А. Н. ЧЕКАЛИН
НЕИЗВЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Хотя пропаганда из
всех щелей убеждает нас, что советская система неэффективна и навсегда ушла в
прошлое, всё большее число людей, в том числе из новых поколений, с симпатией
относятся к ней. Но и растерянность испытывают: что из недавнего прошлого следует
реанимировать? Не ошибиться в ответе на вопрос можно лишь в одном случае - если
мы будем иметь более правильные, чем 'до того", представления об
устройстве советского общества, его движущих силах, законах его
"конца" или преобразования. "Полилогия" А.С. Шушарина, по-моему, во многих вопросах
докапывается до истины.
Депутат в Верховном Совете,
гостаксист, очередник похода в винный магазин, политэконом,
электронщик-кооператор... Многие из нас, как-то разом прозрев, увидели порок
всех пороков социализма - в общенародной собственности. "Вернуть, раздать,
выкупить!"- неслись призывы. Ибо общее предстало ничейным, а потому -
бесхозным.
Всё казалось ясным и простым. Но до тех пор, пока не показал свой хищный
оскал так называемый групповой эгоизм. Да разве отчужден от средств
производства коллектив, если при малейшем ослаблении министерского
"диктата" он мгновенно "вымыл" у себя весь дешевый
ассортимент и стал гнать только дорогую продукцию?
А уж в
"хозяйском" подходе иных кооператоров, готовых по дешевке, но лишь
бы за валюту распродать богатства страны, и сомневаться не приходится.
Владельцами своих "производств", вопреки представлениям нашего
политэкономического генералитета, можно записать и специалистов проектного
института, сумевших за прежнюю работу вполне законно получить вдвое большую зарплату.
Владельцами являются и сами академики: попробуй без их согласия пробить новую
идею или назначить редактора академического журнала.
Правда, владельцы все отчасти
ущербные - не могут продать, закрыть то, чем распоряжаются по своему
усмотрению. Так что придется заново переосмысливать уже давно осмысленное. И
займемся этим, опираясь на идеи советского ученого Андрея Шушарина. Конечно,
подчас вынужденно упрощая их, а нередко и отступая, отстраняясь от них.
ИЗГНАНИЕ ЕРЕТИКА
Министр энергетического
машиностроения СССР набрал при мне номер "кремлевки" министра
энергетики:
- Тут газетчики из
"Правды" хлопочут провести эксперимент с впрыском воды в компрессор
на одной из ГРЭС. Ну, знаешь эту идею - КПД энергоблока процентов на 20 якобы
растет. Давай уважим. Если у турбины полетят лопатки, наш ленинградский завод
их без проволочки заменит.
Министры быстро договорились,
но прошло несколько лет, а опыт, по сути, так и не был проведен.
Обычно шараханья от
технических открытий объясняют противоборством ведомственных интересов,
чьим-то личным консерватизмом. Но ведь два министра решили не ставить
новшеству подножку! Если же оно надолго укатилось в небытие, то, выходит, министры
не всемогущи. Они хоть и важное, но далеко не определяющее звено в том или ином
процессе. М. Горький сказал бы: в деле - вспомните "Дело
Артамоновых".
Это "дело" включает
и отношения со средствами производства. Но учитывая, что они у СССР были
обобществлены, общее дело, в котором участвует министр, - нечто большее, чем
владение, распоряжение, пользование оборудованием, зданиями, сырьем, изготовленной
продукцией. Министр - лишь один из элементов цепи, связывающей многих людей в
процессе изготовления чего-то вещественного, научного или идеологического.
У этой цепи имеется и другой
конец - некий коллектив. Министр, конечно, внешне выглядит большим над ним
начальником, хозяином. Может добавить или убавить ему программу или фонд
зарплаты, издать приказ ускорять научно-техническую революцию и выпускать более
прогрессивную продукцию. Но если его решения каким-либо образом ущемляют
интересы чистых производственников, они, в лучшем случае, будут выполнены лишь
частично.
Да и не так уж волен министр
в своих деяниях. За его спиной десятки, сотни предприятий. И всем он должен
обеспечить сносную жизнь - как по производственной линии, так и в смысле
житейского благосостояния. Роль
министра и его аппарата, скорее, состоит не столько в командовании, сколько
в обеспечении более-менее равных условий для якобы подчиненных. Он -
примиритель, согласователь требований, выдвигаемых снизу.
Яркой иллюстрацией к
сказанному может быть судьба В.Лукьяненко. Будучи директором Сумского
машиностроительного объединения имени Фрунзе, он яростно бился за то, чтобы
меньше отчислять прибыли в бюджет и министерству. Став министром, не менее
упорно старался урезать предложенный родным предприятием вариант аренды,
сохранить прежнюю долю его отчислений государству. Иной позиции он не мог
занять. Ведь и министерству в целом жестко установлено, сколько прибыли оно
должно отдать в бюджет. Уменьшить долю одного предприятия, значит, надо больше
изымать средств у других - несправедливо... А вернувшись снова директором в Сумы,
Лукьяненко опять готов отстаивать полную свободу для родного НПО.
Как видим, взаимоотношения
управленческого аппарата во главе с министром и производственников во главе с
директором (имеющим свой аппарат) вращаются не вокруг купли-продажи средств
производства. Все они - участники единого процесса производства, общего дела,
которое состоит из множества различных видов работ, исполняемых на станке либо
на компьютере, в основном руками либо в основном головой. Каждый выполняет
какую-то функцию. Он - хозяин своей работы... и не хозяин, так как без
выполнения другими участниками своих функций его работа - ничто. Все владельцы
- и все, включая министра, не владельцы. А кто же настоящий собственник общего
дела? Им, как это ни непривычно звучит, оказывается группа, включающая не
только производственное звено, но и административную иерархию, иначе -
управленцев.
Группа - это, как все мы
знаем, совокупность конкретных исполнителей: Иванов, Коган, Мамедов,
Святославская... И в то же время это нечто безличностное, анонимное,
неперсонализируемое, когда никто не в состоянии ничего максимизировать или
минимизировать. Человек, можно сказать, кругом повязан, растворен в едином
процессе совместной деятельности, будь то проектирование, изготовление, ремонт,
получение знаний, снабжение, лечение и так до бесконечности. Такое общее дело
Шушарин назвал технологией. Это не люди. Не средства производства. И не
технология в инженерном смысле. Шушаринская технология - это процесс
взаимосвязанной работы. Технология одновременно "моя - и не моя",
"ваша - не ваша". То есть она по природе своей не может находиться
ни в частном (индивидуальном), ни в общенародном ведении - пока только в
группо-иерархической собственности.
А кто владеет собственностью,
тот и устанавливает стандарты поведения. Один из главных - не высовывайся.
Несомненно, основной вклад в их оформление вносит не самая передовая часть
коллектива. Можно лишь порадоваться, если это сделают "середняки".
Для бесчестных и шкурников такие стандарты - словно курятник для лисицы. А вот
для тех, кто стремится творить, улучшать, преобразовывать, они предстают
оковами, отчего в итоге проигрывают и первые, и вторые, и третьи. Причем в
сфере управления инертность групповой собственности на технологии проявляется
в так хорошо известном нам бюрократизме. Все понимают неестественность
ситуации, но недовольство чаще всего уходит просто в ворчание.
Рабочие из Черновицкого
стройтреста как-то жаловались: мол, наши начальники из СМУ столько сил кладут,
чтобы четко организовать работу, а вот аппарат треста управляет тяп-ляп, все
идет шиворот-навыворот. Спрашиваю: но ведь у вас же есть свои представители в
совете трудового коллектива - заострите вопрос, накажите рублем аппаратчиков.
Э-э, нет, отвечают, мы сами тоже не без греха; пожалуемся - а завтра придут с
проверкой из конторы и столько насчитают у нас непорядка...
Налицо неудовлетворенность,
но почти всех удовлетворяющая. Готовность не сходить с накатанной колеи, какой
бы ухабистой она ни была. Ты меня не трожь, и я тебя не трону. То есть целью
становится тотальное самосохранение. А значит – принципиальное антиноваторство.
Конечно, непросто вычленить
несвободы и несправедливости, порождаемые группо-иерархической собственностью
на технологии-процессы. Подчас "негативы" вызваны многослойными
напластованиями разнообразных причин: и той же отчужденностью от средств
производства, и волевым вмешательством местных органов, и необязательностью
партнеров. Но вслушайтесь в шумы конфликтов вокруг, покрутите "ручку
настройки" и вскоре наткнетесь на верный сигнал: группа изгоняет еретика,
или "идеалиста", или
'незрелого", покусившегося на ее общую собственность.
Скажем, технология института
НИИцемент - создание новых видов стройматериалов. Но отношения работников,
включая руководство, по этому поводу сложились таким образом, что нормой стали
приписки экономического эффекта от разработок. Новый зам. директора по
экономике попробовал поломать эту практику, однако встретил сопротивление
"объединенного фронта" из руководителей отделов, профкома, партбюро и
вынужден был (после инфаркта) искать работу в другом месте. Любопытно и то,
что специалисты бывшего Минстройматериалов СССР солидаризировались с теми,
кто занимался приписками. Удовлетворительно объяснить их позицию можно, если
только представить их участниками той же группы, что и специалисты НИИ,
совладельцами общей технологии, где, помимо согласования функций, им отведена
еще роль выразителей и охранителей интересов группы абстрактной, но, тем не
менее, вполне материальной формы связи людей по поводу технологии и между
собой.
ГОСПОДСТВУЕТ? ЗНАЧИТ, УСТАРЕЛО
Такая интерпретация плохо
согласуется с привычными представлениями. К тому же групповая собственность на
технологии здесь бралась как бы в чистом виде - в реальной же практике
действуют различные механизмы и противовесы, мешающие ей быть на все 100
процентов корыстной и антиновационной. Один из противовесов - коллективизм, еще
недавно пронизывавший различные сферы нашей жизни. Его опора - общенародная
собственность на средства производства. Однако, скорее всего из-за укрепления
собственности на процессы производства, коллективизм постепенно сдавал
позиции. И теперь дорога из столбняка, в котором оказалась наша экономика, по
мнению Шушарина, одна - изъятие технологий-процессов из ограниченного,
необщественного владения.
Чтобы это суждение не
выглядело экзотическим мудрствованием, заглянем в прошлое, и довольно далекое,
прислушаемся к логике истории.
Эта логика как бы нанизана на
один стержень - обобществление.
Написал эти слова - и рука
тянется дописать постоянное предупреждение ученого о недопустимости упрощения.
Поэтому дописываю: обобществление - это хоть и ведущий, но узкий срез
значительно более сложной реальной логики истории.
Идем дальше. Представим один
и тот же кирпичный завод в условиях рабовладения, феодализма, капитализма и
социализма (это тем более легко сделать, что многие из нынешних производств в
техническом отношении недалеко ушли от аналогичных заведений времен
"царя Гороха"). И заодно напомним, что в основаниях человеческих
обществ лежат так называемые производственные отношения: в каждом обществе они
представлены в определенном наборе и композиции, причем одно из них всегда
господствует, "освещая" все остальные, так как господствует
сопутствующая этим отношениям собственность на какой-то объект.
Так вот, при РАБСТВЕ на
заводе никто не трудится, ибо рабы такие же орудия, как и печь для обжига.
Объектом господствующей собственности являются не средства производства (хотя
они тоже кому-то принадлежат), а рабы, трудовые ресурсы". И, следовательно,
на первом плане по важности выступают отношения в связи с приобретением рабов,
их перемещением, использованием. Преодолевая (прорывая) рабовладельческую
форму, ФЕОДАЛИЗМ обобществляет работников -все теперь подданные, паства, имеют
семью, хозяйство. Но прежние отношения по поводу, если можно так сказать,
приобщения людей к труду, по поводу связи людей как работников никуда не
исчезают: они лишь снимаются", теряют господствующее положение, уходят
"в основание" жизни, становятся нейтральными.
Однако, сделав доброе дело,
преодолев одну несвободу, феодализм со временем обнаружил свою собственную
несправедливость. Конечно, и теперь нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что
кирпичный завод как средство производства по-прежнему является чьей-то частной
собственностью. Но решающим фактором служит то, кому принадлежит местность,
на которой живут уже не рабы, а крепостные, вынужденные трудиться только на
данном заводе, ибо деваться больше некуда: вся местность поделена, всё к ней
прикреплено. Объектом собственности оказалась "живущая" зона
кирпичной повинности этого завода. Господствуют производственные отношения
людей в связи с местностью, с территорией как пространством производства и
проживания.
КАПИТАЛИЗМ освобождает
производство и людей от прикрепленности к местности, то есть обобществляет
пространство производства. Все люди становятся свободными, ничейными,
бесхозными, могут жить и работать, где хотят. Старые господствующие отношения
сняты, то есть превращены в обычную территориальную, местную иерархию
организации жизни общества. Их трон заняли экономические отношения. Кирпичный
завод работает на рынок, конкурирует с другими. Теперь самое важное - частная
собственность на сам завод как средство производства. Ибо она теперь творит
несправедливости (эксплуатацию и безработицу), извращает принципы Свободы,
Равенства, Братства, под которыми молодая буржуазия вела народы на штурм
феодальных бастилий.
Маркс в "Капитале"
доказал, что частная собственность образца середины XIX века, экономические
производственные отношения как господствующие закономерно изжили себя. И в ряде
стран в ходе социалистических преобразований средства производства были
обобществлены, эксплуатация и безработица ликвидированы. Канули в Лету и
некоторые другие связанные с ними негативные явления.
Однако столь же закономерно,
если следовать отмеченной здесь логике исторического развития, должна была
появиться новая доминирующая и опять же ограниченная, необщественная собственность
на какой-то объект производства и воспроизводства действительной жизни. А на
ее базе сформироваться новые господствующие отношения. И все это должно, по
той же логике, породить уже некоторое новое многообразие отклонений,
бесхозяйственности, извращений, преступлений, делающих нынче (то есть в позднее
советское время) не всегда радостной жизнь миллионов людей.
Многообразие налицо.
Нерадостность тоже. Ну, а что за отношения господствуют, какая собственность
деформирует и производство, и вообще жизнь нашего общества? У близко стоящей к
власти науки на это нет ответа. И тем более его нет на вопрос, а что же придет,
причем столь же закономерно и независимо, как и прежде, от воли и сознания
"отдельных" людей на смену неизвестной необщественной собственности
и неизвестным ныне господствующим производственным отношениям.. Естественно,
популярные ныне утверждения некоторой части экономистов о наличии у нас якобы
бюрократической, партократической, ведомственной и т.п. собственности хотя и
имеют некоторые житейские основания, однако теоретически беспомощны. Потому
на них не будем останавливаться.
Ответ есть у Андрея Шушарина
- именно под впечатлением его идей я попытался в первой главке вытащить из
неизвестности собственность на технологии (процессы производства). Причем
русский ученый пошел по другому пути, нежели упомянутые экономисты, которые,
выкрикнув термин "командно-административная система", тем и ограничились:
никак теоретически эту систему не раскрыли, никакого многопудья томов о ней не
создали и тем более не вывели закономерность ее конца. Поэтому последуем за
Шушариным.
ДЕФЕКТЫ НАРАСТАЮТ ПО ЗАКОНУ
Наше общество, и прежде всего
производство, можно назвать функциональным. Господствуют функциональные
производственные отношения. Они освещают, так или иначе деформируют уже снятые
типы связей людей. В том числе по поводу общей жизни (господствовало это
отношение в первобытности), по поводу людей как работников (рабовладение),
пространства производства (феодализм), средств производства (капитализм).
Продолжим пример с кирпичным
заводом. При Социализме-1 (так я назвал бы наше нынешнее общество или
"ранний социализм") этот завод вкупе с другими выполняет функцию
выпуска кирпича. Все прежние типы связей, конечно, никуда не исчезли, под них
надо так или иначе подстраивать производство. Но самое важное теперь - кому
принадлежит само "кирпичное дело", технология как вид совместной
работы людей. Почему именно это отношение стало господствующим? Попробуем
ответить в самом общем виде. Когда предшествующий объект собственности обобществляется,
как у нас после Великого Октября, возникает веер различных вариантов
производства. Надо решать чисто хозяйственные задачи, и делалось это в разных
концах страны и в центре стихийно, по интуиции. Грубо говоря, рассуждать могли
следующим образом: раз нельзя быть частником, то, чтобы накормить, одеть
людей, будем делать вот так-то и так-то. Постепенно (и объективно!) отбиралась
наиболее простая форма организации и управления производством, быстрее обеспечивающая
нужный результат и требующая меньше энергии, меньше умственных усилий.
Конечно, на устройстве
системы, особенно на ее политических формах, сложившихся в 30-е годы,
сказались и уровень культуры народа, и влияние враждебной внешней среды, и
авторитарные наклонности части руководства, и извращения во внутренней
политике. В то же время функциональные отношения - закономерное следствие так
называемого ячеистого разделения труда. И то и другое, наверно, имело место
даже в условиях первобытности: надо было "спланировать" охоту на
мамонта, правильно расставить людей на местности, выбрать вожака, который
исполнял бы общие функции. Все это вполне естественно, нейтрально, ведь речь
идет всего лишь о соисполнении различных функций. В товарном производстве их
согласование является скрытым, частным делом товаропроизводителя. Базовым же
взаимодействием служит обмен. Теперь скрытное стало явным, соисполнение же
функций превратилось в общественный процесс, в договорную форму согласования
работ - в план.
По идее, не должно быть одних
функций, которые не были бы сопряжены с другими (действует закон положения функций).
Как их согласование для производственных групп, так и ликвидация различных
отклонений ведется посредством функций управления. Его аппарат оперирует не
деньгами, а огромными потоками документов. Административная иерархия - это тот
же рынок (в смысле объективного контрольного механизма затрат необходимого
труда), но только более сложный.
А превращаются эти
естественные отношения в господствующие, во-первых, потому, что, как уже
говорилось, не стало прежних экономических отношений в качестве главных.
Во-вторых, благодаря быстрому появлению групповой собственности на
технологии.
Функциональные отношения в
условиях господства группо-иерархической собственности предстали как
подлежащие отрицанию, ведь они всё хуже и хуже обеспечивают прогресс в
народном хозяйстве. Оно всё более диссонирует. Аппарат управления всё хуже
сопрягает работу функций, и никогда нельзя найти виновника рассогласованности.
Вернее, виновник есть - это вековечный, закон роста некоторой
неупорядоченности, закон усиления рвущихся из недр практики перемен, порождаемых
творческой мощью человека. Некий стихийный альянс прогрессивных и регрессивных
сил с неумолимостью закона стремится расшатать "дурную"
урегулированность, системность. То и дело творческая натура человека (добрая
или злая) порождает новшества, которые еще не нужны или уже не нужны, но,
будучи созданными, вносят всё новые дефекты в "работу" нынешней
формы производства.
Частная собственность, не
порождая сама, в то же время часто не препятствует появлению всего полезного,
что помогает капиталу возрастать. Однако функциональные отношения с
собственностью на технологии, если их брать в чистом виде, грубо тормозят
качественное развитие производительных сил и рост богатства общества. Ибо
группа как форма связи, как отношение не может персонализироваться, а значит,
не может к чему-то стремиться, хотеть, полагать. За исключением одного - сохранить
себя она хочет во что бы то ни стало. Но как раз это стремление и гарантирует
застой.
Точнее, гарантирует
объективный, независимый от воли людей, хотя и проявляющийся в их действиях
рост дефектов "линий производства" - так объективен рост прибавочной
стоимости при капитализме. И значит, закон роста дефектов можно считать
"клеточкой" закона конца функциональной (советской) формы
производства. А потому, полагает Шушарин, группо-иерархическая собственность на
технологии-процессы закономерно подлежит преодолению - посредством
обобществления. Путем передачи их под контроль всеобщего интеллекта.
Однако у большинства из нас в
конце 80-х мозги были повернуты в другую сторону: наоборот, мол, надо
разобобществить средства производства, раздать их в групповую или частную
собственность. Откуда такой настрой?
КАК ЗНАНИЕ ПРЕВРАТИЛИ В НЕЗНАНИЕ
Конечно, шагающий не в ногу
со всеми поручик Киже, по распространенным представлениям, - всегда неправ. Но
вряд ли этой логике можно следовать в ситуации с познанием "раннего
социализма". Тут надо учитывать, как рождались, лелеялись, распространялись
эти представления.
Десятки миллионов из нас так
или иначе изучали политэкономию социализма. А что исследует сама эта наука?
Конечно, экономические производственные отношения людей в связи со средствами
производства. Но если политэкономия, как считают, ядро обществознания, то,
выходит, именно экономические отношения - господствующие. И потому мы почти в
один голос ратуем: чтобы преобразовать прежнюю (социалистическую) форму производства,
которая порождала большинство тогдашних "негативов", надо
преобразовать именно эти экономические отношения, разгосударствить, как
убеждены некоторые, собственность именно на средства производства. Ибо,
согласно политэкономии, ни на что другое собственности не бывает.
Однако, по Шушарину, такие
взгляды, как и действия Верховного Совета РСФСР по их реализации, никакого
отношения к сути, к главному содержанию современной формы производства (он
называет ее линейной) ни в едином слове не имеют. Ведь господствуют нынче не
экономические, а функциональные отношения, доминирует собственность не на
средства производства, а на процессы-технологии.
Словом, главная тайна
происходящего спрятана от нашего понимания. Удивляться тут нечему - так было,
кажется, всегда. Скажем, величайшие мыслители древности, в том числе
Аристотель, предсказавший за две с половиной тысячи лет даже приход эры
роботизации, в то же время не смогли понять теперь и ребенку ясное - то, что
владение рабами - явление исторически преходящее.
Суть советской экономики
глубоко прячется от осмысления и самим способом нашего мышления, и огромным
устаревшим понятийным аппаратом, и напластованиями вторичных, третичных и
т.п. негативных явлений, и переплетениями лже- и просто ненаучных суждений.
Так что к истине сначала пробиваются не институты, а мыслители-одиночки,
пробиваются, опираясь на достигнутые знания, но резко отрываясь от них,
поднимаясь над ними.
Попытки политэкономов
объяснять наше отставание в понятиях собственности на средства производства,
рынка, конкуренции, денег и т.п. - это то же самое, что пытаться механической
теорией Ньютона объяснить электромагнитные, слабые, сильные взаимодействия
современной физики. Политэкономия, как и механика, - верная теория. Ее надо
развивать, чтобы она могла лучше регулировать, скажем, стоимостные пропорции и
вообще товарно-денежные отношения, которые, несомненно, получат в будущем
большее развитие, чем в СССР (а не "ликвидированы", как одно время
пытались сделать). Но она займет примерно такое же место, какое в современной
физике имеет классическая механика. Главной же, действительно революционной
наукой будет та, которая теоретически докажет, что господствующие
функциональные отношения подлежат преодолению, а групповая собственность на
технологии - изъятию из ограниченного пользования.
Однако на пути к познанию
этой необходимости как раз и стоит политэкономический догматизм, не желающий
признать, что экономические отношения, не говоря уж о всех остальных снятых
связях людей, сейчас не только не господствуют, а сами попали под
"освещение" уже других - функциональных отношений.
Конечно, действительная
ситуация на порядок сложней. Преобразование Социализма-1 в Социализм-2 зависит
не только от перекомпозиции названных базовых отношений, их вариаций и
взаимодействий. С приходом социализма изменяются также межобщественные,
международные (и тоже производственные) отношения. Человечество мучительно и
еще, видимо, не везде необратимо (яркий пример движения вспять - расчленение
Сербии через «суверенизацию» Косово), но уже начинает преодолевать стихию
"первобытной" собственности на культуры, вступать в этап со-бытия
культур и решения главной проблемы - войны и мира. Но хотя все это напрямую
зависит от разрешения нынешнего кризиса социализма и коммунистических партий,
оказавшихся в условиях идеологического вакуума теоретически разоруженными, повернем
разговор ближе к нашим отечественным проблемам.
Главная из них - имеет ли
смысл идти назад, а не вперед? Экономические отношения в СССР действительно
были крепко скованы линейной формой. Но парадокс в том, что прямая рыночная
ориентация способна породить что угодно, но только не восхождение. В ряде
стран, видимо, возможна реставрация капитализма. Но в наших условиях дальнейшее
погружение в рыночность только усиливает уродливую групповую анархию,
по-прежнему не восприимчивую к НТР. То есть форма, в которой хищная групповая
собственность на средства производства соединяется с тормозящей всё и вся
собственностью на технологии, дает синтез пороков и линейной формы, и
капитализма, но без их плюсов. Получается дурной, шатающийся, гниющий
полурыночный режим производства. Происходит и синтез с территориальным
обособлением - автаркией.. Но в любом случае это приводит к дальнейшему отставанию
нашего социально-экономического развития, что, в свою очередь,
"взрывает" всё нынешнее мироустройство...
ПОД КОНТРОЛЬ ВСЕОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА
Выход - в преодолении
собственности на технологии. Но как покорить ее групповую, анонимную и потому
еще более могущественную стихию, противостоящую человеку, личности,
творчеству, подлинно всеобщему коллективизму? Стихию, которая обретает еще
большую разнузданность после ослабления "диктата ведомств".
Увы, Шушарин (1938-2004) в
принципе отвергал саму необходимость на нынешнем этапе выдвигать
"практические рекомендации по совершенствованию". Сначала, по его
убеждению, должны появиться революционная теория во всей ее огромности и
сложности и знающие ее профессионалы - ученые. Следующий этап - обновление партии,
идеологической интеллигенции на базе новой теории. Далее - приобщение к ее
азам восходящих сил общества. Й только с этого момента начнут появляться
верные "рекомендации по...", начнется творчество народа.
Что ж, теоретик может стоять
за такую схему. Но газетчику, уже лет тридцать имеющему дело с авторами
различных экспериментов и смелых идей и пропитанному (никуда не денешься)
психологией "а подай-ка сюда практические предложения и модели!",
трудно смириться с таким подходом. К тому же не нужно большой подготовки,
чтобы даже интуитивно обнаружить и в недавней советской, и в сегодняшней
действительности, пусть с некоторой натяжкой, собственность на процессы
производства. Как и реальные попытки неких "чудаков" обобществить их.
И бьют авторы этих попыток, по-моему, в самую точку - создают условия именно
для вмешательства извне во владение групповым "богатством",
расширяют возможности для контроля со стороны общественности за его
использованием. <...>
Уже не идею, а в основном
законченную работу предлагает обществу группа энтузиастов - математиков,
юристов, психологов, экономистов, программистов во главе с С-Никаноровым.
Предлагают они ' метод концептуального проектирования организаций (или систем
организационного управления). Это своего рода «Манхэттенский проект», но
нацеленный на использование не разрушительной энергии атома, а созидательной
организационной энергии людей как ярких личностей, творений Космоса. Пользуясь
специальным инструментарием, "выточенным" из достижений различных наук
(в первую очередь математики) и кристаллизованного опыта хозяйственной
практики, можно создавать организации не по принципу организма, части которого
не могут существовать самостоятельно, а по принципу всечеловеческого идеала -
Святой Троицы. Это значит, что организация должна представлять собой
нераздельное и в то же время неслиянное единство людей, умеющих контролировать
ситуацию внутри и вовне своего сообщества, самонастраиваться, непрерывно
развиваться. Метод, конечно, опасный, но ведь безопасно только бесполезное.
А поиск Кабаизде? А идея
межотраслевых научно-технических комплексов?.. Словом, идет в значительной
степени стихийное преодоление группо-иерархической собственности на процессы
совместной деятельности людей, которая сделала линейную форму производства
неспособной приспосабливаться к переворотам и прорывам в НТР. Для расширения
этого движения полезно, наверно, было бы классифицировать типичные дефекты
линейной формы. Да и механизм формирования групповой собственности хорошо бы показать
по-житейски понятным: что проращивает эту собственность из вполне нейтрального
соисполнения вполне невинными людьми их функций, что лелеет, усиливает, делает
ее агрессивно-отторгающей научно-технический процесс и карателем его творцов?
Познание логики
антиноваторства - самый верный путь к созданию механизма его преодоления.
Шушарин на этот счет говорил лишь "вообще" - расширять гражданский
контроль за деятельностью той или иной ячейки общества. Правда, тут нельзя
забывать про другую опасность - превращение контроля со стороны всеобщего
интеллекта в тотальный контроль за всеобщим интеллектом, в оковы для инициативы,
творчества, свободы человека. Мало смысла в замене грубой несвободы откровенного
ига внешне чем-то более мягким, но столь же порабощающим. Не так ли?
"И охота же выискивать заумные вещи, - слышу голос оппонента, - чтобы оказаться потом в еще более тянучем и
неподвижном болоте, чем сейчас! Лучше бы изучали, что можно взять у
капитализма, да побыстрее накормили бы
людей, дали им приличную крышу над
головой..."
Но в том-то и дело, что не так уж много можно взять у капитализма в организации производства,
если, конечно, не брать его целиком. Целиком
тоже не возьмешь. Ну хотя бы потому,
я думаю, что отличительной чертой русского народного характера, как считал выдающийся мыслитель Николай Федорович Федоров, является чувство родства с другими народами. Уже из-за этого природного интернационализма СССР не Может взимать с третьего мира... "дар бедняка", как это делает Запад: тот ежегодно
обирает развивающиеся страны на 100 миллиардов
долларов с помощью кабальных процентных ставок, безбожно завышенных цен
на продукцию обрабатывающих отраслей и
заниженных - на сырье (это расчеты профессора
политэкономии из Амстердамского
университета Андрэ Франка). А сейчас 'Запад
неплохо пограбливает вдобавок и нас. Так
что блеск, европрилавков не так уж приятно
попахивает.
Но главное даже не в нашем чувстве родства и интернационализме, на которые способен лишь
великий народ, пока не устанет от унижений.
Линейная форма функционального
общества, если брать ее в чистом, без внешних взаимодействий, виде, не
просто антиновационна - она неадаптационна. То есть не в силах по природе своей приспосабливать (как приспосабливает капитализм открытые социализмом институты) чужие формы хозяйствования. А если берет их, то общество в целом от этого редко выигрывает.
Где оке выход? Видимо, он один - прекратить наступление назад, замедлить погружение в голую рыночность. Искать путь вперед, включать приводные ремни для объединения восходящих сил на основе критической теории (именно теории!) социалистического функционального общества. Теории, которая доказывает его обреченность на решительное преобразование путем
обобществления собственности на технологии-процессы производства. Естественно, при "разжатии" экономических отношений людей со средствами производства, но как уже не господствующих, а снятых и сдеформированных линейной формой отношений.
И кто знает, не встретимся ли мы на следующей станции с капитализмом - тоже радикально обновленным? Ведь и здесь заметны попытки осмыслить нарастание нового явления - собственности на процессы производства.
Более того, во
всем мироустройстве, в ноосфере (по
Вернадскому) набирают силу новые
межстрановые, международные производственные
отношения, цель которых -прорвать иго и вражду старого мира, сделать новый шаг к новой эре мирного сосуществования,
эре со-бытия культур. И пусть нас морально
и интеллектуально не угнетают
"дурные" провалы на этом пути в виде "суверенизации" косовских албанцев.