POL
_____ ПОЛ ИЛОГ_____
ILOG
|
к.т.н. Харчевников А.Т.
О логике развития главной
последовательности эндогенной логики полилогии современного мира
А. С. Шушарина.
Тезисно, в надежде на знакомых с
трудами А. С. Шушарина и его "Полилогией современного мира".
1. Об общих принципах.
1.1. Мир, Мироздание бесконечно, безгранично и без
времени, - только последовательность событий, поэтому:
- начинать надо с "середины", ибо "краёв нет";
- время, к которому мы привыкли, не в счёт, ибо его нет, и ...
- нет ни скоротечных, ни долглвременных процессов, есть только "это после того".
1.2.Материя едина, «бога нет», всё подчиняется «одним
законам Мироздания», а поэтому и описываться должно «одним языком», меняющимся лишь
в зависимости от уровня сложности исследуемых объектов.
1.3. Восходящее развитие любого процесса или объекта происходит в направлении роста
сложности. Алгоритм развития сложности различных непересекающихся объектов одной
«природы», но разной сложности один и тот же; он периодически реализуется в
развитии материи по сложности.
1.4. О равновесности материи. Изменение состояния материи «любой природы» идёт лишь
в направлении достижения равновесного состояния и лишь наиболее «лёгким, простым»
путём.
2. О гетерогенном содержании «производства и воспроизводства действительной жизни»
и гетерогенном богатстве, обуславливающих полилогию теории А.С. Шушарина.
2.1. Весь ход развития исследований «действительной жизни» и достигнутые результаты
подтверждают научную актуальность и своевременность построения социальной теории о
«производстве и воспроизводстве действительной жизни» как общем процессе
общественного развития со структурой определённой сложности на основе
ортогонального гетерогенного содержания этого процесса воспроизводства, состоящего
из множества «различной природы» взаимосвязанных, но более простых (вложенных)
процессов.
Кроме действительной полной и законченной научной теории Маркса, посвященной лишь
одному структурному гомогенному срезу этого общего процесса, а именно одному из
структурных вложенных (простых) процессов воспроизводства товаров, и известному
по «Капиталу» так называемой капиталистической форме развития в его первоначальном
и «вульгарном» этапе, - на сегодня ещё нет адекватной времени теории. Такова оценка
современной социологии, данная А.С. Шушариным в первом разделе «Полилогии
современного мира».
К сожалению, в современной обстановке и особенно в кризисном этапе развития
событий на территории Союза Советских социалистических республик во второй
половине ХХ века, отсутствие такой теории сыграло немаловажную, если не
первостепенную, роль в формировании регрессивного тренда развития всех республик,
и особенно России, на «постсоветском пространстве СССР».
2.2. Характеризуя и многократно иллюстрируя гетерогенность «действительной жизни»,
в двух первых разделах «Полилогии…», А.С. Шушарин не дал чёткого полного разделения
«общего процесса» на гомогенные, пусть и не совсем детального, но достаточно
представительного. Эта ситуация постоянно затрудняла восприятие материала,
создавая некоторое образное целое, но неопределённое, размытое.
Поэтому, для более чёткого и однозначного восприятия гетерогенности общего процесса
«производства и воспроизводства действительной жизни» (ПВДЖ) выделим две следующие
«ортогональные стороны», а именно: первое, - процессорные фазы и элементы; второе,
- виды деятельности как частные, простые процессы ПВДЖ. На первом остановимся позже,
а второе, - представим фрагментом варианта структуры процессов деятельности как
перечня этих частных процессов, в форме «метафорных определений», достаточно полно
характеризующих гетерогенность с содержательной стороны ПВДЖ и численной стороны
как конечного множества (условно).
Фрагмент перечня вложенных, простых процессов деятельности ПВДЖ:
- «воспроизводство «коллективизма» как свойства социальных животных жить «общей
жизнью»»;
- «воспроизводство как поиск и производство самой возможности жизни, среды обитания,
среды, пригодной для жизни»;
- «поддержание жизни в форме «питания» взрослых, пожилых и детей как поддержание
«энергетической вооружённости» собственно рабочей силы, материальной базы»
интеллекта, «популяции»»;
- «поддержание здоровья и «качества» людей как медицина, спорт, информированность,
мораль и нравственность, культура, то есть поддержание различных процессов
«социализации»»;
- «обеспечение защиты жизни людей от внешней агрессии «людей» и животных»; «процессы
убытия (смерти) и «утилизации усопших» как форма защиты людей от страданий неминуемой
смерти, «освобождения места для новых поколений людей и дальнейшего развития,
обеспечение экологии мест обитания»;
- «добыча питания» как собирательство, охота, земледелие, скотоводство и прочее,
обеспечивающее людей «продуктами питания»»;
- «распределение «питания» и «средств существования», благ и богатств среди членов
общества в связи с их деятельностью, обеспечивающее наличие оных у каждого члена
общества»;
- «репродукция, размножение», обеспечивающее возмещение убытия и постоянный рост
количества членов общества как основы сохранения общества и человека путём
естественного (и искусственного) деторождения и воспроизводства самого человека»;
- «воспитание детей как «выращивание взрослой особи», способной к специальному
обучению, образованию и социализации»;
- «созерцание общественного бытия», общение и пользование (жизнью), участие, в том
числе и во всех ранее не отмеченных процессах»;
- «расширение «ауры», как искусственной или присоединённой среды обитания, её
объектов и процессов, как «рост своего «Я» во всём», как форма и тип
собственности»;
- «выбор» и подготовка воспитателя детей и обеспечения его питанием, услугами и
богатством»;
- «организация и управление обществом во всех звеньях по мере его усложнения»;
- «выбор и формирование власти», её обеспечение»;
- «производство средств производства и вещей (услуг) для личного и коллективного
пользования»;
и т.д.
|
|
Таблица. ГЕТЕРОГЕННОСТЬ "ОБЩЕГО ПРОЦЕССА"
"Производства и воспроизводства действительной жизни" (ПВДЖ).
А.Виды деятельности как процессы ПВДЖ.
Б.Элементы (фазы) процесса ПВДЖ в ортогональном срезе.
Рис.1. Виды деятельности и элементы (фазы) общего процесса
производства и воспроизводства "действительной жизни" как части
существаования материи.
Внимание!
1. Для просмотра в отдельном окне одного из 6-ти фрагментов таблицы установите курсор
на нужный фрагмент и "щёлкните мышкой".
2. Границы фрагментов таблицы обозначены оранжевыми линиями.
3. Для удаления окна с полноразмерным рисунком
"щёлкните кнопку "Х" закрытия окна в строке заголовка.
|
На рисунке 1 представлена попытка «художественного, образного» изображения части
этих и прочих процессов ПВДЖ как вечного движения Мироздания. Очевидно, что все
простые процессы из этого множества в действительной жизни органически связаны
между собой. Связи эти множественны и переплетены, представляют собой единую
«нейронную сеть».
Так человек, как активный актор этих процессов, будучи персонифицирован,
последовательно и одновременно участвует в большинстве этих процессов. Это
естественно, ибо он, человек, и составляет «сердцевину» самой «действительной
жизни» в части общественных отношений, и, в то же время, неизбежно «вплетён»
во все процессы Мироздания, во многом опосредовано, пытаясь в своём отображении
мира познать его во всей неисчерпаемой широте и глубине его.
При этом, такие «обобщающие элементы» как «общение и культура», «работающая сила»
и её агенты процессов, «пространство производства и среды», «средства производства
и ресурсы», «технологии и соисполнение», «знания и общие представления о ПВДЖ»,
наряду с человеком, - как активным актором ПВДЖ, «участвуют», являются неотъемлемым
«атрибутом», во всех процессах производства и воспроизводства «действительной
жизни» как видах деятельности.
Изобразим схематично, и, естественно, не полностью, например, процесс-цикл
производства «Добыча питания»:
|
|
где элементы процесса:
ЧЕЛ – люди, понимающие друг друга, умеющие общаться (рабочий механизм,
информационное устройство), работать, трудиться, как акторы процессов ПВДЖ,
«способные добывать пищу»;
РС – рабочая сила, позволяющая человеку работать, трудиться, то есть в данном
контексте, - «добывать пищу», заниматься «собирательством»;
СРД – среда обитания как «пространство добычи»;
СП – средства производства как «инвентарь собирателя, добытчика пищи»;
КВЛ – команды «делать то-то» и «как делать», «правила и технологии»;
ЗН – знания о «действительной жизни», «что есть что» и «что делать»;
ЛВЛ – «мудрецы и старейшины», руководители и организаторы (власть) процесса
как носители смысла «для чего, зачем и почему делать» в «действительной жизни»;
где собственно процесс, воспроизводимый «продукт», результаты воспроизводства:
Пдоб(…… ) – цикл процесса «добычи питания» (в скобках параметры, константы);
оТпит – (вос)производимый «продукт» как «остаток» продуктов питания после
потребления-использования, возможно, «равен нулю»;
Тпит – результат производства, продукты питания «добытые» за цикл процесса.
Тогда в целом процесс воспроизводства «Добычи питания» примет вид:
|
|
где
оТпит(остаток) – «остаток» «продуктов питания», то есть количество «продуктов
питания» после прерывания процесса воспроизводства, вступающее в новый цикл
производства «Добыча питания»;
Т'пит – результат цикла воспроизводства «продуктов питания», то есть количество
«продуктов питания» после очередного цикла процесса «Добыча питания» Пдоб (…… );
РС – «рабочая сила», необходимая для осуществления процесса «питания» Ппит(…… );
СРД – «среда обитания», необходимая для процесса «питания» Ппит(…… );
... - точки означают, что процесс «добычи питания» прерван, но процесс
«воспроизводства «продуктов питания» не приостановлен, так как из сферы
собственно добычи питания вступает в сферу его «эксплуатации», то есть потребления,
расходования.
На рисунке 2 дано пространственно-временное образное изображение этого простого
процесса воспроизводства.
|
|
Известно, что в первобытный период основой добычи питания был процесс «собирательства»,
который требовал постоянной смены среды, «пространства «собирания», а, следовательно,
и обитания. Отобразим схему этого простого процесса аналогично предыдущей:
|
|
где
оСРД (остаток) – «остаток» от среды обитания, то есть состояние среды после
прерывания процесса;
СРД' (остаток) – «новая» среда обитания, то есть другая среда обитания и
«собирания» после процесса поиска необходимой среды Псрд(…… );
СРД – «свободная среда обитания», необходимая для того, чтобы было «что искать»;
РС – «рабочая сила», необходимая для осуществления процесса «поиска среды
обитания» Псрд(…… );
••• - точки означают, что процесс «поиска среды» для обитания и «собирательства»
прерван, но процесс «поиска среды» не приостановлен, так как из сферы собственно
поиска среды обитания вступает в сферу его «эксплуатации среды», то есть
«собирательства», эксплуатации, «потребления».
Наконец, завершим этот фрагмент простым процессом «собственно питания»:
|
|
где
оРС (остаток) – «остаток «рабочей силы», то есть её состояние после прерывания
этого процесса на «проведение» прочих процессов ПВДЖ;
РС' (остаток) – «новая «рабочая сила», то есть восстановленная «энерговооружённость»
«работающего человека» после процесса «принятия пищи» Ппит(…… );
Тпит – «продукты питания» необходимые для воспроизводства «рабочей силы»;
СРД – среда обитания и «пространство принятия пищи»;
... - точки означают, что процесс «питания, роста энерговооружённости» прерван,
но процесс воспроизводства «энерговооружённности» не приостановлен, так как из сферы
собственно «наращивания энерговооружённости» вступает в сферу его «применения
полученной энергии», то есть «прочей» деятельности, эксплуатации, «потребления».
Таким образом, совместное изображение даже этих упрощенных схем трёх процессов
позволяет увидеть их тесное взаимное переплетение. Чтобы представить это графически,
соединим связями «результаты», «выходные продукты» процессов с «входными продуктами»
и используемыми ресурсами, в том числе и как элементами этих процессов (см. рис. 3):
|
|
Теперь представим каждый цикл процесса в виде прямоугольного параллелепипеда,
напоминающего формой стопку «кирпичей», где каждый «кирпич» соответствует одному
элементу процесса в цикле. При этом будем понимать под каждым «кирпичом» некоторую
материальную форму, материальное воплощение данного элемента процесса. Тогда схема
рисунка 3 предстанет в следующем виде, смотри рисунок 4.
|
|
Как видно из схемы рис. 4 состав элементов цикла процесса одинаков для всех
разнородных простых процессов, поэтому, введём единый для всех вложенных процессов
состав цикла. Далее, «уплотним» схему рис.4, изобразив вместо трёх «стопок кирпичей»
разнородных процессов, один общий «универсальный» цикл-стопку (см. рис.5).
|
|
Полученный объединённый процесс ПВДЖ напоминает бесконечную «прерывистую балку»,
где пространство между циклами заполнено связями и переходами. Теперь соединим все
циклы в бесконечную «балку» прямоугольного сечения, «используя в качестве раствора»
стрелки и многоточия, которые скрепляют циклы-стопки,
образующие эту балку. (см. рис.6).
|
|
В результате процесс «Производства и воспроизводства действительной жизни» примет
форму бесконечного прямоугольного бруса, в котором можно лишь выделить горизонтальные
слои, соответствующие «типовым элементам» процесса ПВДЖ.
Таким образом, так как элементы разнородных простых процессов в целом в своей сущности
как понятия одни и те же для всех простых процессов как видов деятельности, и.
следовательно, «все простые процессы совместимы» в одном, совокупном процессе ПВДЖ.
Процесс ПВДЖ предстаёт в виде единой «балки», но более «мощной», где связи «включены»
в указанный ещё на рисунке 1 такой элемент процесса ПВДЖ как « СР - система
распределения (обмена) продуктов и результатов деятельности между агентами и
участниками ПВДЖ». В результате процесс ПВДЖ действительно примет вид общего, единого
процесса, и, ничего более.
Разумеется, что реально количество простых процессов и их связей (как процессов)
чрезвычайно велико, да и их «количество» зависит от исследователя, так как их
«выделение» весьма условно, ибо «материя», в том числе и «социальная»,
едина и неделима.
Любое «вычленение» объектов и процессов, связей условно, абстрактно, ибо, «ещё раз»,
- в «действительной жизни» мироздание, мир, материя едины и неделимы, целостны по
определению, ибо «иного и нет»!
При рассмотрении этого условного примера были введены обозначения элементов как-то
отражающие их конкретную для данного примера сущность. Затем они были заменены на
«более общие» обозначения, использованные в начале на рисунке 1б «Элементы (фазы)
процесса ПВДЖ в ортогональном срезе» (относительно простых процессов по видам
деятельности).
При этом чтобы далеко не уходить от традиционных представлений и теории А.С. Шушарина,
было сокращено число выделяемых элементов процесса ПВДЖ, - то есть их более широкое
множество было «сведено» к семи элемента. А все иные, ранее упомянутые иные элементы,
будем считать включёнными в эти семь. Так «РПиИ – ресурсы «природные», недра,
энергоресурсы; ресурсы «искусственные», комплектующие, сырьё» включены традиционно
в элемент «СП – средства производства, орудия труда)»; «СР – система распределения
(обмена) продуктов и результатов деятельности между агентами и участниками ПВДЖ»
включена в элемент «ТХ – технология, квалификация, умение и специалисты».
В результате графическое представление процесса ПВДЖ приняло вид, отображённый на
рисунке 6.
Если теперь сделать «продольный срез этого «бруса» как общего процесса ПВДЖ, то в
срезе будут располагаться горизонтальные слои, соответствующие основным элементам
процесса ПВДЖ. В этих «слоях», как уже упоминалось, «расположена «некая материальная
форма, материальное воплощение» элементов процесса ПВДЖ, представляющая все виды
деятельности в их динамике развития (слева на право) во времени. Здесь развитие
понимается двояко: как развитие «по сложности» типов собственности и «непосредственно»
как развитие «естественно-технической» сложности реальных элементов простых процессов.
Следовательно, каждый ортогональный срез – есть срез временной, и содержит некие
материальные формы всех видов деятельности. В продольном срезе по горизонтали имеет
место развитие «неких материальных форм» одновременно всех видов деятельности.
В продольном срезе по вертикали, что отображено на рисунке 6, имеет место некое
«усредненное» развитие «неких «осреднённых» материальных форм» одновременно всех видов
деятельности. А сам срез напоминает таблицу.
Прежде чем перейти к «формированию» на этой основе упомянутой таблицы, остановимся
ещё на некоторых сопутствующих соображениях и понятиях, введённых А.С. Шушариным
в «Полилогии …».
3.О собственности и бифуркациях.
3.1. Из изложенного видно, что общественные отношения, взаимодействия людей «возникают
и протекают» в ходе реализации всех простых вложенных процессов общего процесса ПВДЖ,
а, следовательно, ими и только ими определяются, ибо более ничего нет.
Что объединяет процесс общественных отношений людей, который требуется раскрыть и
определить, и упомянутые простые процессы, в которых неизбежно присутствие и участие
«этих же людей»? Ответ очевиден, - это процесс ПВДЖ, или ещё проще, - это «процесс»!
Этот процесс взаимодействия человека со средой, то есть его «окружением в самом общем
виде», есть процесс целесообразной деятельности (иной деятельности и нет!), который
предполагает в общем виде, но укрупнено, следующие элементы или «моменты
деятельности»:
(1). Человек как активный актор, то есть способный к общению и взаимодействию, - ОК.
(2). Трудовой, деятельный человек – трудящийся, - ЧВ.
(3). Пространство производства или деятельности как среда и условия
производства, - ПП.
(4). «Средства производства»: предмет труда или объект деятельности; сырьевые ресурсы;
вторичные подэлементы, - средства труда или объекты воздействия, с помощью которых
осуществляется воздействие; энергия, - СП.
(5). «Технология» труда или деятельности, умение «трудиться», а так же
соответствующая организация и управление, - ТХ.
(6). «Знание» и умение его применить, - ЗН.
(7). Общее понимание «смысла и цели» действительной жизни, осознание «своего места
в жизни и производстве», - ФЖ.
Следует оговорить, что везде в качестве объекта, элемента ПВДЖ, может рассматриваться
не только нечто «статически вещественное», но и процесс.
Приведённый перечень элементов процесса весьма «произволен» и может быть наиболее полно
описан с использованием соответствующих «системных теорий», ибо наш мир и наша жизнь
в нём есть открытая, саморазвивающаяся и пр. система, причём неограниченная и
неисчерпаемая «вглубь и вширь». Однако для данного эссе и этого достаточно.
И ещё. Анализируя состав элементов в вышеприведённом порядке, можно отметить, что
«включение» в рассмотрение всё большего числа элементов, как специфических процессов,
ведёт к росту «сложности суммарного процесса», - от элементарных и «простейших»
до «человеческих, общественных отношений» и «инопланетян». Несколько позже будет
«попутно» показано, что излагаемый подход позволяет «нащупать» и пути развития по
сложности и до «суперцивилизации», но уже не людей, а «нечто в корне более сложное,
- «новый «органон». Но это уже развитие «во времени», сравнимом со временем
возникновения современной жизни из «воды», временем формирования Солнечной системы.
3.2. В трудах К. Маркса, А.С. Шушарина и др. показано, что производственные и,
следовательно, общественные отношения определяются, диктуются самим процессом
производства, деятельности, а именно соответствующими отношениями собственности.
Присвоение собственности, в том числе средств производства, порождает особые
общественные взаимоотношения между людьми, вытекающие из их отношения к «присвоенной
собственности», являющейся элементом процесса ПВДЖ, а так же, и одновременно, -
простых вложенных процессов. Кроме того, А.С. Шушарин показал, что эти отношения
меняются и с изменением предмета, элемента процесса, собственности. Очевидно, по
определению, постоянно и одновременно в процессе ПВДЖ «задействованы» все «мыслимые»
элементы понятия «процесс», элементы ПВДЖ, но степень их участия, их активности может
быть любой, от «ноля» до «бесконечности».
Кроме того, по сути, все элементы являются и элементами богатства – материальных благ
или услуг (процессов), ибо «создают и обеспечивают жизнь, общую действительную
жизнь».
Последнее, по сути, и обуславливает «стремление» к собственности, к богатству, как
«самоутверждению» не только всего живого, но и всего материального вообще. Это
естественное расширение ауры, если возможно, обеспечивает равновесность состояния и
является неотъемлемым свойством любой материи и процессов. «Расширение ауры»,
расширение «влияния», позволяет преодолеть «неравновесное состояние». Иными словами,
«материя должна» как бы опереться во всех направлениях (для объекта), и для каждого
момента времени (для процесса), как последовательного изменения состояния. По сути,
собственность, - это материальная (и «процессорная») часть ауры человека как субъекта
ПВДЖ или объекта среды.
Таким образом, на каждом шаге развития общества его активные акторы пытаются
«присвоить» то, что свободно, не «приватизировано», и обеспечивает наибольшую
устойчивость, равновесность. Следует оговорить, что если «нечто» уже присвоено, и.
если есть возможность «переприсвоить», то это и будет «переприсвоено». Такая
возможность обуславливается, либо ростом собственной «силы», либо ослаблением
«владеющей стороны», что в обоих случаях связано с нарушением равновесного состояния.
Следовательно, если равновесное состояние нарушено, то активный актор, то есть актор,
находящийся в неравновесном состоянии, будет «пытаться» присвоить часть окружающей
среды, «сделав» её частью своей ауры, и тем самым восстановить
равновесное состояние.
3.3. Следует так же, предварительно, оговорить и такое, вводимое А.С. Шушариным,
понятие в социологию как «бифуркация». В целом следует согласиться с толкованием
этого понятия, но хотелось бы с иным акцентом его применять в дальнейшем. В общем
случае под бифуркацией следует понимать состояние неравновесности, когда из-за
множества фактов и акторов, недостаточности знания данного процесса, затруднено
или вообще исключено какое-либо уверенное, в вероятностном смысле, «однозначное»
предсказание (прогнозирование) дальнейшего развития. Сюда же, естественно, входит
и ситуация возникновения «невероятного события», в результате чего процесс развития,
а равно и его элементы, приобретают «невероятные свойства», пути (траектории) или
тренды развития.
Таким образом, вводя это понятие мы как бы «освобождаем себя от ответственности» за
возможность развития в непрогнозном направлении и одновременно обеспечиваем условия и
требования причинно-следственного, детерминистского подхода к развитию событий, -
«предсказать можно всё, если знаешь». Ну, а где, чего больше, - судить читателям и
пользователям.
По нашему мнению, последующее коренное усложнение реальных процессов ПВДЖ возможно
лишь в результате бифуркации, а если нечто возможно, то оно и реализуемо. И, если
что-то «мыслимо», то и возможно!
Таким примером биологической бифуркации можно считать и возникновение мощного разрыва
у человека и прочих животных, хотя и не исключены другие возможности, - как
уничтожение «промежуточных вариантов» или, как «неземное» происхождение
человеческого интеллекта. Эти оговорки не имеют в данном случае существенного
значения, ибо главное, - возможность такого развития, а как реально, не важно.
К этому примыкает и следующий конкретный момент.
3.4. Если теоретически «мыслимо», возможна некоторая траектория развития, то есть
множество возможных состояний нарастания сложности как шкалы степеней развития, то
это не исключает реально скачкообразного пути, траектории развития. Природа этой
скачкообразности и «пропуска некоторых состояний сложности» может (допустима) лежать
как в ускоренном, незаметном прохождении этих «пропущенных состояний», так и в
возникновении состояний локальной «бифуркации», вплоть до «космических катаклизмов».
4. Теперь можно предложить для рассмотрения иллюстративную таблицу развития главной
последовательности эндогенной логики полилогии современного
мира А.С. Шушарина (см. рис 7.).
|
|
Таблица. РАЗВИТИЕ ГЛАВНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
социально-воспроизводственных формаций
Рис.7. Таблица развития главной последовательности
социально-воспроизводственных формаций.
Внимание!
1. Для просмотра в отдельном окне одного из 9-ти фрагментов таблицы установите курсор
на нужный фрагмент и "щёлкните мышкой".
2. Границы фрагментов таблицы обозначены оранжевыми линиями.
3. Для удаления окна с полноразмерным рисунком
"щёлкните кнопку "Х" закрытия окна в строке заголовка.
|
4.1. Считаем, что материалы этой таблицы не противоречат, принципиально, теории
А.С. Шушарина, освоенной по первым четырём разделам «Полилогии современного мира»,
а лишь уточняют, дополняют и развивают освоенный материал. Кроме того, представляя
эту таблицу и комментарий к ней, автор расценивает это как своеобразную возможность
поделиться с читателем своим видением в этой части теоретическим наследием
А.С. Шушарина и считает, что является сторонником и последователем теории,
предлагаемой А.С. Шушариным.
Этой статьёй автор выполняет пожелания А.С. Шушарина о «донесении основ и языка
этой теории до широкой общественности в форме околонаучных «идеологий». Это, к
счастью, освобождает автора от научной строгости изложения и «разрешает»
домысливание ряда положений теории в чисто авторском освещении, осмысливание и
даже иного «измышления». Как говориться, вначале было «слово», и слово
А.С. Шушарина (на сегодня в трёх (четырёх) из пяти книг), а затем всевозможные
«измышления» этого, по революционно новому, слова, - «Полилогия современного мира».
4.2. В столбце 4 таблицы в строках 1(4) – 7(10), пронумерованных для удобства
представления в обратном порядке, последовательно вписаны элементы процесса ПВДЖ
в порядке «исторической важности», о которой несколько позже. Это «общая жизнь»,
человек-работник, пространство (внепроизводственной) жизни, средства производства,
технология как функция производства, знание, смысл жизни и природы человека. Данные
названия несколько отличаются от ранее приведённых, но, по сути, имеется ввиду то
же самое. Со временем терминология установится, да и не всё ещё ясно и определено
«окончательно».
В столбце 2, соответственно даны совокупности процессов, элементы которых ещё не
обобществлены, представляют собой «ограниченную (необщественную)» собственность,
и не вошли в «инфраструктуру бытия», - «в основание бытия», то есть в те пласты
общественной жизни, которые представляют собой условия для его дальнейшего и
эффективного развития и функционирования всей жизни. Иными словами, - инфраструктура
это то, что обществу соответствующего периода ясно и понятно «с пелёнок», то,
чем оно осознано (точнее «бессознательно») пользуется (руководствуется) в своей
ежедневной практике.
4.2.1. Строка 1(4). Так, только что возникшему первобытному обществу уже людей,
которые едва осознали себя, сумев «отделить себя» от общей жизни, и которые, зная
«общую жизнь дочеловеков», ещё «совсем не знали», что они представляют собой, что
такое человек. Да и не могли ещё знать, ибо всё ещё было впереди. Вот по этим
причинам в столбце 4 строки 1(4) вписана «Общая жизнь», а в столбце 3, то, что ещё
неизвестно и неактуально, то есть процессы «Люди - живущие, люди – деятельные».
Таким образом в столбце 2, на основе этого разделения всех элементов ПВДЖ и
вписано «(Процессы) общество и среда уже людей, осознавших себя (как «личностей»)»,
то есть по сути сам процесс ПВДЖ. Почему сразу не был записан процесс ПВДЖ? – Потому,
что автор придаёт термину ПВДЖ более широкое толкование, но об этом позже.
Таким образом в следующую строку 2(5) столбца 2 вписывается процесс из предшествующей
строки 1(4) столбца 3 – «Люди живущие и деятельные как носители производства и среды»,
то есть это и процессы.
Строка 2(5). Выделяя из этого процесса такой элемент как «Человек – работник»
(столбец 4, строка 2(5)), от процесса остаётся совокупность процессов «Пространство
действительной жизни», которое и вписано в столбец 3 строки 2(5).
Соответственно, эта же совокупность процессов записывается и в столбец 2 строки 3(6)
как процесс «Пространство действительной жизни (производства и жизни)».
Строка 3(6). Выделяя из процесса строки 3(6) элемент процесса «Пространство
внепроизводственной жизни» (столбец 4, строка 3(6)), получаем процесс (остаток)
«Производственная база» (столбец 3, строка 3(6)), который и вписываем в столбец
2 строки 4(7) как процесс «Производственная база».
Строка 4(7). Выделяя из процесса строки 4(7) элемент процесса «Средства производства»
(столбец 4, строка 4(7)), получаем процесс (остаток) «Пространство производства»
(столбец 3, строка 4(7)), который и вписываем в столбец 2 строки 5(8) как процесс
«Пространство производства».
Строка 5(8). Выделяя из процесса строки 5(8) элемент процесса «Технология как
функция производства» (столбец 4, строка 5(8)), получаем процесс (остаток)
«Познание производства» (столбец 3, строка 5(8)), который и вписываем в столбец
2 строки 6(9) как процесс «Ноосферное познание сути производства и развития
действительной жизни».
Строка 6(9). Выделяя из процесса строки 6(9) элемент процесса «Знание, естественно
техническое» (столбец 4, строка 6(9)), получаем процесс (остаток) «Научное
философское познание» (столбец 3, строка 6(9)), который и вписываем в столбец 2
строки 7(10) как процесс «Научное философское познание и практика по сути развития
материи, всей окружающей среды».
Особо отметим, что в последнем «переходе» в таблице была пересечена зона бифуркации.
Поэтому естественно ожидать, что в дальнейшем возможно развитие общественных
отношений совсем «не похожих» на известные. Однако в данной иллюстративно-схематичной
таблице сознательно ограничено число «важнейших» элементов и соответствующих
совокупностей процессов.
Строка 7(10). Строкой 7(10) и соответственно связанной с ней структурой процесса
строки 6(9) ограничен перечень рассматриваемых в данной статье (примере) процессов,
вследствие чего процесс строки 7(10) имеет отличительные особенности, разумеется,
что они относительно-условны. Строго говоря, здесь следует иметь ввиду не «нет»
(столбец 4), а объект (элемент) процесса, связанный, если проводить аналогию со
строкой (3), с некоторой «эгообществостью», вероятно, связано со всей
«инфраструктурой» неким образом «угнетающей» членов общества.
4.2.2. Преодоление этого состояния, опять-таки по той же аналогии, связано с
некоторым «скачком» в развитии интеллекта, но если ранее это был «биологический»
скачок при социальности «дочеловеков», то теперь это скорее всего будет связано
с формированием новой социально-биологической общности в форме нового
социально-биологического «организма», - «Нового Органона». И, если это не так,
то рассмотреть и попытаться построить «стройную» теорию, «дальнобойную» теорию
будет полезно, плодотворно, да и методически необходимо.
Это позволит взглянуть на наше сегодня и всё «видимое» развитие глазами более
высокой организованной и процессорной сложности. Говорят, что «выше головы не
прыгнешь», «сам себя за волосы не вытащишь». Это так, но чтобы вырасти в сложности,
надо пытаться, «надо быть готовым к такому «невероятному», но возможному развитию
событий», а «бифуркация» нам поможет, или «заставит».
Во всяком случае обозначим то, что будет как процесс «Новое научное познание» и
«закроем» перечень элементов ПВДЖ этими семью процессами!
4.3. В таблице дано не семь, а 12 строк, что подчёркивает включённость ПВДЖ в более
«масштабные» и более «глубокие» процессы. Иными словами мир существовал до нас,
будет существовать и после нас, а рассматриваемый процесс ПВДЖ лишь чрезвычайно
локальный процесс, но протекающий по законам Мироздания, а поэтому и методически
должен в них вписываться как с начала, так и «с конца».
4.4. Отмеченное выше свойство основной массы совокупностей процессов как
производственных, трудовых, позволяет рассматривать их именно с этих позиций, ибо
до настоящего времени и в обозримом будущем нам придётся трудиться и трудиться. Ибо
иначе «не выжить». Труд составляет суть основной по времени и силам процесс нашей
жизни. И, если проще, - труд это и есть наша жизнь, а прочие процессы есть
«вспомогательное производство», хотя несомненно, что характер и объект трудовой
деятельности меняются и будут меняться до «непредсказуемого».
В этом отношении весьма характерен «вариант» будущего труда в жизни, описанный
в фантастическом романе Сергея Снегова «Хрононавигаторы». Приведем лишь некоторые
из «тех специальностей и профессий»: «Конструктор Различий», «Стиратель Различий»,
«Дешифратор», «Анализатор», «личная Программа Судьбы», «Экзаменатор»,
«операторы-мыслители», «Опровергатели», «разумный космический объект»,
«мыслящий объект», «хрононаыигатор», хронофизик», «живые конструкции»,
«Воплотители Высшего Разума» и так далее.
А вот и пример «проблемы выбора» при физическом перевоплощении: «… либо принять
новую голову с замедленной мыслью, либо согласиться на новое тело с убыстренной
физиологией». То есть в жизни этого фантастического общества нашли широкое
развитие уже в форме иерархических структур управления такие общественные виды
деятельности как «философствование и осмысливание жизни».
4.5. В столбцах 42 и 43 под шапкой «Разделение труда» дана для справки, для более
полного усвоения совокупности процессов такая характеристика как «Материальная
форма связи производств или «единичный выходной продукт» процесса, связывающий
разделение труда».
Это, последовательно по пунктам строк 1(4) – 7(10), обмен «жизнью», раб-профессионал
(«Что изволите? – Вот Вам раб!»), «комплект полного натурального обеспечения, товар,
полуфабрикат (элемент), элементарное профессиональное знание, «смысл жизни».
Соответственно использованы в таблице и следующие «Названия форм разделения труда»,
- органическое, универсально-профессиональное, натурально-комплексное,
продуктово-товарное, ячеисто-пооперационное, технико-познавательная, философская.
4.6. В столбцах 8 – 40 представлены этапы-формы развития ПВДЖ, сгруппированные в
известные «способы производства», которые с соответствующей им надстройкой
называются социально-экономическими формациями. Если пользоваться терминологией
А.С. Шушарина, то приведённые названия (именно, - названия!) образуют «главную
последовательность исторически новых критических форм и прорывов (не «формаций»!):
первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм («вульгарный»), линейная
(плановая) форма» «некоторого идеально чистого критического состояния и восходящего,
преодолевающего это состояние тренда (кроме теоретически известного «вульгарного»
капитализма середины позапрошлого века)»*.
*Стр.6. - А.С. Шушарин, Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии),
Раздел второй: Эндогенная логика. - М.: Мысль, 2005, - 638с.
В этой статье так же воспользуемся этими названиями, которые одновременно обозначают
основные укрупнённые этапы, - формы, как развития в целом процесса ПВДЖ, так
укрупнённых этапов развития выделенных совокупностей частей процесса (столбец 2,
строки 1(4) – 7(10), так и этапов и форм главной последовательности «чистых
эндогенных форм» (ЧЭФ). Грубо говоря, вместо трёх номеров столбцов таблицы будем
использовать эти названия, а более чёткое и конкретное их понимание будет понятно
из контекста. В дальнейшем будет дано более подробное описание формаций и сущности
понятия формация.
5. О формациях, о формах и главной траектории развития общественных отношений.
5.1. На каждом шаге развития процесса ПВДЖ одновременно реализуются, протекают все
чистые эндогенные формы этого развития, а так и ортогональные простые, вложенные
процессы. Одни из ЧЭФ уже «прошли пик своего развития» и составляют плоть
«инфраструктуры» общества, образуя тип общественной собственности, формируя и
создавая как бы общие (общественные) условия функционирования и развития ПВДЖ,
реализуясь в различных законах, нормах и морали, как некоторая данность основания
общества. Инфраструктура «расположена» (в таблице) под главной траекторией развития,
поэтому по верхней границе инфраструктуры расположена траектория «общественной
собственности 3-ей степени, протекающая по толстой пунктирной линии «знаков перехода»
(точки – квадратики), которая одновременно является нижней границей главной
траектории развития процесса ПВДЖ.
5.2. Над главной траекторией происходит на каждом шаге развития «прорастание» и
«эмбриональное» становление, проявляются зачатки роста и «начального», восходящего
развития. Причём, чем «выше» (в таблице) совокупный процесс, тем менее он развит,
либо вообще ещё не известен, не заметен, не понятен, хотя, возможно, и видны его
проявления, но скрыты тайной «нашего незнания».
В силу таких «свойств» они «ограничены (необщественны)» и обобществлены в форме
«общей групповой собственности» как естественный процесс включения их в ауру членов
общества, ибо являются частью процесса ПВДЖ, грубо, - частью самого общества. Термины
«общая групповая собственность» подчёркивают факт неупорядоченности этих отношений
собственности, неосознанность, отсутствие и какой-либо иерархической «официальной»
структуры в этих отношениях. Или, как ещё говорят, это такая форма собственности,
когда она не обрела ещё развёрнутых форм, «как нечто «неактуальное, скрытое от
познания».
5.3. Нижней границей «общей групповой собственности» является такая же толстая
пунктирная линия знаков переходов в форме точек – квадратов, по которой расположена
и так называемая «иерархическая - групповая собственность» 3-ей степени, которая
является более «сложной» формой общей групповой собственности и отличается от неё
более сложной организацией и структурой. Главное отличие, - в иерархической структуре
этой формы собственности, но она, как и общая групповая собственность, «не осознана»,
ни как «не оформлена» и «не узаконена».
Понятно, что эта линия одновременно является и верхней границей главной траектории
развития процесса ПВДЖ.
5.4. Таким образом, главная траектория развития ПВДЖ представляет собою процесс
перехода от «общей групповой формы собственности элементов процесса ПВДЖ к
«общественной собственности», то есть перехода в «инфраструктуру». Как видно из
таблицы, этот переход осуществляется по горизонтали, то есть «в рамках» одного вида
собственности, что естественно, в несколько этапов. В таблице выделено 9 этапов. Эти
этапы следует рассматривать как этапы смены типов собственности в их восходящем
развитии в отношении организации процесса ПВДЖ.
Однако ведущим процессом развития является «вертикальный переход», происходящий от
«местной структурированной иерархически-группового» типа общей собственности 1-ой
степени (обозначен литерами «ГС» в прямоугольнике с округлыми углами) на совокупный
процесс, указанный в столбце 2 данной строки, к двум типам собственности. Из них
один - есть тип частной собственности и «находится» в этой же строке столбца 4, а
другой тип -есть тип «общей групповой собственности» ( обозначен литерой «Г» в
прямоугольнике с округлыми углами), «находится выше», в следующей строке (большего
номера), в которой расположен «совокупный процесс с меньшим числом «потенциально
перспективных» элементов. Но тут же следует заметить, что фактически происходит не
уменьшение числа элементов процесса, а лишь снижение числа элементов, находящихся в
«общей групповой собственности». А, ещё точнее, - снижение числа элементов процесса
ПВДЖ ещё не начавших переход и не перешедших в «инфраструктуру», то есть ещё не
находящихся в «общественной собственности» и не вошедших в полосу переходного
активного состояния, как главную траекторию развития. Иными словами можно сказать,
что происходит не «убытие» элементов процесса, а лишь переход их в «инфраструктуру».
5.5. Теперь и далее, - основное. В столбце 4 последовательно по строкам представлены
элементы процесса ПВДЖ, собственность на которые в различные периоды развития общества,
определяет, через эти, доминирующие в этот период отношения собственности, существо
общественных отношений. Эти элементы являются по терминологии А.С. Шушарина «базовыми
объектами собственности», «объектами обстоятельств производства (они же разнообразные
общественные богатства и человеческие блага, ценности, условия или обстоятельства
«производства и воспроизводства действительной жизни!), в связи с которыми и
складываются качественно разные, гетерогенные взаимоотношения людей. Это прежде
всего отношения собственности, которые могут быть весьма разными и, для существующего
мышления, весьма неожиданными. Например, процессами, тем не менее способными быть
узурпированными в ограниченной (необщественной, но вовсе не частной, а логически куда
более сложной) собственности, определяя всю, совершенно не похожую на экономическую,
«механику форм производства»*.
*Стр.54. - А.С. Шушарин, Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии),
Раздел второй: Эндогенная логика. - М.: Мысль, 2005, - 638с.
Так в строке 4(7) в столбце 4 находим «средства производства», которым в главной
траектории развития общества соответствует «традиционная форма» - капитализм. Эта
форма в таблице связывается с этапом перехода «средств производства» в частную
собственность (литера «Е»).
Для феодализма «этап частной собственности» соответствует согласно главной траектории
развития ПВДЖ «базовому объекту собственности» «Пространство вне производственной
жизни». (Отметим тут же, что в этот период ещё не было как таковой производственной
базы и собственно «производственной жизни»).
5.6. Развитие каждого объекта собственности в критической и околокритической зонах
(периодах) происходит путём перехода от одного типа собственности к другому по схеме
рисунка 8:
|
|
О «метафоричности» названий типов собственности и их множественности будет
изложено в последующих публикациях.
Как и всякое восходящее развитие, восходящее развитие объекта собственности идёт
по пути роста сложности, как его «внутренней структуры». Например, всем очевидный
рост сложности средств производства и технологий, так и «отношений, взаимодействии,
взаимосвязей» по поводу этой собственности, в частности, в форме институтализации,
норм и правил, законов, представления этих отношений в явной форме, с чётким
определением сути и границ объекта собственности.
Развитие всех объектов собственности и соответствующих отношений в зонах общей
групповой собственности и инфраструктуры не прекращается, оно идёт непрерывно.
Главная траектория развития «в своей ширине» выделяет всё множество этапов
околокритического и критического существенного изменения, а именно, - смены типов
собственности, а в своём мыслимом поступательном развитии, - соответствующей смене
видов собственности (базовых объектов собственности). Под зоной критического развития
понимается «переход» от частного типа собственности «Е» к общественному типу
собственности, а околокритической зоной является переход от общей к общественной
собственности, предшествующей и последующий за критической зоной.
На этапах лишь существенного изменения, когда меняется только тип собственности,
идёт развитие так называемых эндогенных форм, которые в «середине» своего развития,
в критической и предкритической зонах, совпадают с известными «социально –
экономическими формациями как надстройкой над способом производства», составляющим
единство двух взаимообусловленных сторон – доминирующих производительных элементов
(сил) ПВДЖ (средства производства плюс люди с навыками и т.д.) и производственных
отношений ( как отношения собственности на доминирующий элемент процесс ПВДЖ (средств
производства)).
В шапке таблицы приведены авторские метафоры, характеризующие известные «социально
– экономические формации», а именно : первобытность, рабовладение, феодализм,
капитализм и социализм, а так же «дополнительно» - «знание» и коммунизм. Вернее же
было бы назвать их «социально – воспроизводственными формациями», так как
«экономичность» свойственна только одной ЧЭФ, где базовый механизм связи агентов
собственности «товарооборот (рынок)», а «базовый объект собственности» - «средства
производства».
5.7. В столбце 6 таблицы построчно указаны соответствующие данному «горизонтальному
сечению» чистые эндогенные формы главной последовательности эндогенной логики
А.С. Шушарина. При этом следует уточнить, что в эндогенной логике рассматриваются
лишь «узлы эндогенных перемен (кризисов). Это … своего рода логико – исторические
«точки», или узлы, негоэнтропийных и элементарных (фундаментальных) всегда
исторически новых кризисов и революционных прорывов или реальных трендов восхождения
по ступеням преодоления «чистых» и высших кризисных форм главной последовательности
эндогенной (простой «акультной») логики.»*.
*Стр.5. - А.С. Шушарин, Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии),
Раздел второй: Эндогенная логика. - М.: Мысль, 2005, - 638с.
И, второе, относительно этих же «названий» столбцов, – как «об эндогенной логике –
об её эмпирическом корреляте как главной последовательности исторически новых
критических форм и прорывов (не «формаций»!): первобытность, рабовладение,
феодализм, капитализм («вульгарный»), линейная (плановая) форма, где каждая
из этих форм - … обозначения некоторых идеально чистого критического состояния
и восходящего, преодолеваемого это состояние тренда (кроме теоретически известного
«вульгарного» капитализма середины позапрошлого века)»*.
*Стр.6. - А.С. Шушарин, Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии),
Раздел второй: Эндогенная логика. - М.: Мысль, 2005, - 638с.
К этой последовательности новых критических форм и прорывов из начала
«Эндогенной логики» добавлена в конце «Эндогенной логики» А.С. Шушарина
и «постлинейная форма», основанная на базовом механизме (взаимодействие),
как «почти неизвестная «научность», названная в этой работе, - «знание».
В настоящей работе, кроме того, в целях целостности представления «развития»,
дана и «заключительная форма», как мировоззренческая (философская), основанная
на базовом механизме (взаимодействие) типа «Коллективный (всеобщий) научный
интеллект».
Критическими точками эндогенной логики можно считать: первое, «переломное»*
состояние первобытности, как первая точка и элемент траектории развития ПВДЖ
с координатами столбец 11 строки 1(4) – «Е»; второе, «критическое,
или предельное,
рабовладение»**, как вторая точка и элемент траектории развития ПВДЖ с координатами
столбец (15 – 16) строки 2(5) – «Е – (Пг)»; третье, состояние «товаризации (или
массовизации)»*** феодализма как третьей точки и элемента траектории развития ПВДЖ
с координатами столбца 19 строки 3(36) – «Е – (Пг)»; четвёртое,
«реальный капитализм»****,
или «вульгарный», как четвёртая точка и элемент траектории развития ПВДЖ с
координатами столбца 23 и строки 4(7) – «Е»; и, наконец, пятое, «плановая,
отраслевая или линейная форма»*****, как состояние «технофеода», социализма.
Этот,
последний, период развития представлен в истории, не «по историческим» меркам,
- представлен мгновением, в виде, деформированном внешними условиями развития и
самим характером возникновения. Поэтому можно лишь условно, в теоретическом
анализе, говорить «о его характеристиках как о чистой эндогенной форме» и считать
состояние в точке с координатами столбца 26 и строки 5(8) лишь приближением к
истинно равновесному, всё ещё (и пока) прогнозному, теоретическому положению пятой
критической точки эндогенной логики. Однако для определённости изложения будем
считать, что «критическая точка» (или «линейная форма») эндогенной логики социализма
и как элемент траектории развития ПВДЖ есть «зона» с координатами столбца 28(30)
строки 5(8).
Двумя оставшимися точками, как точками эндогенной логики, в рамках данной статьи,
следует считать: следующее, шестое, «переходное» состояния «знания» как шестая точка
и элемент траектории развития ПВДЖ с координатами столбца 32 строки 6(9) – «Пг»;
а, «окончательное», седьмое, «один новый «организм» состояния коммунизма как
«конечная точка» и элемент траектории развития ПВДЖ «с участием человека» с
координатами столбца 36 строки 7(10) – «ЛП».
После шестой точки, главный тренд развития ПВДЖ «вошёл» в зону, механизм которой
именуется А.С. Шушариным как «всё, ещё совсем неизвестное (к данному времени
только потенциальное)»****** или «постлинейная форма».
*Стр.81. - А.С. Шушарин, Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии),
Раздел второй: Эндогенная логика. - М.: Мысль, 2005, - 638с.
**Стр.183. - там же.
***Стр.314. - там же.
****Стр.316. - там же.
*****Стр.341. - там же.
******Стр.625. - А.С. Шушарин, Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии),
Раздел второй: Эндогенная логика. - М.: Мысль, 2005, - 638с.
5.8. В заключительной (но не окончательной, но и не «формации») формации
«горизонтальная» логика развития ПВДЖ несколько отличается от типовой, что
обусловлено «созданием» нового космического организма на базе человеческого
общества планеты Земля. Единицей последующего развития становится уже не просто
человек, а его общество как «новый органон»*.
*С трактатом Ф. Бэкона (1620) "Новый органон" и названием логики
Аристотеля сиё ни как не связано.
Однако это не исключает, в силу бесконечности Мироздания и «зацикливания» развития
в постоянно расширяющейся (экстенсивной фазе), единения с себе подобными и
бесконечного «поднятия» их до своего уровня развития! А пока «голос Земли»
- это глас в пока доступной нам окружающей нас пустыне!
Но это, не суть важно, ибо возможны и другие «миры», то есть сложно
организованная материя другой (органической или неорганической), совершенно
иной природы и масштаба! Нам же важно более полно определить «текущий момент
развития», его тенденции и «не препираться с природой мироздания»,
а ей следовать!
Поэтому, чтобы показать неограниченность возможности развития «по сложности»,
в таблице дано начало «новой эндогенной последовательности» и «новым формациям»,
но уже не человека, а «Нового Органона». Да и «начали» в таблице с «начала» как
«вечно» данного нам Мироздания. И выделили всего лишь один срез «биологического
развития», хотя допустимы и иные «сложности». То есть для полноты «всей картины»
развития «по сложности» следовало бы дать ещё, возможно, и не одну «координату»
и получить вместо плоской таблицы, «трёхмерную» таблицу развития или некое
гиперпространство развития «по сложности» материи как основы мироздания!
5.9. Если пытаться «традиционно» провести в таблице «линию развития, - развития,
то следует просто соединить точки с частным (Е) или общественным (О)
типом
собственности. Если же избрать оба варианта, то получим двойную линию – интервал.
Гипотетически полагаем, что в процессе развития по нашей модели, с её опорой на
точки «Е» и «О» идёт ещё и некий «внутренний» процесс переоценки
важности «реперных
точек» развития «Е» и «О» в направлении перехода «центра притяжения»
от «Е» к «О».
Что можно связать с доминированием на первоначальном пути развития от первобытности
до капитализма «частного начала» и переходу, начиная с социализма, к доминированию
другого, - «общественного начала».
То есть помимо критичности в переходе (внутри) в каждой ЧЭФ от частного к общему,
на границе «капитализма» и «социализма» имеет место и «сдвиг», смена доминирующего
начала собственности «с частного» на «общественное». Это означает, что вначале
«кривую развития» следует проводить по точкам «Е», а после «капитализма» по
точкам «О». Возможно, что в ряду типов собственности в росте по сложности, в
данной таблице «выше капитализма» точка «Е» выродится или примет доселе ещё не
воспринимаемый, не ощущаемый тип собственности. Как такой возможный вариант в
схему и «была введена» промежуточная персонифицированная и институализированная
общественная иерархически-групповая собственность (ПГ), принимающая при ранних
ЧЭФ лично(частно)-персонифицированный тип собственности.
Всё это требует более глубокого развития самой теории собственности, построения
размерных шкал её сложности и т.п.
5.10. Под основной таблицей приведены варианты со сдвигом «формаций», что
иллюстрирует неопределённость границ формаций на этапах перехода и некоторую
условность отнесения этапа к той или иной формации, что ещё раз подчёркивает
важность сути, и относительную важность названия. Там же для полной характеристики
формаций предложен авторский ряд «homo», чтобы ещё раз с помощью метафор
уяснить суть.
|
5.11. И, наконец, справа от столбцов основной таблицы (столбцы 1 – 41) даны
характеристики процесса труда, как типу процессов, свойственных процессам ПВДЖ
человеческого общества. В последнем столбце дана характеристика-наименование
доминирующего вида собственности для соответствующей чистой эндогенной формы
по А.С. Шушарину.
5.11.1. Это процессы «созидательной деятельности». Так на этапе первобытности
«созидательная деятельность» сводилась к «закреплению человеческой популяции на
Земле», воспроизводству её членов, что собственно и характеризует соответствующую
чистую эндогенную форму. Здесь главным богатством была жизнь. И «все усилия» были
направлены на сохранение и преумножение этого богатства, на «включение его в свою
ауру» как «собственное», - как «собственность».
5.11.2. Но вышеприведённое представление о ценностях того периода в «обществе»
породили «искажённое представление» об этом богатстве, в погоне за которым люди
«стали порабощать людей». И это была «прямая эксплуатация» человека – человеком,
- «Жить за счёт других!». Вероятно, что для того времени это было естественным
процессом, имеющим и исторические корни – борьба за жизнь среди подобных и
«пленение».
Так возникло рабовладение, в котором главным богатством стал «раб», который мог
«работать и создавать иные ценности помимо «жизни», ибо «жизнь» была уже пройденным
этапом и её воспроизводство и поддержание для «патрициев», да и «плебеев», не
составляла труда, - «трудились рабы», а плебеи были в основном спецами и
ремесленниками. Жизнь стала богаче и стало ясно, что богаче тот, у кого «хозяйство
крепче», а оно было «натуральным». И вновь все усилия были направлены на сохранение
и преумножение этого богатства, на «включение его в свою ауру «как собственное»,
- как собственность.
5.11.3. Теперь эти уже представления о ценностях породили «искажённое представление»
об этом богатстве, в погоне за которым люди «старались» овладеть «натуральным
хозяйством» с целю широкого пользования его благами. Это выливалось в стремление
подчинить себе тех, кто был занят непосредственно производительным трудом, и,
следовательно, завладеть большей частью «натурального продукта». Этот «продукт»
можно было поменять на иные блага, - уже появившиеся «товары», в том числе редкие
украшения, инструмент, или прочее, что «проникло» из-за границ этого «натурального
феода». Так продолжалась «эксплуатация» уже не рабов, но людей «своего же феода»,
из которого от «чрезмерной эксплуатации» и бежать было некуда. Ибо, подчинив себе
«феод», - землю и всё пространство натурального производства, можно было успешно
и «эксплуатировать людей» этого феода, без которого они не мыслили себя и без
которого не могли существовать.
Стало ясно, - что богаче тот, у которого больше «иноземного», «со стороны товара»,
ценностей, у того, кто имеет «нечто», что можно обменять на стороне на «модные
блага», у того, кто может и есть чем производить с излишком. Так как непосредственно
владеть рабами-людми нельзя, ибо это «ушло в прошлое» и осуждалось обществом, его
инфраструктурой, то «ключом к богатству» стало овладение «средствами производства»
этого богатства в форме «товара» как меновой стоимости, ибо всё произвести «самому»
было не по силам!. Что и породило желание «включить эти «средства производства» в
свою ауру «как собственное», - как собственность. А с другой стороны, - желание
освободиться от «местнических рамок и подчинения», чтобы свободно заниматься обменом.
А у иных, - просто освободится от этой местнической эксплуатации, или, хотя бы,
- уйти в места иные в поисках счастья.
5.11.4. Но эти представления о ценностях того периода породили «искаженное
представление» о ценностях, в погоне за которым люди «старались» и продолжают
стараться, в ряде стран, «овладеть» этим товаром как «средствами производства»
и особенно главным уникальным товаром как «деньги», которые можно обменять
на всё.
Одному, владея «средствами производства» много не сделать и «богатым, особо
богатым» не станешь. Поэтому владение «средствами производства» породило
стремление через них, через собственность на них, завладеть большей частью
продукта, производимого «неимущими людьми» с использованием этих средств. Так
возникла и современная эксплуатация, тех, кто работает на «чужих средствах
производства». Работал – пролетариат, который нещадно эксплуатировался
собственником, капиталистом. «Видя это», пролетариат стремиться к справедливому
распределению произведённых им благ (по труду) и одновременно пытается
освободиться от «сковывающих» его труд «чуждых ему средств производства» путём
их обобществления.
Развитие этих новых капиталистических способов производства благ как уже товаров
стало приводить к тому, что производство товара не стало проблемой, важно было
«знать как его производить», то есть знать технологии их производства. Владеть
ими! Становится всё яснее, что богатым будет тот, кто «владеет способом производства,
то есть технологией производства, умеет этим непосредственно пользоваться.
5.11.5. В силу особенностей этого блага, «владеть им как частной собственностью»
затруднительно, а порой и невозможно. Владеть такой собственностью может только
«коллектив», да и то, не просто как группа специалистов, а как иерархически
управляемый коллектив. Таким образом «ключом к богатству» стало овладение
технологиями (функциями) как «способом производства» пока ещё вещественного
богатства, вещественных ценностей, так и овладение иными ценностями, но уже
путём взаимного обмена–распределения согласно труду. Однако «в погоне за этим
богатством «коллектив» был ограничен, ибо одновременно «владеть, управлять и
пользоваться» многими технологиями («способами производства») было (пока) не
возможно в силу уровня развития техники и науки. Эксплуатировать через технологии
было некого, кроме самого себя, а поэтому – «сколько поработаешь, - столько и
наработаешь». Это и была уже «линейная, плановая» эндогенная форма этапа
восходящего развития социализма, как формация в традиционной терминологии.
Следует, однако, кратко оговориться, что в России этот переход к новой формации
более был связан с попытками «пролетариата» и беднейшего крестьянства освободиться
от сковывающих его труд «чуждых ему средств производства», путём их обобществления
и «сброса в инфраструктуру», и со стремлением к справедливому, по труду,
распределению благ. Стремление это проявилось в форме борьбы против эксплуатации.
5.12. Эти эндогенные формы дело истории, хотя для последней, планово-линейной
(или «социалистической») формы, этот период только начинается. Поэтому, через
какие конкретно типы собственности пройдут «технологии» (способы производства),
дело, не только чисто теоретическое, но и во многом даже практическое, ибо «период
уже идёт»! Однако, конкретные переходы по этапам могут быть чрезвычайно
«деформированны» конкретными условиями. Для примера, маленькая оговорка.
Положим, что в России к власти приходит левая оппозиция в широком союзе с
различными оппозиционными режиму силами. И тогда, пока ещё не до конца разрушена
самая передовая «технологическая производственная структура мира», которую имел
СССР, как уже не раз высказывалось предложение некоторыми «политиками»,
фундаментальные средства производства вновь возвращаются в общественную
собственность. Но, управление ими, через «иерархически-групповые технологические
структуры», осуществляется бывшими владельцами «единовластно» почти как «частной
собственностью», но без права продажи и эксплуатации трудящихся, таким образом
получается вариант схематично представленный в таблице столбцами 27-28 строк
5(8) и 6(9)-4(7), - «Е – (Пг)».
5.13. Наконец, из области будущего. Представления о ценностях «линейной формы»
и собственности на «технологии» принимают «искажённую форму», в погоне за которыми
люди и коллективы старались лишь владеть «техпроцессом» и соответствующими
«местами» в этом производстве, что давало им необходимые блага и преимущества
в их труде. Это вылилось в стремление коллективов полностью сохранить существующее
положение, то есть исправно и эффективно функционировать, но не развивать технологии,
ибо это связано с потерей «места» и его преимуществ. Но и это же, особенно в
сравнении с иными странами и мировым рынком, выявило, что теперь «на коне» тот (те),
кто умеет или знает «что и зачем, когда следует запускать в производство», а «знание»
о возможностях производства» для выпуска товаров отходят в инфраструктуру,
становятся обыденными. Непосредственно командовать «технологическим» коллективом
стало уже невозможно, ибо и это «ушло в прошлое» и осуждалось обществом, его
инфраструктурой, как, например, командно-адмистративное управление. «Ключом
к богатству» и положению в обществе, ибо признание со стороны общества это большая
ценность, стало овладение «знаниями и разработкой (НИОКР)» материальных и
виртуальных благ (богатств). Это и породило желание «включить» эти «технологии
технологий и разработки новых товаров» как «естественно-технические знания и
знания природы человека» в свою ауру «как собственное», - как собственность.
Этим в силу сложности «нового продукта» и «технологии его производства» могли
владеть только коллективы разработчиков новых изделий и технологий, то есть
опять-таки коллектив, но иной, менее «компактный», но по-прежнему иерархически
управляемый, к тому же требующий подключения и специалистов по организации
управления и планированию производств. Примером чего может быть создание
космических аппаратов и средств запуска! А центр распределения заслуг и
богатств соответственно сместился в их сторону. Так как сложность производимых
продуктов, средств производства и технологий чрезвычайно повысилась, то решение
этих проблем так же в своей организации, средств и технологий возросло, что в
статье условно может быть названо «технологиями экспертных систем» или
«естественно-техническое знание и знание природы человека» или, как пишет
А.С. Шушарин, некая «научность», что следует понимать скорее как
«естественно-техническая научность».
Внутренняя противоречивость в технологических коллективах, как противопоставление
стабильности и новизны по поводу выпускаемого продукта сдерживающих это
разрешение иерархически-групповой собственности на «технологии» порождают и
протест «производственников», но к новому виду собственности оказываются «ближе»
другие коллективы, более крупные, более структурированные и «более знающие»!
В какой степени и форме возможно проявление здесь частной собственности «Е»
зависит от степени централизации управления такими «структурами», но судя по
направлению развития предыдущих эндогенных форм частная форма собственности
всё более «растворяется» в централизации управления коллективными структурами.
Это можно объяснить относительной простотой такого управления-владения и
относительной неактуальностью (престижностью) владения как частной собственностью
чисто материальными богатствами, а так же ростом культуры общества, его
инфраструктуры. Или, как сегодня говорят, «духовное выше материального!».
По мере освоения технологии управления-владения такой «частной собственностью»
произойдёт и её обобществление.
5.14. Наконец, о заключительной форме разделения труда и сути переходов между
эндогенными формами и формациями.
Дальнейшее развитие представлений о ценностях связано с сакральным вопросом,
а для чего всё это нужно _ «это производство и воспроизводство действительной
жизни»? В чём смысл жизни? Что мы и куда идём? То есть мировоззренческие,
философские проблемы. Это стало главным, хотя и ни на минуту не уходило из
сферы внимания человека. Теперь всё есть, всё можно сделать, - но, что дальше?
Да, людям того времени, у которых в инфраструктуре есть всё и всё доступно,
но, разумеется, в силу лишь своей развитости по сложности, то есть доступно,
то, что им «понятно», остаётся лишь одно «переступить в развитии через себя»,
создать нечто «на порядок» сложнее, создать то, во что «человеческое общество»
вошло бы как часть. Иными словами «общество» в этом «новом» должно занять как
бы место человека в нашем, нынешнем обществе, в нашем рассказе этой статьи.
А для этого общество должно стать единым организмом* космического масштаба,
после «размножения» которого, из новых единых организмов будет создано уже иное
«общество» - «Новый Органон».
*Здесь под "организмом" понимается не "общепринятое" некоторое "клеточное
строение" "живого существа", а "более чем живое существо и более чем существо",
неклеточного строения в целом, нечто, что отдалённо, весьма отдалённо, присуще
"семейству муравьёв" как социальных, общественных насекомых.
Разумеется, нарисовав картину «создания» нового суперобщества, должно убрать
слово «должно», ибо «возможны варианты». Но в данной статье было рассмотрено
не как таковое развитие человеческого общества, что может быть справедливо
лишь для этапов нашей «уже истории», а лишь некая шкала возможностей развития
самой сложности человеческого общества. Поэтому реальное развитие может или
пропустить тем или иным образом рассмотренные этапы, а рассмотрели мы всего
лишь «иллюстрацию», а не весь процесс в подробностях, или даже оборвать своё
развитие. – Жизнь покажет, как будет. Но знать, что может быть и как важно,
уже сегодня, ибо завтра может оказаться – поздно.
Август 2005 г.
|