Материал подготовлен

к.т.н. Харчевниковым А. Т.

 

СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ

 

Часть 9. Линейная (плановая, отраслевая) форма как «политическая технология».

 

 

9.4. Основные понятия процессов соисполнения функций. Механизм взаимодействия.

 

Содержанием, «телом», носителем функции, элементарной технологией, или элементарным предметным богатством, функ­ционального производства (как носителем товара является по­требительная стоимость, полезная вещь), является полезная рабо­та (хотя, конечно, не в физикалистском смысле) в бесконечном разнообразии ее конкретного содер­жания (т.е. опять же именно процесс).

Это работа коллектива и металлургического завода, и его же цеха, и горняков шахты, и механизаторов колхоза, и животново­дов фермы, и транспортной организации, и складского хозяйст­ва, и продавцов магазина и т.д. Совокупное богатство и предста­ет здесь как «сумма» всех работ, выполняемых функций произ­водства, т.е. буквально как «сумма технологий». Понятно, что, скажем, обычная вещественно-продуктовая функция состоит в выпуске все тех же вещей, но, как предметная форма богатства функционального производства, работа все равно является про­цессом их создания, деятельностью коллектива, осуществляющего технологию. Предметные ценности здесь в самой деятельности, в том числе приводящей в движение вещи. Потому, постепенно ло­мая наипрочнейший товарный стереотип, надо всегда иметь в виду, что никакого продукта (в том числе и «валового») в функциональном производстве не сущест­вует, здесь есть только процессы, если уж так очень хочется, - услуги, но уж тогда «услуги» и металлургические, и авиастроитель­ные и т.д. Потому телевизионный завод обеспечивает телевизорами магазины, т.е. выполняет функцию этого обеспечения, равно как магазины обеспечивают телевизо­рами население. Работа и суть элементарное богатство, несораз­мерная с другими качественно определенная деятельность кол­лектива, конкретное содержание функции, реализуемое беско­нечно разнообразным конкретным трудом, отличающим, так ска­зать, труд горняков от труда архитекторов.

Один из ортодоксов как-то заметил, что здесь суть дела не мо­жет быть в процессах, а заключена именно в результате какого-то процесса. Но это казуистический прием именно глубоко вещистского мышления. Хлеб, к примеру, мы можем есть как купленную в магазине вещь, но это же наше «хлебопотребление» является процессом хлебообеспечения нас магазином (и далее). «Результа­том» здесь являются не съедаемые буханки хлеба (вещи), а само «хлебоедение» (процесс), успешно осу­ществляемое и упомянутым ортодоксом. Так что упомянутое хле­боедение и суть здесь тот самый результат, скажем, по отноше­нию к тоже процессам посевной, уборки, хлебопечения.

Со своей стороны, будучи конкретно-определенным содержа­нием функции, работа характеризуется как качеством работы, т.е. уровнем выполнения некоторых общественно признанных требо­ваний к свойствам работы, так и количеством - как большая или меньшая мощность функции. Но при этом конкретная определен­ность никуда не исчезает, и работы как мощности разных функ­ций остаются как таковые несопоставимы (скажем, мощность функции литейного завода и мощность функции обеспечивающего этот же завод конструкторского бюро). Поэтому, например, можно сказать, что общая мощность двух одинаковых телевизионных за­водов вдвое больше мощности каждого из них, но эти мощности несоизмеримы с мощностью, скажем, мясокомбината.

Вообще по типу связей людей функциональное взаимодействие выше и сложней вещественно-продуктового. Один из принципи­альных моментов здесь состоит в том, что элементарные акты соисполнения не парны (как в обмене), а всегда множественны по участникам. Соисполнение функций всегда предполагает многие функции, когда в каждой функции осуществляется одновременно соединение работ многих используемых или обеспечивающих функций и разведение работы по пользователям, обеспечиваемым функциям. В конечном счете в работе каждой функции в единстве соединения и разведения происходит «физическая», естественно-техническая увязка смежных работ.

В отправном для понимания иллюстративном примере агент вступает в связь с «правым» и «левым» смежником по конвейеру, да еше с тем, кто его обеспечивает нужными для операции деталями и с тем, кто обеспечивает общий ход конвейера, т.е. в этом упрощенном примере, где обменом вещей и отдаленно не пахнет, агент находится в одновременном взаимодействии по крайней мере с четырьмя дру­гими агентами. Изучая мануфактуру, Маркс обратил внимание на две формы разделения труда в ней: подетальную (параллельно изго­тавливаются разные детали, затем собираются) и пооперационную (продукт при изготовлении проходит множество последовательных операций). Так вот, ячеистое разделение труда, основа функциональ­ного взаимодействия, логически и подобна своего рода большому «конвейеру», комбинации как «подетальных» (изготовление, скажем, двигателей, шасси, колес, электрики и сборка автомобиля) и «поопе­рационных» (добыча руды, очистка, обогащение, выплавка чугуна, стали, прокат и тд.) функций в их соисполнении. Но здесь, конечно, речь идет вовсе не о самой, бесконечно конкретной, естественно-технической увязке процессов в недрах производства, а именно об общественных формах ячеистого разделения труда, т.е. соисполне­ния. Ведь раз «люди так или иначе работают друг на друга, их труд получает тем самым общественную форму». Просто все базовые формы качественно различны. Так, в товарном производстве есть обмен, но в чистом виде нет соисполнения; парные акты обмена со­вершаются в договорной форме сделок обособленными товаропроиз­водителями, покупателями-продавцами. Сколько бы ни было таких сделок, каждая из них дуальна, а уж, как говорится, их согласование между собой - это внутреннее, частное дело каждого покупателя и товаропроизводителя. В соисполнении же элементарные акты осу­ществляются в уже общественной договорной форме согласований работ сразу некоторого множества смежных агентов в виде уже не сделки, а плана, который никогда не может быть механической сум­мой независимых парных сделок. Товарная сделка суть соглашение двух агентов, а план суть более сложное соглашение сразу многих агентов (вопрос же о том, почему при этой добровольности приходит­ся выполнять и нелепые планы, так же как и вопрос о том, почему при полной добровольности пролетарию приходится продавать свою рабочую силу, пока преждевременен, ибо вначале речь идет о функ­циональности вообще, как о товаре вообще, т.е. о симметрии).

Итак, если в товарном производстве соисполнение функций (все равно неизбежное) - внутреннее или частное дело товаропро­изводителя, то в функциональном производстве соисполнение фун­кций выступает уже в виде общественных форм согласования («плановый торг», по Корнаи и, лишь в частности и по внешней видимости, «административный торг», по Кордонскому) и самого взаимодействия участников. Кроме того, ячеистому разделению труда (в отличие от товарного, предполагающего необходимость сходных, «конкурирующих» товаропроизводителей) как раз имма­нентно соисполнение прежде всего специализированных, разных функций (например, проектирование, нулевой цикл, возведение каркаса, монтаж оборудования, отделка и т.д.). т.е. непосредствен­но не сравнимых между собой связанных работ, когда о товарной связи между ними в ее сколько-нибудь строгом смысле (непосред­ственной «конкурентности») и речи быть не может. Ну а то, что при капитализме все в основном происходит в товарных формах, в том числе и по природе нетоварное (напри­мер, функциональное), так это и при феодализме все отношения феодализированы, и в линейной форме все функционализировано, даже если имеет товарную или местную природу.

В вопросах, близких именно к функциональности (в капиталисти­ческой форме), Маркс писал; «Кооперация наемных рабочих есть... только результат действия капитала, применяющего этих рабочих од­новременно. Связь их функций и их единство как производительного совокупного организма лежит вне их самих, в капитале, который их объединяет и удерживает вместе. Поэтому связь их работ противосто­ит им идеально как план, практически - как авторитет капиталиста, как власть чужой воли, подчиняющей их деятельность своим целям». Маркс, правда, здесь технологическую инвариантность не оттенил, объединив базовое и историческое в один «капитал», но в остальном точно. Так что и при капитализме (и в любой форме), в силу гетероген­ности производства, есть и функциональные взаимодействия (доста­точно обратить внимание на такие явления, как функции, одновре­менность, работа, план, - прямо как будто Маркс начинал заглядывать в наши фундаментальные проблемы), но они деформированы господ­ствующей капиталистической формой, скрывающий их собственное базовое содержание. Точно так же и в функциональном производстве есть вещественно-продуктовые взаимодействия (снятые деформации).

Таким образом, в первом рассмотрении диспозитивного среза функционального производства мы видим сеть функций соисполняемых, по образной формуле: они обеспечивают нас, а мы обеспечиваем других агентов, так что все обеспечивают всех.

Кроме конкретной, несопоставимой, стороны работы функ­ция имеет и абстрактную сторону общественной формы своего бытия - положение функции, проявляющееся в относительном единообразии заключенного в ее выполнении уже абстрактного труда исполнителей функции. Положение функции - это ее сво­его рода общественное, производственное место, одномерный «вес», в соотнесении с другими («меновая стоимость»). В целом пока можно сказать так: вместо обмена, товара, потребительной стоимости и стоимости товара (в товарном производстве) в функциональном производстве соответственно выступают соисполнение, функция, работа и положение функции. Но если обмен товаров осуществляется на основе равенства (величин) их стои­мостей, то соисполнение функций осуществляется логически ра­дикально по-другому, на основе соответствия (величин) поло­жения функций. Функциональность здесь и обнаруживает себя именно как связь соответствия.

Логика этого соответствия (по сравнению с логикой равенства), хоть в силу товарных стереотипов и необычна, но по сути проста. Функции, скажем, десяти проектировщиков завода, соответствует функция ста строителей корпуса этого завода, она соответствует функции двухсот монтажников оборудования, та и другая соот­ветствуют функции пятидесяти транспортников, обеспечиваю­щих стройку и подвоз оборудования. Очевидно, что величины де­сять, сто, двести, пятьдесят, как характеристики положения фун­кций, никак не равны, но само соответствие положения функций при всякой данной эффективности труда различных работ есть отнюдь не менее точное соотношение, чем равенство.

В первом приближении соответствие функций оказалось свя­занным с абстрактным трудом, выраженным в виде некоторых обобщенных численностей коллективов. Первая тонкость здесь уже в том, что численность эта не механическая, списочная, а все­гда несколько большая по отношению к ней, учитывающая слож­ность труда, на чем мы остановимся несколько ниже. Пока вопрос состоит в другой тонкости. Что это за вступающие в соответствия объективные количества, величины абстрактного труда, если эти величины уже в виде численностей не определяются привычными затратами рабочего времени? К уяснению смысла этого количест­ва нас подводит высказывание Маркса в связи с рассмотрением интенсивности труда: «Наряду с измерением рабочего времени как «величины протяженной» теперь выступает измерение степени его уплотнения». Дело, конечно, не в измерениях (мы имеем дело только с апостериорными величинами), а именно в том, что в свя­зи с абстрактным трудом можно говорить по крайней мере о двух качественно разных величинах, одна из которых «протяженная» (выражается продолжительностью времени), а другая какая-то «непротяженная», хотя и тоже объективная.

В отличие от стоимости товара положение функции в ее пер­вом превращении в количественную величину выступает как объем функции (величина положения), определяемый не величи­ной затрат абстрактного труда, а скоростью его затрат, мощно­стью. Сам по себе человеческий труд есть сущность бесконечно­мерная, но как «протяженная», «затрачиваемая», а потому и представленная в вещи в виде, например, стоимости, определя­ется временем, хотя сам труд, конечно, временем не является. В большом же «конвейере» функционального производства в силу его имманентной синхронности вовсе не время характеризует общественные формы соисполнения процессов труда (это время, в первом приближении, у всех одинаково), а само количество труда, осуществляющего в каждый данный момент те или иные «операции» на согласованном «конвейере».

Объем функции имеет объективный смысл общественно необ­ходимого расхода труда в его содержательной аналогии не с энер­гией (количеством), а с мощностью, т.е. с затратами энергии в единицу времени при выполнении данной функции. Поэтому в смысле не величины, а именно ее «размерности» объем функции ничем не отличается ни от напряженности, ни от интенсивности труда (все они «мощно­сти»), но их сущность крепко различна. Объем функции суть вели­чина общественно-необходимого труда при его социальной равнонапряженности (меняющейся лишь «эпохально») во всем синхрон­ном функциональном производстве, а интенсивность характери­зует бесконечно возникающие и исчезающие индивидуальные, групповые, отраслевые и т.д. различия в этом расходе. Так что если узловой метафорой выражения особенности труда в товарной симметрии является равенство количества труда (в обменах), то в функциональной симметрии это - равенство напряженности тру­да (в соисполнении). Ну а всякие отклонения, искажения, мета­морфозы, превращения и т.д. - это уже в обоих случаях дело деся­тое. Что же касается классических затрат абстрактного труда как величины «протяженной», то они не исчезают, остаются объектив­ной характеристикой всего того, в чем хотя бы в какой-либо форме труд «накапливается» или осуществляется за некоторое время. В частности, логическое произведение объема функции на время ее выполнения оказывается «стоимостным» выражением выполнения этой функции, но в функциональном производстве действуют именно объемные, а не стоимостные отношения в соисполнении функций, так как «в чистом виде» обмена (выявляющего стои­мость) здесь не существует.

 

9.4.1. Извечные коллизии вокруг сложного труда и эффективности труда.

Между тем сложность тру­да суть его естественная трудность в выполнении данной функции в объективной характеристике абстрактной стороны труда. Поэто­му сложность есть количественная характеристика труда выполне­ния данной функции в его образовании объема функции. Эта сложность, строго говоря, никогда не может быть вычислена, так как состоит в апостериорном признании трудности данного труда. Соответственно простой труд есть специфическое признание труда вообще, а следователь­но, существование более или менее сложного труда вообще, а вовсе не некоего совсем несложного. Сам же сложный труд есть объем­ная форма признания как затрат труда на демографическую под­готовку работников («накопленное» в форме «дипломов»), так одно­временно и текущего расхода их труда. Но в функциональном про­изводстве исполнитель - тоже процесс, характеризуемый мощно­стью, трудовым потенциалам, и в целом происходит не стоимост­ная, а объемная редукция сложного труда (к простому). Поэтому, скажем, если «рабочая сила» имеет смысл штучно обмениваемой субстанции, то «потенциал», не только трудовой, но и вообще потенциал техноло­гии, может согласовываться, включаться (рассогласовываться, вы­ключаться), но никак не обмениваться. Образно говоря, зерно на хлеб или руду на металл можно обменять, но уборку (зерна) на вы­печку (хлеба) или добычу (руды) на выплавку (металла) обменять нельзя ни при каких ухищрениях. Их можно согласовать, напра­вить, начать, прервать, ускорить, замедлить, закончить и т.д., но только не обменять.

В отличие от капитализма, где занятость, как писал Маркс, не определяется «естественными границами» (на­селение), в имманентно замкнутом функциональном производстве исполнители выступают в неблагозвучной, но базово совершенно естественной форме не рабочей силы, а кадров, штатов, номенкла­тур, должностей, степеней, разрядов и пр. выражений определен­ной работы и трудовых потенциалов работников и коллективов.

Итак, сложность труда связана со степенью профессиональ­ной специализации, квалификации, компетенции, с факторами, выражающими различия знаний, опыта, опасности, вредности, ответственности, умственных, физических, нервных и пр. осо­бенностей труда.

На этот счет весьма интересно следующее. На фактическом ма­териале можно показать, что реальная «сетка» оплаты тру­да руководителей и рабочих на предприятиях Франции, ФРГ и СССР – одного и «того же порядка». Здесь усматривается некоторая объективная инвариантность в ие­рархиях сложности труда на предприятиях современных индуст­риальных структур. Хотя есть и разница: директора в обоих случаях - управленцы, но на совет­ских предприятиях над директором стоит чиновник лишь следую­щего разряда сетки, а на типичных капиталистических предприятиях над директором стоит, в классическом случае, частный вла­делец, собственник, с самоустанавливаемым «разрядом», надо по­лагать приличным, к тому же скрытым «коммерческой тайной». В системе издержек, дохода, налогов, прибыли, скрупулезно фикси­руемых отчетностью, есть, однако, пунктик, полностью покрытый мраком неизвестности. Это, так сказать, личный расход собствен­ника предприятия, который может быть не занят не только слож­ным, но и простым трудом. Однако никаких цифр на сей счет нет. Это «табу» всех западных статистик.

В общем в исходных абстракциях смысл сложного труда скро­мен по содержанию и в этом отношении фундаментален и прост - ведь категории заработной платы, специально вовсе еще не суще­ствует на данной ступени нашего изложения. Куда как ясней ска­зано. Потому и мы здесь лишь фиксируем, что во всех многообра­зиях происходит объективная редукция, «сведение» во всех формах сложного труда к простому как к единственной мере полезного че­ловеческого труда вообще, т.е. просто труда или простого труда, как единственной же негэнтропийной, созидающей субстанции вообще всего на свете, но лишь в его «мощностной», функциональ­ной форме. Редукция - это и есть просто объективно складывающееся общественное уважение, оп­ределенная элементарная справедливость в отношении к трудно­сти деятельности.

Другое дело – это «материальная» справедливость, которая каждый раз, подчас сильно,  в разных исторических формах совершенно по-разному «материально» же нарушается, но пока речь лишь об абстракции симметрии функционального взаимодействия.

Далее. Соответственно упомянутая эффективность труда, точнее, уже именно процессов труда есть как бы материальная и логическая ге­нерализация производительности труда, но потому ж и никогда не сводимая к ней. Последняя есть только частный (снятый, предель­ный- как и во всякой генерализации) случай эффективности, когда выполняемая функция вещественна, т.е. работа состоит в непосред­ственном изготовлении вещей. Другими словами, эффективность труда определяется мощностью функции, приходящейся на одного работника, т.е. всегда связана не с абстрактной (объемной), а с кон­кретной стороной труда любого рода, от шахтерского до контор­ского. Понятно, что в совокупном процессе с ростом эффективности труда положение данной функции уменьшается, разумеется, при прочих равных условиях (например, если с ростом эффективности совпадает и рост потребности в данной функции, то тогда и ее поло­жение может расти, несмотря на увеличение эффективности). Гово­ря абстрактно, приближаясь к бесконечности, эффективность озна­чает выполнение необходимой работы бесконечно малым объемом функции.

Например, раньше, скажем, проблемой отопления города были заняты едва ли не все его жители, а теперь - только работники ТЭЦ, ДЭЗов или ЖЭКов. В самом общем случае эффективность непосредст­венного труда (труда, имеющего дело с «косной материей») зависит от огромного количества конкретных факторов, от типа или модифи­кации технологии, от ее состояния, от оснащенности функции, от ее обеспеченности другими работами, от потенциала технологии (в ча­стности, ее производительности), от ее масштабов, от природных ус­ловий и, наконец, от организации самой работы коллектива, квали­фикации и расстановки работников. Поэтому, будучи одним из элементарных проявлений общественного прогресса вообще, роста негэнтропии, эффектив­ность труда абсолютна лишь в своей относительности («рост»), в част­ности конкретней обнаруживаясь в самосопоставлении однородной работы (динамика), в сравнении со схожей работой, с абстракцией потенциально достижимой работы и т.д. Но наибольшие трудности в понимании эффективности труда состоят совсем в другом.

Вообще любопытно, что не экономист, а философ К. Кантор, пусть терминологически неточно, но по сути верно, замечает, что экономическая эффективность не адекватна «советскому общест­ву». Однако в том смысле, недоговоренном Кантором, в каком, скажем, желудок можно охарактеризовать, допустим, скоростью переваривания пищи, нервную систему таковым «показателем» уже не охарактеризуешь, хотя с ней, конечно, связана и работа же­лудка. Вот это, похоже, и будет требовать постоянных пояснений.

Когда мы только упоминаем слова «производительность» или «эффективность», то это как бы «автоматически» тут же толкает мысль к количественной форме «больше-меньше». Оно и верно. Но с учетом двух моментов. Во-первых, оба явления имеют дело только с конкретным трудом, результат или ход которого вычисляется то­же только в весьма узких пределах и, как отмечалось, относитель­ных формах. Во-вторых, производительность и эффективность то количественные моменты совершенно разных качеств, разных типов общественных форм конкретного труда. Это, как бы сказал А.Ф. Лосев, совершенно «разные категории». Это атрибуты разных общественных механизмов, «обменного» и «соисполнительного».

Хитрая беда здесь в том, что само слово «эффективность», как в таких случаях говорят социологи, заметно оккупировано в экономиксной литературе. «Сравнение издержек и выручки», пишет например А.П. Паршев, в целом пытаясь «облагородить» капитализм, и на­зывается «эффективность». Но в действительности это явление доминантно совсем не имманентно капитализму, не присуще ему. Вещественное производство и характеризуется вещественной же характеристи­кой (в самой глубокой основе - производительность), а функцио­нальное производство характеризуется эффективностью. Даже если она низка! Это не количественно, а прежде всего типологи­чески разные характеристики.

На этот счет В. Глухова точно пишет, что эффективность - это мера субъект-субъектных отношений, всегда присущая конкретной ситуации. Но вот типы этих субъект-субъектных отношений (а это, напомним, философский «намек» на производственные отношения) определятся объектом этих отношений. Потому экономическая эф­фективность (в основе - производительность) связана с «метафизи­кой» производства вещей, а эффективность - с «метафизикой» техно­логий, соисполнения работ. Всегда одновременно многих. Произво­дительность связана с производством вещей, а эффективность - с выполнением функций (процессов), сводимых к производительности лишь в частных случаях. Потому,  даже сам термин «эффективность» в хозяйственную практику начал вводиться именно в СССР еще в 1920 г. С.Г. Струмилиным. (Хотя, вполне вероятно, само понятие «эффективность» тоже узкова­то; множественность функциональных связей позволяет предполо­жить, что более адекватной или дополнительной характеристикой труда здесь должна бы быть организованность; что опять же совсем не эквивалентно ее какой-то, тем более всегда конкретной, величине.)

Потому в удачливом капитализме может быть бешеная про­изводительность, но, строго говоря, там еще нет эффективности (организованности) как общественного атрибута производства. Абсолютно имманентная капитализму, так сказать, легитимная безработица, на­пример, - свидетельство отсутствия эффективности или органи­зованности как общественного атрибута. Равным образом в удачливом феодализме могли жить временами сытно и припе­ваючи, но там еще не было (доминантно) производительности труда, была полнота жизнеобеспечения, натуральная «продук­тивность» местности, «живущей пашни», самодостаточность.

На этот счет, расширяя понимание производства как хотя бы двух «технологических стилей», Л. Гребнев естественно приходит к достаточно широкой трактовке эффективности хозяйствования, которая «включает: устойчивость получения конечных результа­тов, уровень использования ресурсов (прежде всего человеческого фактора), наконец, целесообразность функционирования, пони­маемую как подчиненность экономики как части интересам жизни целого- общества». А последнее уже явно близко к орга­низованности, включающей еще и некоторую защищенность че­ловека, так сказать, от стихий производственных невзгод.

Потому же, например, нельзя не согласиться, что «экономичность предприятий, технологические новации и предприимчивость» действительно имманентны «развитому» ка­питализму. Но это совсем не тождественно организованности всего производства, тем более если в сравнениях систем отв­лечься от кризисных состояний.

И, наконец, общественные сравнения «успехов» выходят вообще в совершенно другие «материи» процессов гонки культур, характеризуемых совершенно иной атрибутикой. Но в нашем движении это дело очень и очень далекое.

 

9.4.2. Промежуточная форма «закона положения функций».

Итак, в рассмотренной диспозитивной сети соисполнение функций осуществляется на основе соответствия положения смежных функций, а величина положения, объем функции, опре­деляется общественно необходимым трудом ее выполнения. Назо­вем это концентрированное выражение функциональной симмет­рии в сети промежуточной формой «закона положения функций».

Промежуточная форма закона положения функций кажется формальной перелицовкой закона стоимости. И хотя речь идет о связях производства совершенно другой, логически ортогональ­ной, природы, в этом нет ничего удивительного в силу некоторых изоморфизмов всех базовых взаимодействий. Но главное совсем в другом - по своей «неатомистической» логике функциональное взаимодействие сложней товара. Так, изложенный по промежу­точной «аналогии» закон положения функций в отличие от закона стоимости даже (или тем более?) в абстрактной диспозитивной сети функций сам по себе (прямо-таки в полную противополож­ность закону стоимости) никак не выполняется. Если товаропро­изводитель начинает работать «неэффективно» (в сравнении с другими - непроизводительно), то при продаже своих продуктов на рынке посредством знаков - денег, цен (как говорят неоклас­сики, сигналов рынка) он это мигом заметит и либо разорится, либо подтянется, что и означает проявление закона стоимости. Но если исполнитель функции работает неэффективно (для про­стоты сравнения - непроизводительно), то его потребители не имеют никакого влияния на нашего исполнителя (как не влияет работник «конвейера» на исполнителя предшествующей опера­ции), а поставщики тем более по-прежнему обеспечивают нашего «неэффективного» исполнителя, ибо они тоже не «знают», что у не­го происходит, как не «знает» работник «конвейера», как идут дела в последующей операции. Короче говоря, функциональное взаи­модействие вообще в своей основе является диспозитивным, но в то нее время никак не сводится к диспозитивной сети.

Подобно тому как обмен товаров нуждается в «третьем» товаре (деньгах), соисполнение функций (процессов) нуждается в «треть­их» функциях (процессах), в управлении, каковое и имеет дело с материально-знаковыми (выражаясь экономически, «сигнальны­ми») отношениями функционального производства. Или все теми же «символическими посредниками» в смысле Т. Парсонса.

Положение функции не менее объективное отношение, чем стоимость това­ра, но является в своей относительной конкретности обществен­ных форм выражения логически еще более сложным путем. От неуловимой, но объективной стоимости к ее же знаковому (де­нежному) выражению (цена) дистанция логически короче и про­ще, нежели от тоже неуловимого, но столь же объективного по­ложения функции к его общественным знаковым выражениям. В общем относительно простые аналогии кончаются.

Местное взаимодействие, вспомним, априори территориально замыкается, т.е. в совокупном производстве стремится к иерар­хической дискретизации с максимально возможной самообеспе­ченностью («использование ареалов») каждой зоны (от двора до страны). Функциональное взаимодействие столь же априори син­хронизируется (нет неработающих исполнителей) и функцио­нально замыкается (нет функций, не смежных с другими) с ад­ресной диспозитивностью функций (осуществляемых на «зара­нее известного потребителя»). Образно говоря, то, что надлежит изучать, можно первоначально охарактеризовать цитатой из ра­бот Юра, приведенной Марксом: «Огромный автомат, составлен­ный из многочисленных механических и сознательных органов, действующих согласованно и без перерыва». Как говорится, просто ничего общего с рынком. Но вот здесь и нужны весьма развернутые пояснения по поводу такой прекрасно известной аналогии с автоматом, конторой, конвейером, синдикатом, фаб­рикой, даже оркестром.

Далее -  в предельно мягкой форме выражения, как бы «упреком» всем нашим экономтеоретикам.

Сквозной акцент понимания всей плановой системы был прак­тически везде и всюду сосредоточен на ультраструктуре иерархии (управление, «административно-командная система», «бюрокра­тия»), оставляя в тени самое «тело» производства. В ходе «реформ» в Венгрии эта иерархия была подразрушена (хотя как раз в Венгрии довольно осторожно, частично). Естественно, что в этих условиях сообразно экономмышлению центральным предметом концепту­ально и вполне на «атомистический», капиталистический, рыноч­ный лад стали предприятия. Но материально, производственно все оказалось совершенно не так. По мере отпускания предприятий в «самостоятельность», рынок, показывает Старк (1996), вдруг стали приот­крываться многочисленные «неформальные» горизонтальные связи. Естественно, что раз рыночного экономподобия нет, то откры­вающиеся реалии требуют для обозначения и других метафор. В результате Старк приходит к тому, что исходная посылка «от пред­приятия» вообще неверна. Выявилось реальное существование «межфирменных сетей» - не изолированных предприятий, а их «се­тей», структур с «отчетливыми сетевыми характеристиками» и т.д. Более того, Старк даже делает вывод о том, что именно «формиро­вание корпоративных сетей» является альтернативой «принуди­тельному дихотомичному выбору между иерархией и рынком».

Ясно, что ма­териальная структура производства выявилась как логически совершенно иная, неэкономическая в сколько-нибудь строгом смысле «экономического».

Вот эту абстрактную «горизонтальную», диспозитивную сеть производства мы эскизно и рассмотрели. Именно она и является основой, если угодно, уже видимого «административного рынка». Хотя и не «рынка» вовсе, а совсем другого типа хаоса, суеты, «иг­ры» и пр.

 

 Аристотель писал в «Политике», что далеки от истины те, кто не видит различия «между большой семьей» и небольшим государст­вом. Но до сих пор многие не видят. Короче говоря, даже огромная фирма («фабрика»), будь она хоть трижды транснациональная, сколь угодно «планирующая», есть лишь хозяйственная форма (могущая изменяться, сливаться, распадаться, исчезать и т.д. и «оптимизиро­ваться» в своих пределах), а даже «маленькое» функциональное про­изводство, которое, вовсе не претендуя на изучение будущего, клас­сики лишь исключительно образно и сравнивали с фабрикой, - это не хозяйственная, а общественно-производственная форма. А это про­тивоположность сфер юридическо-хозяйственной («небо») и мате­риальной («земля») производственных отношений. Так что аналогия с фабрикой метафорически правомерна, но только с отсечением ма­лейших хозяйственно-политических, «оптимизационных» и управ­ленческих интенций, т.е. в понимании работы этой «фабрики», вклю­чая управление, как независимой от воли и сознания людей или как планомерности (формы соисполнения), т.е. радикально другого (не­товарного) механизма, типа хаоса, «борьбы и согласия», с распреде­ленной обратной связью. В сравнении с капитализмом плановая форма действительно подобна «фабрике» (связи не только внутри предприятий, но и между ними технологизированы), но вот в собственном содержании это ра­дикально не «фабрика», а новый тип производственных отношений. Но это-то и не по зубам экономическому мышлению.

Потому ж, возможно, начиная с А. Богданова, имели хождение идеи о тотально плановом обществе.через много лет вновь по­вторяя и в «Тектологии»: «Всю сумму рабочих сил общества - десятки и сотни миллионов разнообразно дифференцированных единиц - придется стройно связать в один коллектив и точно ко­ординировать со всей наличной суммой средств производства...».  Вспомним полнейшую абсурдность такой задачи даже для «200 товаров» у С. Брагинского и Я. Певзнера, впрочем, как и Богда­нов тоже ничего не понявших, хотя и в обратную сторону. И в этой связи полезны рассуждения Л.Н. Юровского. «Плановый порядок, - писал он в 1926 г., - мыслим в полной своей законченности и с совершенным устранением закона стоимо­сти». Потому то же, но весьма уп­рощенно: как именно «мыслим», классически, - как непротиворечивая идея; или конструктивистски, т.е. может быть построен, ибо речь идет о «построе­нии» как конечном описании, алгоритме.

Богдановская «планомерность» чисто платоновская – «непротиворечивая идея». В самом де­ле, невозможно отыскать логического противоречия во вполне мыслимой «координации» движения в обществе каждой иголки, гвоздя или куска хлеба. Такая абстракция планомерности и выли­вается в ужасающий проективный, нормативный идеализирую­щий подход, далее уже наглухо закрытый для познания. Надо лишь ждать или стремиться к «полному обобществлению», превращению производства в единый «автоматизированный поток» и пр., так сказать, с абсолютной планируемостью. Эту безумную («дикую») идею просто невозможно реализовать даже и в теоретически и исторически обозримом будущем. Это те­перь чувствуют и неисправимые ортодоксы, скажем, характеризуя «социализм» теперь помягче, как «сознательное регулирование об­щественного производства как целого».

Но абстракция планомерности может быть и совсем другой, как взятие объективного среза бытия (не отменяющего всех других), а это и есть прежде всего абстракция функционального базового взаимодействия как симметрии. Это, конечно, напомню, тоже ро­довой «идеальный тип», но вовсе не нормативной, а конструктив­ной (в математическом, интуиционистском смысле) идеализации. А это совершенно разные вещи, так как такой анализ «чистой» функ­циональности, увы, в отличие от проектизма требующий открытий ее сущности, отнюдь не отменяет последующий анализ ее компо­зиций уже в реальности и со всеми другими взаимодействиями, в том числе с рыночным, натуральным и пр.

 

 

 

Hosted by uCoz