях производства совершенно другой, логически ортогональной, природы, в этом нет ничего удивительного в силу некоторых изоморфизмов всех базовых взаимодействий. Но главное совсем в другом - по своей «неатомистической» логике функциональное взаимодействие сложней товара. Так, изложенный по промежуточной «аналогии» закон положения функций в отличие от закона стоимости даже (или тем более?) в абстрактной диспозитивной сети функций сам по себе (прямо-таки в полную противоположность закону стоимости) никак не выполняется. Если товаропроизводитель начинает работать «неэффективно» (в сравнении с другими - непроизводительно), то при продаже своих продуктов на рынке посредством знаков - денег, цен (как говорят неоклассики, сигналов рынка) он это мигом заметит и либо разорится, либо подтянется, что и означает проявление закона стоимости. Но если исполнитель функции работает неэффективно (для простоты сравнения - непроизводительно), то его потребители не имеют никакого влияния на нашего исполнителя (как не влияет работник «конвейера» на исполнителя предшествующей операции), а поставщики тем более по-прежнему обеспечивают нашего «неэффективного» исполнителя, ибо они тоже не «знают», что у него происходит, как не «знает» работник «конвейера», как идут дела в последующей операции. Короче говоря, функциональное взаимодействие вообще в своей основе является диспозитивным, но в то нее время никак не сводится к диспозитивной сети.
Подобно тому
как обмен товаров нуждается в «третьем» товаре (деньгах), соисполнение функций
(процессов) нуждается в «третьих» функциях (процессах), в управлении, каковое
и имеет дело с материально-знаковыми (выражаясь экономически, «сигнальными»)
отношениями функционального производства. Или все теми же «символическими
посредниками» в смысле Т. Парсонса.
Положение функции не менее объективное отношение, чем стоимость товара, но является в своей относительной конкретности общественных форм выражения логически еще более сложным путем. От неуловимой, но объективной стоимости к ее же знаковому (денежному) выражению (цена) дистанция логически короче и проще, нежели от тоже неуловимого, но столь же объективного положения функции к его общественным знаковым выражениям. В общем относительно простые аналогии кончаются.
Местное взаимодействие, вспомним, априори территориально замыкается, т.е. в совокупном производстве стремится к иерархической дискретизации с максимально возможной самообеспеченностью («использование ареалов») каждой зоны (от двора до страны). Функциональное взаимодействие столь же априори синхронизируется (нет неработающих исполнителей) и функционально замыкается (нет функций, не смежных с другими) с адресной диспозитивностью функций (осуществляемых на «заранее известного потребителя»). Образно говоря, то, что надлежит изучать, можно первоначально охарактеризовать цитатой из работ Юра, приведенной Марксом: «Огромный автомат, составленный из многочисленных механических и сознательных органов, действующих согласованно и без перерыва». Как говорится, просто ничего общего с рынком. Но вот здесь и нужны весьма развернутые пояснения по поводу такой прекрасно известной аналогии с автоматом, конторой, конвейером, синдикатом, фабрикой, даже оркестром.
Далее - в предельно мягкой форме выражения, как бы
«упреком» всем нашим экономтеоретикам.
Сквозной акцент понимания всей плановой системы был практически везде и всюду сосредоточен на ультраструктуре иерархии (управление, «административно-командная система», «бюрократия»), оставляя в тени самое «тело» производства. В ходе «реформ» в Венгрии эта иерархия была подразрушена (хотя как раз в Венгрии довольно осторожно, частично). Естественно, что в этих условиях сообразно экономмышлению центральным предметом концептуально и вполне на «атомистический», капиталистический, рыночный лад стали предприятия. Но материально, производственно все оказалось совершенно не так. По мере отпускания предприятий в «самостоятельность», рынок, показывает Старк (1996), вдруг стали приоткрываться многочисленные «неформальные» горизонтальные связи. Естественно, что раз рыночного экономподобия нет, то открывающиеся реалии требуют для обозначения и других метафор. В результате Старк приходит к тому, что исходная посылка «от предприятия» вообще неверна. Выявилось реальное существование «межфирменных сетей» - не изолированных предприятий, а их «сетей», структур с «отчетливыми сетевыми характеристиками» и т.д. Более того, Старк даже делает вывод о том, что именно «формирование корпоративных сетей» является альтернативой «принудительному дихотомичному выбору между иерархией и рынком».
Ясно, что материальная
структура производства выявилась как логически совершенно иная, неэкономическая
в сколько-нибудь строгом смысле «экономического».
Вот эту абстрактную «горизонтальную», диспозитивную сеть производства мы эскизно и рассмотрели. Именно она и является основой, если угодно, уже видимого «административного рынка». Хотя и не «рынка» вовсе, а совсем другого типа хаоса, суеты, «игры» и пр.
Аристотель писал в «Политике», что далеки от
истины те, кто не видит различия «между большой семьей» и небольшим государством.
Но до сих пор многие не видят. Короче говоря, даже огромная
фирма («фабрика»), будь она хоть трижды транснациональная, сколь угодно
«планирующая», есть лишь хозяйственная форма (могущая изменяться, сливаться,
распадаться, исчезать и т.д. и «оптимизироваться» в своих пределах), а даже
«маленькое» функциональное производство, которое, вовсе не претендуя на
изучение будущего, классики лишь исключительно образно и сравнивали с
фабрикой, - это не хозяйственная, а общественно-производственная форма.
А это противоположность сфер юридическо-хозяйственной («небо») и материальной («земля») производственных отношений. Так что аналогия с фабрикой метафорически правомерна, но только с
отсечением малейших хозяйственно-политических, «оптимизационных» и управленческих
интенций, т.е. в понимании работы этой «фабрики», включая управление, как
независимой от воли и сознания людей или как планомерности (формы
соисполнения), т.е. радикально другого (нетоварного) механизма, типа хаоса,
«борьбы и согласия», с распределенной обратной связью. В сравнении с
капитализмом плановая форма действительно подобна «фабрике» (связи не только
внутри предприятий, но и между ними технологизированы),
но вот в собственном содержании это радикально не «фабрика», а новый тип
производственных отношений. Но это-то и не по зубам экономическому мышлению.
Потому ж, возможно, начиная с А. Богданова, имели хождение идеи о тотально плановом обществе. …через много лет вновь повторяя и в «Тектологии»: «Всю сумму рабочих сил общества - десятки и сотни миллионов разнообразно дифференцированных единиц - придется стройно связать в один коллектив и точно координировать со всей наличной суммой средств производства...». Вспомним полнейшую абсурдность такой задачи даже для «200 товаров» у С. Брагинского и Я. Певзнера, впрочем, как и Богданов тоже ничего не понявших, хотя и в обратную сторону. И в этой связи полезны рассуждения Л.Н. Юровского. «Плановый порядок, - писал он в 1926 г., - мыслим в полной своей законченности и с совершенным устранением закона стоимости». Потому то же, но весьма упрощенно: как именно «мыслим», классически, - как непротиворечивая идея; или конструктивистски, т.е. может быть построен, ибо речь идет о «построении» как конечном описании, алгоритме.
Богдановская
«планомерность» чисто платоновская – «непротиворечивая идея». В самом деле,
невозможно отыскать логического противоречия во вполне мыслимой «координации»
движения в обществе каждой иголки, гвоздя или куска хлеба. Такая абстракция
планомерности и выливается в ужасающий проективный, нормативный идеализирующий
подход, далее уже наглухо закрытый для познания. Надо лишь ждать или стремиться
к «полному обобществлению», превращению производства в единый «автоматизированный
поток» и пр., так сказать, с абсолютной
планируемостью. Эту безумную («дикую») идею просто невозможно реализовать даже
и в теоретически и исторически обозримом будущем. Это теперь чувствуют и
неисправимые ортодоксы, скажем, характеризуя «социализм» теперь помягче, как «сознательное регулирование общественного
производства как целого».
Но абстракция планомерности
может быть и совсем другой, как взятие объективного среза бытия (не отменяющего
всех других), а это и есть прежде всего абстракция функционального
базового взаимодействия как симметрии. Это, конечно, напомню,
тоже родовой «идеальный тип», но вовсе не нормативной, а конструктивной (в
математическом, интуиционистском смысле) идеализации. А это совершенно
разные вещи, так как такой анализ «чистой» функциональности, увы, в отличие от
проектизма требующий открытий ее сущности, отнюдь не отменяет последующий
анализ ее композиций уже в реальности и со всеми другими взаимодействиями, в
том числе с рыночным, натуральным и пр.