Материал подготовлен
к.т.н. Харчевниковым А. Т.
СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ
Часть 9. Линейная (плановая, отраслевая) форма как «политическая технология».
…
9.12. Закон конца линейной формы.
Как
преодолеть отжившую линейную форму? Вопрос волнительный, казалось бы,
естественный, справедливый, понятный. Тем не менее сам по себе этот вопрос (в
реальном контексте нынешней идейной ситуации), как ни странно, уже
порочен в том смысле, что всем привычным духом своим сразу предполагает
необходимость некоего «практического предложения», «программы», «плана»,
«проекта», «мероприятия», «кампании», «команды», «курса», «манифеста»,
«политики» и т.д.
Иначе
говоря, сами вопросы «как преодолеть?», «что делать?» и пр. принадлежат не
только обыденно-политической плоскости, но и еще интеллектуальному полю самой
отжившей системы, оказываются проявлением все того же
организационно-управленческого и пр. фетишизма, начисто
заслоняя собой сначала нечто куда более существенное, сложное, решающее, а
именно познание. Причем познание общества, познания в обществе, познания
обществом. «Воля человека, его практика, - цитирует Ленин Гегеля, - сама
препятствует достижению своей цели... тем, что отделяет себя от познания...».
Предположим
даже по Э. Маркаряну, что производство станет уже не «технорегулятивным», а
«социорегулятивным». Но каковы же тогда, спрашивается, должны быть когнитивные
(в знаниях) перемены в масштабе, массе, содержании, формах, средствах
соответственно «социорегулятивного» познания во всей гигантской
производственной системе, пока это познание всеми институтами отторгающей? А с
«реформами» и вообще энтропийно провалившейся.
Вот это
определенное «отделение» человека от познания в кризисе линейной формы достигло
своего исторического, если не сказать по социальному масштабу патологического,
предела.
Линейное
производство надстроило над собой чрезвычайно прочную и теперь консервативную
психологию производства, «средний» тип общественного мышления, менталитет и
пр., ранее кратко упомянутые «фетишизмы», которые еще изучать и изучать. В
абстрагировании от индивидуального мышления (в его неповторимости) общественное
мышление линейности - это психология соисполнения, «повального» согласования,
планомерности, абсолютизированного управления (командность и исполнительность
- это стороны совершенно одного и того же соисполнения). Такое мышление
естественно присуще всякой функциональности, всякой организованной,
согласованной деятельности, но оно же органически отторгает интеллектуальные
отклонения, усложнения, индивидуальности. Отсюда и появляются известные
формулы - «начальству виднее», «ты начальник - я дурак,
я начальник - ты дурак». Хотя в действительности акцент на «начальнике» здесь
ложно выражает скрытую групповую детерминацию: пользуясь суровым образом Е.
Замятина, - в «мы» все проинтегрировано в
среднеарифметическое, «от нуля до бесконечности - от кретина до Шекспира». (Правда, вопреки известным инсинуациям вроде «стадности», «совков»
и пр., надо тут же обязательно и столь же жестко заметить, что в такой же
сочной метафорике формула рыночного менталитета и того проще: «дешевле купить,
дороже продать», в том числе и себя в качестве товара, «наварная» мысль, одним
словом.)
Тем не менее в линейной форме могут двигаться только простые идеи,
истина - только то, что сразу ясно как в газете, что сразу сводится к
«практическим предложениям», которые остается лишь проглотить и оформить в
мероприятие. «Хозяином» производства оказывается отнюдь не «начальник», не
работники, а невидимая инертная середина, безликое большинство, а иногда и
люмпенское меньшинство (разлагающиеся коллективы) или «производственная охлократия».
Как говорится, серые начинают и выигрывают, а все управление лишь выражает эту
молчаливую игру.
Между тем производящий труд, «порождающие процессы», творчество,
производят сложные идеи, которые никогда не возможно проглотить, сразу согласовать,
превратить в «план», «мероприятие» и пр., ибо эти идеи сперва надо выстрадать,
отбраковать и выковать в дискуссиях, затем освоить, познать, т.е. изменить
себя. Более того, новые производительные силы выдвигают не просто идеи, а
людей, несущих идеи, способных на идеи личностей (самые «интенсивные» величины
на белом свете), всегда выпадающих из групповой нивелировки и не существующих
для бухгалтерских или технонимических экстенсивных величин. Но линейная форма
стоит каменной стеной на пути этого движения идей, тем более людей. Она и
оказалась чудовищными тисками для творческих индивидов, которые являются
формами новообразующих устремлений самого производства, всегда рвущих со всем
привычным, легко согласуемым, простым. Но эта же «неатомарная» система является
когерентной (связанной по времени), как бы не индивидуалистично синхроничной,
как в квазистабильном, так и уже в возбужденном, неравновесном состоянии. Так
сказать, или все молчат, или все кричат.
Вот все это
потому, уже в тысячекратном усилении, относится и к самому предварительному
социальному пониманию ныне происходящего. «Воспитанные» управленческим
фетишизмом линейной формы «десятки тысяч» спят и видят «простые идеи», с
которыми можно ангажироваться у начальства или в газете у толпы, что по сути почти одно и то же, рвение во власти. Об этом
писал уже Аристотель, называя первых льстецами, а вторых демагогами, одинаково
обретающими огромную силу соответственно у тиранов или демократии. Ну разве не видно, что ни у одной партии, движения,
кандидата и пр. нет «за душой» абсолютно ничего интеллектуально соразмерного
ситуации в стране и на планете. Так что «отпущенные на свободу» упомянутые
«десятки тысяч» и «организовали» весь безумный примитивный хаос. Колоссальный
потенциал активности (в отсутствии которого, кстати, ложно упрекают носителей
советского менталитета), без намеков на обновленную идеологию, прорвался или
оказался «канализированным» в бешенство рыночного примитивизма и вообще
хаотизирующей деструкции.
Между тем
действительная теория переломного содержания эпохи нигде и никогда не может
просто по природе своей содержать «практические предложения». Они станут
вполне рационально возможны только после борьбы и отбора новых теорий, их
освоения достаточно широкими кругами профессионалов, интеллигенции, а
трудящимися («активом») - основ (прагматических азов) этих теорий, после
порождения в самом народе новых, релевантных ценностно-ориентационных вокабул,
докс, если угодно, уже новых смыслов и «духа», «манифестов». Теория же дает
скрытый от «простых граждан», эзотерический профессиональный «язык», а
теоретическое содержание закона конца отжившей формы (в негэнтропийной, самой
«невероятной», в смысле Шредингера, ветви бифуркации), скрывая за собой все
описание этой формы, само по себе очень скупо. Ибо это закон преодоления
господствующих порядков с крайне тощей, лишь посттипологической рациональностью
(будущее открыто), бесконечно отличной от легко конструируемых иллюзорных
храмов.
9.12.1.
Взрывной характер НТР и обобществление технологий; эндогенные противоречия и
бифуркация.
В чистом
виде функциональное производство, планомерность репродуктивны и в этом
отношении обладают и всегда будут обладать особым
потенциалом, ибо способны к сколь угодно безграничному наращиванию, реализации
примерно одного и того же «заданного» производства, примерно одних и тех же
функций (Корнаи образно, емко, хотя и с экономическим, вещистским подтекстом,
выделяет здесь производство «стандартных массовых изделий»), к отдельным
усовершенствованиям существующих технологий, к экстенсивному и даже «могучему»
(П. Капица) линейному развитию, наконец, к разного рода мобилизационным формам и срезам организации
общественных процессов, к «определённому динамизму», к быстрым перестроениям
плановыми методами. Но к перестроениям лишь количественным, т.е. отнюдь не в
новационном смысле.
Потому
негативна не невинная и извечная функциональность (планомерность, соисполнение
и пр.), - она у нас часто даже разболтанная, - а только ее антиновационная
всеохватность, обусловленная собственностью на технологии, т.е. именно линейная
(технофеодная) форма функциональности (как феодальная форма соседства;
капиталистическая форма обмена), которая в научной рефлексии есть означение реального
социализма как исторической или преходящей и преодолеваемой формы производства
(но тогда даже и соответствующего термина не было).
Уже одно это говорит, что вопрос стоит не о ликвидации функциональных
структур (статусных форм, планомерности, отраслевой, ведомственной,
учрежденческой и т.д. организации, как в свое время пытались ликвидировать
деньги, товар), а о сбросе их линейной формы, незримого всевластия «технологического
феода», т.е. о восходящем снятии планомерности. Именно эта
линейная форма исторически очень быстро все положительные свойства
технологизированного, функционального производства превратила в
противоположность его иррационализации, роста дефекта. В линейной экспансии на
жизнь всевластие доминирующего механизма планомерности, порожденной собственностью
на технологии, оказалось стеной на пути качественных перемен производства, а в
итоге - развития личности. Энергию которых, так
сказать, пока и прорвало в обратную сторону. Но есть здесь решающая историческая
тонкость.
Рост
дефекта, «закон бытия» линейного производства, как и любой основной закон, не
абсолютен в том смысле, что, абстрактно и «сослагательно» говоря, мог бы
образовать неустранимую, но постоянно корректируемую «неприятность», выступать
как сопровождающееся негативами, но тем не менее
«нормальное» состояние, квазистабильное равновесие. Так долго и бывало во
всех предшествующих формах. Но в линейной форме почему-то оказалось не так. Более того, всякая система обладает известной адаптивностью,
потому, например, многие пороки в связи с наукой, разоблачавшиеся, например,
П.Л. Капицей (вред «хозрасчета», плановость снабжения, недоверие руководства и
т.д.), позднее были заметно устранены, но суть системы не изменилась.
Тайна ее
стремительного кризиса в исторически взрывном характере начала НТР (напомним,
что аббревиатура НТР это «научно-техническая революция», термин из СССР),
впрочем, разворачивающейся в материальном контексте перемен всей мировой
ситуации. В самом деле, социализация (демографизация) производства шла, а в
некоторых особых формах и продолжается почти в параллель с натурализацией
(территориализацией) с начала преодоления первобытности. Товаризация
(«индустриализация») развернулась в «маленьком уголке» Европы с середины второго
тысячелетия, а в большей части остального мира сейчас продолжает наращиваться,
хотя нередко в ужасающих формах (в том числе «модернизаций»). Объективная технологизация (плановизация) развернулась с
первыми признаками «монополистического капитализма», а эндогенно реализовалась,
«прорвалась» в общественных формах социалистических преобразований, в
известном смысле и в значительной мере даже в обход капитализма. НТР же
приобрела какой-то другой характер, и ее начало можно чуть ли не с календарной
точностью датировать 50-60-ми гг. прошлого, 20-го, века.
Этот
необычайный, по историческим меркам взрывообразный характер развертывания
начала НТР подтверждается ну хотя бы только лишь двумя столь разными фактами.
Именно за последние годы (что как раз близко с «датой» начала НТР) человечество
использовало сырья столько же, сколько за всю предшествующую историю. И другое
свидетельство, можно сказать, с противоположного от «сырья» полюса: еще в 70-е
гг. Г. Добров писал, что 90% научно-технической информации, выработанной
человечеством, лежит на исторической глубине последних 70 лет, а современное
поколение ученых составляет 90% всех людей науки, когда либо
живших на Земле. Или, в частности, в США после Второй
мировой войны ВНП лишь утроился, а расходы на НИОКР возросли в 15 раз. Вот,
собственно, этот стремительный и глубинный процесс и образовал новый вызов,
прежде всего линейной форме. (Но тут же опять надо заметить -
все это произошло в совершенно определенной всемирной исторической обстановке.
А одно без другого понять невозможно. Так что в эндогенном
анализе мы еще находимся в весьма абстрактных «материях».)
Когда мы
обращаемся к НТР, то ее социальную суть надо видеть не в бесконечно
многообразных, вносимых ею технико-технологических и социальных переменах.
Действительная суть всякого исторического сдвига производительных сил
сосредоточена не в собственном его бесконечномерном и богатом содержании, а в
его сущности - посттипологической к господствующим производственным отношениям.
Поэтому проводимые даже с совершенно разных позиций исследования вокруг НТР
на материале капитализма, безусловно, выходят на полезные идеи. Но это поиск
не там, где НТР именно застопорилась, т.е. где действительно зреет прорыв (или
ясней наметившийся провал). В частности, товаризацию
(индустриализацию) невозможно было правильно понять по событиям в
могущественных и цветущих Испании или Оттоманской империи, а вот возможно это
было - в сломе отживших отношений в тогда «периферийных» Нидерландах, Англии,
производственно «допотопной» Америке и др. Равным образом и суть НТР
устанавливается не в пока адаптирующемся к ее началу капитализме, а, наоборот,
в резко споткнувшемся на НТР социализме (линейной форме). Суть недуга и
выздоровления выявляется в острых, наконец, «паранекротических» (предсмертных)
формах болезни. Иначе говоря, понять НТР - значит понять развертываемые ею процессы как именно приостановившиеся, в итоге
ломающие, преодолевающие ограниченность отживших отношений, собственность,
либо толкающие в обвал.
Так вот
производящий труд (вносящий дефект) был во все времена. Но
именно с НТР он делает производство качественно динамичным, предметно (в том
числе номенклатурно) многообразующим,
постоянно технологически усложняющимся и изменяющимся, т.е. производящий труд
из «возмущающего» фактора превращается в постоянно действующую, массивную
«часть» производства, по отношению к которому планомерность, как господствующая
форма движения, и становится абсолютно беспомощной, точнее, запрещающей сами
перемены, антиновационной. Диспозитивных диффузий, в силу собственности
на технологии, практически нет, а подчиненная собственности управленческая иерархия способна
распространять их в узких пределах только новых «технологических феодов».
Дислокальность,
эксфункциональность производящего труда (формально схожая
с экстерриториальностью товарности, откуда у развитого капитализма в данный
период и обнаруживаются высокие адаптационные возможности; помимо экзогенных
причин преимуществ «дьявольского насоса») и означает объективный процесс
обобществления технологий, их изъятие из ограниченной, группо-иерархической
собственности. Основное (чисто эндогенно) противоречие сейчас и состоит в
резко, форсированно обострившейся противоположности между
все более
общественным характером взаимосвязных и изменяющихся технологий и инертной,
ограниченной (необщественной), группо-иерархической собственностью на них, их
узурпацией, «технологическим феодом». Вот это уже и есть не «нормальная», а
критическая асимметрия. Позитивно же это суть процесс пока,
условно скажем, ответственной интенсификации, онаучивания, сциентизаиии, но и,
в широком смысле Э. Маркаряна, - социорегуляции (а еще несколько шире, за эндогенными
рамками - гуманизации) производства, постановка его под более высокий, чем
господствующая (технократическая, технологическая, «инженерная»)
планомерность, новый «контроль всеобщего интеллекта», снимающий планомерность
(«уход в основания») новым постплановым механизмом движения технологий, саморегулирования
производства и объективной оценки труда.
Вообще, с
НТР «материя» и преподнесла парадоксальнейший пакет сюрпризов (впрочем, может
быть, в этом есть очень глубокий смысл самого развития «социальной материи» в
наименее ожидаемом направлении с точки зрения познания; «закон конгениальности»,
полипричинности). Линейная форма тем не менее еще в
50-60-е гг. по всем основным статьям в мировой гонке уверенно шла «на обгон»
(в конкретике этому вопросу посвящен целый раздел «Полилогии»). Но не
зависимый ни от каких форм производства (капитализма, социализма),
обусловленный началом НТР сдвиг к продуктивному производству буквально в
течение нескольких лет все перевернул «наизнанку». Впрочем, напомним, что
некоторая «статическая» аналогия есть - территориальные («земельные»)
отношения при рабстве были свободней, нежели в более высокой феодальной форме,
где и возобладала собственность как раз на пространство производства, «живущую
пашню». Но «динамических» аналогий нет.
Но все же, отчасти повторяясь, здесь необходимо как можно четче отметить
некоторую связь явлений и их отличия. Зреющий прорыв (или провал)
обобществления технологий в условиях линейной формы в самом строгом содержании
образует своего рода стерильные, идеально чистые противоречия кратко рассмотренной
в настоящей части эндогенной градации. К тому ж, абстрактно говоря, они могли
бы быть исторически весьма длительными. В действительности все оказалось не
так. Эти эндогенные противоречия материально вплетены в
весь гигантский клубок структур, отношений и процессов всего социума, в бифуркацию
всей миросистемности. А в этой зреющей бифуркации к эндогенному добавляется
гигантская масса «факторов», далеко не «чистых» структур, многообразнейших
особенностей, экзогенных влияний и пр., наконец, в динамике и уже знаменитого
«субъективного фактора». Образно говоря, эндогенные противоречия
обобществления технологий являются лишь высшим узелком многомернейшего узла
противоречий всей зреющей бифуркации социума. Но, понимая все эти связи и
различия, мы еще движемся в «стерильной» и самой туманной «вершинной»
эндогенности.
Образно
можно еще сказать так. В самих недрах производства высшими, узловыми являются
все те же эндогенные противоречия между ограниченной (необщественной)
собственностью на технологии и трендом их «невероятного» (в смысле Шредингера)
обобществления. Но в силу сонма неэндогенных (не «чистых») внутренних и
внешних обстоятельств эти противоречия превращаются в другие, более видимые
формы (отставание, слабый потребительский сектор, территориальные
неблагополучия, уравнительность, «бюрократизм» и пр.), как бы в свою очередь
логически захоронив незримый узел ситуации. Но пока только о нем и речь.
Быстро
нарастающая асимметрия окаменевшей собственности на технологии состоит в том,
что каждая линия, «технологический феод» неатомарного и синхронного, сетевого
производства (а в итоге и все они) являются барьером для новаций в любых
дислокальных переменах («диффузиях»). Хорошо известны в истории социологии
такие афоризмы, как Гоббсова «война всех против
всех»; «нет земли без вассала»; «laissez faire» - свобода торговли; «laissez
passer» - свобода передвижения, то есть, если позволительны, «на самом деле»
резкое «вмешательство» в феод, территориальная замкнутость, и др., то линейная
форма собственности на технологии выражается формулой невмешательство в работу
коллективов и их связей» (а следовательно, и в дефект
производства).
В результате
упомянутое невмешательство и означает, что каждый коллектив трудится и живет за
счет всех, но все мешают каждому, а каждый всем в переменах, что и ведет к
расползающемуся дефекту, к молоху нарастающей технологической анархии, ее
«накоплению» во всей структуре производства.
Весь «административно-командный» антураж с экстенсивными величинами
(часто предстающий для данного коллектива как нечто силовое, негативное) в
действительности, напомню, есть лишь «спиритуализм», собственная же
ультраструктура, внешнее управленческое выражение «воли» всех других
коллективов, мешающих данному в переменах, а Человека вообще нет. (Впрочем,
как и в любой кризисной форме.) Но сами технологии, тем более их «интенсивные»
величины, в том числе и прежде всего
«человекоразмерные» (творческие, нравственные и др.) - тайна всех тайн,
неприкасаемая, в частности, как покрывательство или сокрытие «реальных возможностей
предприятия», а равно участка, цеха, отрасли и т.д., т.е. как реального
потенциала технологий, так и их полукустарных, вспомогательных компонентов
(зато «своих»), тем паче всех безобразий или иждивенчества, т.е. всех форм
дефекта.
Эту
непрошибаемость дефекта производства (собственность есть собственность, не
шутка, как говорится) косвенным образом, но редкостно сильно характеризует в
печальных тонах социолог А.В. Соколова (1999 г.). Она
показывает, что, в частности, кадровый анализ (а это один из ключевых аспектов
всякой технологии в ее не инженерном, а именно социологическом смысле) службой
социологов встречал «настороженность» начальства, кадровиков и самих
работников, наконец, просто «сворачивался». Не менее интересно, что
точно таковым же положение остается и сейчас, спустя годы. Ну а если это
касается еще и вообще новых знаний, расширений производственного поля, в том
числе и всегда далеко за рамки любого «техницизма», то и говорить нечего. Вся
производственная реальность неуклонно меняется, но ее не знают и не хотят
знать, пишет Соколова, ни в той или иной отрасли, на собственном заводе, ни в
вузе, ни в городе, ни в области. Вот все это и есть когнитивное проявление
собственности на технологии.
Вмешательство
в технологии (технофеод) во всей сети и пирамиде запрещено, и любые попытки
отторгаются. Это все равно что вмешиваться в
собственность рабовладельцев на работников (что по силам оказалось лишь новой
форме общественного контроля территориальной организации производства); это
все равно, что у крепостного, феодала, цеха вмешиваться в организацию их
хозяйства со сплошной местной прикрепленностью и зарегламентированностью (что
по силам оказалось новой форме общественного контроля над трудом
экстерриториальной рыночной организацией производства); это все равно что вмешиваться в капиталистическое предприятие -
упаси бог, в суд подадут, коммерческая тайна (что по силам оказалось новой
форме планового контроля, сбросившего коммерческую тайну).
Вот этот
информационный срез бытия, хотя, конечно, и не является непосредственно
производящим, отнюдь, однако, не эфемерен, а глубоко материален. Как в
восходящем познании происходит сброс покровов (предшествующих и ставших узкими
устаревших форм знания) над тайнами материи, так и в восходящем общественном
развитии происходит сброс покровов (наличных отживших форм) с тайн
производства; шаги «откровений», в виде новых форм контроля, освобождения от
незнания. (Кстати, по этой причине уже только нынешняя реанимация «коммерческой
тайны», хотя и не во внешнем аспекте, означает, что это, безусловно,
регрессивный процесс). Но до поры до времени о всяком таком знании, контроле,
вмешательстве и думать не моги - собственное дело, святая тайна,
«самостоятельность», в действительности лишающая самостоятельности человека. (И
уж, кстати говоря, с неуклонным историческим сбросом, убыванием тайн
производства, как раз освобождение человека состоит в столь же неуклонном росте
его интимной, семейной, врачебной, дружеской, творческой и пр. личностной
«тайны».) Ведь обобществление производства и суть шаги освобождения человека.
Вот
консерватизм собственности на технологии, а равно их зреющее обобществление
(или провал), ярко проявляются, а в некотором роде и фокусируются в
особенностях информационного среза происходящего.
Небольшое
отступление – «Об некотором отклонении от «марксоидной
логики»».
Согласно
постмарксовой «теоретической стратегии» полилогии, закон конца линейной формы
следовало бы рассмотреть не только в уже затронутом виде имманентного
«накопления» негативов системы (рост дефекта производства, молоха «технологической
анархии», заорганизованности и дезорганизованности, антиновационности,
контрэффективности и т.д.), а также и в общем виде
«невероятного» (в смысле Шредингера) восходящего тренда (обобществление
технологий). Но также и в более конкретном виде многообразия реальных, часто
еще «дурных», «эмбрионов» самого этого обобществления технологий. У Маркса это
(как еще обобществление средств производства) и нашло
свое выражение во вполне определенных тенденциях монополизации, концентрации,
централизации, иерархизации производства, даже в акционеризации и т.д. Ведь
если нет восходящих тенденций, пусть еще в их самых «дурных» формах, то и
говорить не о чем.
И в принципе
такого рода более конкретных реальных «эмбрионов» обобществления технологий (в
практических, трудовых, организационных, научных, нравственных срезах намечающихся
перемен производства) преполно. Они есть в капиталистических формах западных
систем. Были они и в плановой системе, даже где-то начиная с тридцатых годов.
Но вот здесь-то мы резко и отклоняемся от «марксоидной» логики.
Во-первых.
Дело в том, что в самом глубоком «производительном» содержании развертывающаяся НТР, как следствие и обобществление
технологий, - процесс высокоуниверсальный, но в виде пока лишь «эмбриональных»
тенденций намечающийся в разных системах и даже культурах совершенно
по-разному, далеко не в «универсальных» формах.
Во-вторых,
не будем давать повода для упреков в несостоятельности теории, где и покуда она якобы не подтвердится. Вроде как, так сказать,
обнадежим, к примеру, россиян, а прорыв пойдет в Китае. Или наоборот. А то и
«диспозиционно» и вовсе иначе. Обобществление технологий - объективный процесс
(хотя теория и возможность всеобщего краха отнюдь не исключает). Но бифуркация
есть бифуркация, в коей гигантская полипричинность развития событий может привести
к тому, что в общественно релевантных формах на нивах социализма
обобществление технологий может и вообще не состояться. «История» способна и
на такой кульбит, который существенно перекроит и всю саму зреющую бифуркацию,
однако ничуть «не отменяя» основного содержания грядущих перемен всего социума
(или катастрофы).
Но в упомянутом виде отклонения от «марксоидной» логики все это означает
только одно - более конкретные реальные тенденции обобществления технологий,
действительно, никак не могут быть обойдены, но относительно адекватно могут
быть рассмотрены только с учетом всего многообразия сложных обстоятельств (а
мы пока не вышли за рамки простой, «акультурной» эндогенной логики), т.е. в
«конечном», тоже уже конкретном же анализе. Так
сказать, сперва развитие капитализма вообще «Капитал»
и лишь потом особости и конкретика, например, «Развития капитализма в России».
Точно так же и сперва «Развитие НТР вообще» (как
современный тренд эндогенной логики) и лишь потом особости и конкретика,
например, «Развития НТР в России», что и представлено в 4-ой книге «Полилогии»,
а так же затронуто и при изложении развития современного мира в 5-ой книге.
Потому
возвращаемся к несколько более инвариантному (а тем
самым и еще весьма абстрактному) информационному срезу.
9.12.2. Об
информатике и сброс покровов с тайн производства как первый шаг к
обобществлению.
Ответим
сразу на вопрос о обобществлении технологий, кратко и
так, - это сброс покровов с тайн производства посредством «аналитического» и
«научного» с последующим участием (второй шаг) «всех во всём». А теперь
несколько подробнее.
Тем не менее не будем говорить о неисчислимых совсем
«неинформационных» «ресурсах» и процессах, которые не исчезнут никогда,
вспомнив лишь, что, когда у нас в доме, как говорится, в санузле кран потечет
окончательно, все информационные банки и сети мира вместе с Интернетом все же
не заменят обычного сантехника. Безразлично, из частной фирмы он, из ЖЭКа или
из ДЕЗа.
Информатика
(связь, коммуникация и пр.) - это метафоричное обозначение сферы обеспечения
или самой сферы информационных общественных процессов в семиосфере, в знаковой
сфере. Напомним, что в некотором роде даже вопреки новейшему информационному
буму нашей «кибернетической эры» это явление самого «архаичного» и глубокого
социально-биологического базового взаимодействия с его механизмом
телесно-духовного общения (включая коммуникацию, информатику) как основы и
формы всякой содеятельности вообще. Но отсюда же понятно, что эта информатика
имеет и базовые различия. Информационное в органических,
демографических, территориальных, экономических, функциональных
(технологических) процессах совсем не одно и то же, а равно меняет исторические
формы содержания, средств, организации, собственных ультраструктур.
Известная ценовая информация рынка тому пример. В линейной форме производства с
информатикой и обнаруживаются очередные парадоксы. Так, у нас в «сфере
информационного производства» сосредоточено около 50% трудовых ресурсов (не
ясно, как это определили, но в общем много народу).
Впрочем, возьмем, к примеру, только розничную торговлю. Тогда
получится, что, кроме продавцов, грузчиков и водителей машин, все остальные -
кассиры, бухгалтера, райкинские «завскладами»,
сторожа (наблюдающие и, когда надо, сообщающие, куда следует), управленцы,
секретарши, толкачи, снабженцы, директора с замами и прочие писчебумажные и
чиновные работники всех более высоких оргформ торговли - действительно заняты
«информационной» работой. Тем не менее весьма
многоаспектное отставание, к примеру от США, быстро и совершенно аномально
растет.
На этот
счет, например, американский советолог Л.Р. Грехэм
высказывает следующие соображения. Ограничения компьютеров в СССР, в силу того что они «способны воспроизводить самиздатовские
документы», обусловлены политически, «партийно». Отчасти это так, но суть еще в
том, что в структурно «атомизированном» обществе, в частности, был дан ход
соответственно и персональным компьютерам, а в структурно «групповом» обществе
этот ход был, так сказать, заказан. Однако, как замечал, например, Н. Н.
Моисеев, мы здесь изначально и сейчас
остаемся на переднем крае.Но,
только к математике и физике, видимо, это отнести можно, да и вообще годам к
70-м, поскольку все же в самих компьютерных технике и технологиях, за
исключением уникальных «суперЭВМ», отставание велико и быстро растет), но и
суть отставания действительно совсем не политична, а производственна.
Например, Моисеев объяснял это не очень точно ведомственной структурой,
консерватизмом аппарата управления, но дело, как мы сто раз показывали, не в
управлении, каковое всегда суть лишь институциональная форма (пусть и влиятельная).
Так, в достаточно общем плане, Н. Винер пишет о «тесно
спаянных» сообществах, о том, что всякий организм в широком смысле «скрепляется
обладанием средствами приобретения, использования и передачи информации», а
эта «спаянность», «скрепленность» уже свидетельствуют об определенном
консерватизме структур «организма», хотя и об его же уже постэнергетической сути.
На тот же счет Эшби находит еще более жесткие характеристики объектов
кибернетики как «систем, открытых для энергии, но замкнутых для информации и
управления, - систем непроницаемых для информации». Примерно те же мысли
теперь развиваются в социологических идеях «автопоэзиса» (Н. Луман), с его жестким «отграничением от внешней среды». Но
существенна как раз типология внутренней логики информационного.
Потому
социальная суть в том, что феодальной автаркии присуща своя как
«сигнальность», так и информационная замкнутость, капитализму - своя (рыночные
сигналы, коммерческая тайна), линейной форме - своя, не говоря здесь об
утяжеленной по многим причинам государственной секретности (хотя во внешнем
аспекте это весьма сложный вопрос, пока здесь не касаемый).
Что же
касается товаризации, то при капитализме вообще все
что можно товаризуется (в том числе человек); продажа же информации вполне
возможна, если владение этой информацией фирме не нужно, если продажа обещает
прибыль, если есть угроза выброса такой информации на рынок и т.д., но при неукоснительном
и даже ужесточающемся сохранении всего объема коммерческой тайны. Несмотря на
сколь угодно обширные компьютерные сети. Так что у информации есть товаризация,
но только в меру «прибылизации». Разумеется, в рыночных системах наблюдается и
множество проявлений новых горизонтальных и вертикальных связей «в ущерб
рыночной структуре».
В линейном
производстве информация, связь оказываются резко суженными иерархической
организацией движения сообщений, причем именно отраслевой или ведомственной, в
основе групповой. На это же обращает внимание В. Макаров: при сносном положении
на радио и телевидении, с телефонизацией ситуация иная;
административно-командная система нуждается лишь в такой информации, которая
обеспечивает получение команд сверху и передачу их вниз, хотя, конечно, и в
обратном направлении. Причем содержание этой информации сложней, выше
(технонимика), чем у рынка (маркетинг, товаронимика), но уже по каналам
иерархично. Однако, что не выделяет Макаров, и иерархия -
это только ультраструктурная форма диспозитивно-адресных связей в самом сетевом
производстве («конвейер», «каждый только с определенными смежниками»), что
«геометрически» радикально и отличает эту информацию от
безадресно-диспозитивной информструктуры атомизированного рынка (хаотическая
«ярмарка», ситуативно «каждый с каждым» со сплошной «анонимностью» - К. Эрроу; в смысле преобладающей безадресности связей).
Очевидно и без количественных оценок,
что разница качественная. Причем именно экстерриториальность рынка своим формальным
сходством с эксфункциональностью научного, продуктивного производства (лишь
становящегося) и объясняет заметную адаптивность отношений с технологиями при
капитализме (диффузность технологий). Не рынок сам по себе, тем более не
частная собственность на средства производства, а именно
диспозитивно-безадресная (хотя и содержательно более узкая - коммерческая,
маркетинговая) информационная структура рынка во многом «невольно» облегчает
решение задач научно-технического прогресса. Образно говоря, рынок совершенно
стихийно содействует процессу обобществления технологий, а доминирующий
«план», как бы чуть ли не наоборот, подчинен их наличной структуре. Но в итоге
все дело в собственности, обуславливающей всегда определенную закрытость
всегда определенной информации.
У нас,
например, частенько говорят, что при капитализме не принято заглядывать в
чужой карман (даже любопытствовать по поводу доходов не принято), дескать,
какие этичные люди. Ерунда все это, частная собственность вообще (имманентно)
запрещает разглашение информации о внутрифирменном «командно-административном»
распределении доходов по толстым карманам и лишь заодно - по тонким (об этом
информирована только налоговая инспекция, все эти тайны, однако, строго
соблюдающая). Как на этот счет пишут китайцы - на капитализированных
предприятиях вместо былой открытой системы оплаты труда (вроде былой нашей,
тарифной) мигом появилась «секретная система заработной платы». И ведь это
азбука любого «фирмача» уже в самой малой лавке. Так сказать, независимо от
воли и сознания людей в основе «священной тайны» - прозаический
толстый карман (прибыль, собственность, личный доход и расход) и, как
следствие, коммерческая тайна. Все остальное сколь угодно компьютеризируй,
впрочем, все в тех же прозаических интересах. И, кстати говоря, одной из
патологичных тенденций как раз обобществления технологий в западных системах
является, как говорят, даже возрастающий промышленный шпионаж, «интересующийся»
в основном уже не «товарами», а именно технологиями. У нас же совершенно
другие беды - не «коммерческая тайна», а «тайна дефекта» производства.
Говоря об
антипатиях одного из родоначальников прагматизма к любым «учреждениям» как
источникам коррупции (вспомним внутреннюю форму собственности на технологии),
Б. Данэм дает интерпретацию этого явления:
«Учреждения действительно приводят к коррупции, хотя бы потому, что они влекут
за собой официальную ложь того рода, которая именуется «внешней информацией»
(отсюда же и «дезинформация», «двойная бухгалтерия»). Может быть, именно эта
мысль лучше всех и приближает к сути тайн «внутренней информации»,
покрывательства «интенсивных величин», потенциальных возможностей, непорядков,
собственности на технологии.
В
информационном срезе эта собственность и состоит в «тотальном» невынесении
«сора из избы», в сокрытии внутренних потенций и непорядков (реальные
возможности, несуразицы, «безработица», иждивенчество, «интенсивные величины»)
любой линии производства, «технологических феодов»: ни вверх, ни вниз, ни
смежникам, ни самим себе («изнутри не видать»), - т.е. в объективной тайне
дефекта производства каждой линии производства в бесконечных
конкретных многообразиях этого «неатомарного» дефекта, закрытого учрежденческим панцирем. Поэтому А.А. Блохин
весьма редкостно и точно отмечает, что даже в статистике недостаточно отражены
показатели, характеризующие .межотраслевые связи или
в общем случае связи между различными подсистемами. Очень, надо сказать,
сильное наблюдение, информационно характеризующее именно собственность на
технологии в ее самых укрупненных формах. Образно говоря, внутри учреждения
информация движется относительно интенсивно, но между ними - только по
накатанному и диспозитивно необходимому минимуму. В некотором подобии если
классический (натуральный) феод сжимал вещественные потоки до необходимого
минимума, то «технологический феод», наоборот, репродуктивно сохраняет мощные
вещественные потоки (функции), но адресно (не содержательно) сжимает информационные.
Но и это часть картины.
Усиленно движутся действительно уже технонимические (посттоварные), но
чисто внешние экзотерические и экстенсивные величины, при полном сокрытии от
всех и от себя того, что действительно творится на всех уровнях и в каждом
коллективе (в том числе, конечно, нет пророков в своем отечестве: новаторы -
внутри коллективов не наблюдаемые, а то и гонимые «величины») и во всей его
среде.
Но если - и это, вероятно, один из ключевых моментов в репродуктивном
(до НТР) производстве - «интенсивная» и «экстенсивная» информация приближенно
совпадают (образно говоря, редкие новации «экстенсивно» наблюдаемы, равно как
некие накапливающиеся отклонения, проявляемые в видимых дефектах, и линейная
система вполне способна эти новации административно вклинить в технологические
структуры «новостройками» и «титульными списками», равно как и устранять
отдельные дефекты), то в условиях начала НТР между ними
произошел быстрый и стремительно нарастающий разрыв. Так что здесь дело не в
самой по себе иерархии, функциональности, даже информации, а именно в
собственности на технологии в условиях исторически взрывоподобного
развертывания начала НТР.
На этот
парадоксальный предмет полезна мысль П.Г. Кузнецова. Он замечал, что
наметившееся отставание «в последние годы Советского Союза было связано с тем,
что очень резко поменялось отношение к творческим личностям». Это совершенно
точно, но если понять происходившее в более глубоком рисунке. «Отношение» к
творческим личностям было примерно одинаково (это свойство господствующих
отношений). Но вот взрывное по характеру начало НТР массовизировало творчество
в условиях репродуктивной системы, а это внешне и выступило как негативное
«изменение» отношения к творчеству.
Даже самая
«повальная» компьютеризация здесь ничего не решает, нужны и программные средства
(ПС). Но и ПС - отражение реальных материальных связей, обуславливающих и
характер информации, и рисунок ее движения. Даже полнейшая машинизация
зафиксирует все те же самые «экстенсивные» величины (теперь уже даже в
«бухгалтерской», коммерческой деградации). Каждый исторический шаг решает
совершенно разные задачи в информационном срезе производства, определяемом
материально-деятельностными, но именно властно-производственными (не
юридическими) структурами и переменами в отношениях собственности. О необходимости
общегосударственной информационной службы, не имеющей никаких «горизонтальных»
(ведомственных) и «вертикальных» (иерархических от цеха до Центра) границ,
говорится уже давно. И формально технически это можно сделать, но без властных
(собственность) изменений это ничегошеньки не изменит. Просто информационное более заметно проявляет эти невидимые материальные
отношения и их наисложнейшие перемены.
Но и
обвинять управление, «бюрократизм» - детский лепет (там разве что ранее
упомянутое «интеллектуальное воровство» несколько процветает, мало что
определяя). Это все равно что обвинять центральную
нервную систему позвоночных, что она еще не обладает материальными свойствами
второй сигнальной системы. Поэтому и, разумеется, вся суть
информационных перемен в самой социальной основе, на обыденном уровне, образно
говоря, уже не экономическое «что почем», и уже не технонимическое «что, когда,
кому...», а аналитическое «где и кто хорошо, где и кто плохо, почему плохо, как
лучше, к чему может привести, кто делает и может лучше...».
Революционный прорыв от нормативного и учрежденческого, экстенсивного
«технорасчета» к конкретному (т.е. везде и всюду уникальному) и более глубокому
и широкому посттехническому, посттехнологическому научному (в том числе и
социальному в самом широком смысле, «социорегулятивному») анализу, как
информационной основе деятельности и ее перемен. Причем к анализу
прежде всего и уже не просто вещей, техники (это уже пройденное), а именно
технологий (процессов, работы, деятельности, мыследеятелъности и
взаимодеятелъности, взаимоувязанного дела и самих делающих дело). Это и суть
сброс покровов с тайн производства (всех форм покрывательства). Тогда и
возникнет не стихийная диффузия технологий (как при капитализме, причем, как мы
увидим, в конкретике в весьма многообразных же, но неизменно капиталистических
же формах не только «промышленного шпионажа», но и частных нерыночных процедур
передачи, консалтинга, мониторинга, аудита и пр.), а уже новая общественная
форма, их регулируемое интенсивное движение.
Это будет уже не «модификация технических
отношений», а как раз преодоление их научными, социоаналитическими и
социорегулятивными отношениями, связанными со знанием и познанием, не имеющими
технических и организационных границ, которые всегда, точно замечает С.
Черняховский, «корпоративно-техничны». Вот все это и
есть информационный «базис» перемен в обобществлении технологий, что уже
надстроит над собой и некоторые, пока совершенно непредсказуемые, не только
постплановые, но и, условно говоря, «постполитические» или «внеполитические»,
интеллектуальные институты. Вообще сменит «тоталитарную демократию» на,
скажем, «творческую демократию» во всех слоях и сферах бытия. Ведь и вторая
сигнальная система базируется на нервных окончаниях в теле всего организма
(т.е. не является только «надстройкой»), но уже способна к отрыву от «тела», к
саморефлексии. Так что, образно говоря, в итоге известные «четыре власти»
дополнятся еще некоей научной, вероятно даже, как и властно более высокой.
«Невероятное»
обобществление технологий самими «трудящимися нового типа» (к этому
субъектному анализу мы вернемся много ниже) и будет означать общественный,
революционный процесс создания научного механизма производства, информационно
означающего организацию постоянного общественного, вертикального и, главное,
диагозитпивного, внефункционалъного и эксфункционалъного, межотраслевого,
межпредприятийного и межпрофессионального (если угодно - комплексного,
междисциплинарного) изучения «интенсивных» величин технологий. (Именно в этом смысле вопрос об информации - это и есть вопрос об
уровне разумности, целесообразности, концентрированности траты социальной
энергии. Но в основе своей это совсем не управленческая задача (как
нечто лишь институциональное, производное, оформляющее), а диспозитивная
задача самих «трудящихся нового типа» по взаимному «вмешательству» в
технологии и их цепи. Потому же и у П. Барчеллоне
совершенно верно знание непосредственно связывается именно с технологиями (в
его анализе капитализма). Такое изменение и будет означать шаг освобождения
человека, не коллектива, предприятия, отрасли, учреждения и т.д., а именно
человека, трудящихся, от замкнутости «технологического феода» (а это его же
снятие) в выборе деятельности, обучения и перемен труда, в участии в управлении
посредством своего рода второй сигнальной системы. Здесь можно продолжить
хорошую мысль К. Эрроу: жесткость организаций, их
связей и динамичных перемен возрастет, но индивиды будут более свободно
перемещаться из одной структуры в другую.
Технологические
императивы (в простейшем виде технологической дисциплины) нигде и никогда не
исчезнут, но именно для человека они перестанут быть неподвластной, отчуждающей
силой. Жесткость связей и жесткость их нее перемен неумолимо диктуются ростом
мощи, плотности и многообразий связанности «социальной материи», но со «второй
сигнальной системой» всепронизывающего анализа производство и человек
освобождаются от учрежденческих и пр. границ собственности на технологии. Ведь
вторая сигнальная система, как известно, вовсе не является надстройкой нервной
системы, а является пронизывающим всю ее качественно другим, причем
общественным в индивидуальном, способом
функционирования, снизу доверху.
На этот же
счет хорошо пишет А. Белавин: «Вся практика последних лет показывает, что
нужен принципиально новый работник, способный более широко видеть все
многообразие связей и понимать последствия своих поступков, своих решений.
Такая возможность чем дальше, тем все в большей
степени связывается с компьютеризацией труда, с наличием под рукой всей,
нередко нечеловечески разнообразной информации...». Причем такой работник уже
давно потенциально складывался, но поперек его деятельности и стоит
собственность на технологии, их взаимотабуирование, а теперь и коммерческая
деградация.
На этот же
счет «постиндустриалист» В.Л. Иноземцев пишет, надо полагать, лишь о грядущей
смене управления «не стихией рынка, а решениями, принимаемыми научной элитой».
Но осуществить это сможет, естественно, не «элита», а только относительно
массовый субъект, «трудящиеся нового типа». К тому ж предстоит сменить не
только «стихию рынка», но и уже более высокую «стихию плана». Хотя пока
повернуло в обратную сторону.
А может быть
еще и такое пояснение. На протяжении двух последних столетий, пишет П.П. Гайденко, человечество стремилось главным образом изменять
природу. Теперь же, однако, продолжает Гайденко,
чтобы не покончить с собой, человечеству необходимо вернуть себе (почему
вернуть, а не создать?) способность понимать (природу), а сперва, заметим, ее
же высшую форму - общество. К тому ж не только понимать, но и нечто преобразовывать.
Отношения.
Репродуктивному
и социально-непознавательному организационно-управленческому технократизму
предстоит уступить доминантное место некоторым организационно заведомо непредсказуемым,
но определенно «понимающим», более высоким «аналитико-синтетическим»
структурам. Как выросшая натуральность преодолела рабство, как выросший рынок
преодолел автаркию, как «план» преодолел капитализм, так же и некая новая
«соционаучная структура» преодолеет дефект производства «технофеода».
Но потому
же, конечно, и на одном только понимании не проедешь. Так что и изменить
кое-что придется, производственные отношения, т.е. прежде всего самого себя.
Причем в итоге, во всей «дифференцированной глобальности», как пока
самоубийственной форме всего мира, а сперва - там, где
сложатся исторические обстоятельства, на кризисной негэнтропийной вершине, а
до того - в социальной науке, а до того - в понятиях. Опять кошмарная
нелинейность сама собой получается. Зависимость гигантского,
вселенского от «микроскопического», понятийного.
Обобществление
технологий, их изъятие из оков группо-иерархической собственности, и есть сброс
в небытие линейной формы, «технологического феода», ликвидация
группо-иерархической узурпации технологий, дефекта производства и господства
статусов над людьми при сохранении всего рационального из всех ранее снятых (в
том числе функциональных) отношений. Линейность, технофеод,
дефект и пр. как доминанты исчезнут, но «план», статусы, функциональность и
пр. никуда не исчезнут, т.е. будут метаморфированно сняты. В
положительном содержании это и есть, пока не в метафорах дело, интенсификация,
онаучивание, гуманизация (в более широком контексте преобразования) производства,
материальное и революционное его превращение в понимающее,
социорегулятивное. Серьезное дело. Причем дело самих «трудящихся нового типа»,
хотя и с помощью новой социальной науки, т.е. нового научно-идеологического
профессионализма, интеллигенции. Но уже новых, т.е. «разговаривающих» на
обновленном профессиональном социальном языке. Здесь к месту напомнить
соображения Л. А. Мясниковой. Приведем их, поподробней.
«Небывало
высокий темп развития информатизации общества создает иллюзию ее
самостоятельной сверхзначимости. Но развитие не связанных с
энергией чисто информационных технологий способствует лишь совершенствованию
технологий присвоения, становлению попнауки, направленной на бессмысленное
уплотнение информационной среды обитания человека и преследующей собственные
цели, не имеющие ничего общего с обретением нового знания, и бурному развитию
финансово-спекулятивных технологий символической экономики биржи.
Поэтому главным ресурсом развития продолжает оставаться энергия, - в адекватной
«информационной оболочке», - а не просто «голая информация». Далее Мясникова пишет о двух тенденциях.
Попробуем в
соображениях Мясниковой кое-что подправить и кое-чем
их дополнить, естественно, с нашей, полилогической позиции.
Во-первых,
для означения всегда гетерогенного производства словом «экономика» мы
принципиально не пользуемся; отсюда и «реальное производство», лишь
обеспечиваемое, по верным словам Мясниковой,
«информационной оболочкой», мы никак не сводим к гомогенной «энергии». В
производстве движутся и вещи, и энергии, и труд, и мысль, и сами люди, и т.д.
А во-вторых, пока главное совсем в другом, а именно в том, как вообще возможно
осуществление «конструктивной» тенденции в движении к обществу, основанному на
«новом знании».
И,
во-вторых. О роли знания, науки говорено
уже невпроворот. И Платон в своей архетипической
конструкции придавал особое значение науке (роли «философа»). И Ф. Бэкон
провозгласил «Знание - сила». И Маркс высказал мысль о «превращении науки в
непосредственную производительную силу». А уж в наши дни говорено про знания,
науку - не перечислишь (ряд имен называет и Мясникова). Но вот что суть все эти прекрасные идеи и
мысли? А суть они, и уже давно, прекрасные афоризмы, непреходящие «вечные
истины» философии, в силу этой «вечности» столь же давно ставшие банальностями.
Чтоб общество могло стать «научным обществом», опирающимся на новое знание,
уже не философия, а именно наука же и должна выдвинуть новое социальное знание
об обществе, сложившемся во всей своей материальной конструкции еще как
донаучное, с гибельным эволюционным трендом и со
спасительным революционным. А это может быть только удачная не «вечная», а
конкретно-историческая - научная теория современного переломного мира.
Только и
только так может начаться изменение когнитивности, знания (а именно в
существующей когнитивности, понимания мироздания и скрыт главный стопор
дальнейшего развития) сперва профессионально-научной (во всем тягомотном
объеме), а в конечном счете когнитивности всего
человечества. Никакой иной возможности начала научной же реализации
«конструктивной тенденции» не существует.