Материал подготовлен

к.т.н. Харчевниковым А. Т.

 

СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ

 

Часть 9. Линейная (плановая, отраслевая) форма как «политическая технология».

 

9.9. Характер собственности на технологии.

 

9.9.1. «Табу» на функциональные (технологические) производственные отношения.

Все наши беды обусловлены ограниченной (необщественной) собственностью на технологии, в итоге их узурпацией, которая и привела к безраздельному господству высшей (исторически) фор­мы гомогенных функциональных (технологических) производст­венных отношений над всем гетерогенным богатством обществен­ной жизни. Но в силу упомянутых экономического, управленческого и группового «фетишизмов» в наличном мышлении этой собст­венности (даже лишь как объекта отношений) просто не сущест­вует, как, скажем, для средневековых представлений просто не существовало Солнца, вокруг которого вращается Земля. Эта соб­ственность потому и составляет «самую глубокую тайну» отжившей формы, ибо спрятана она от мышления самим сло­жившимся способом этого же общественного мышления, упомяну­тыми «фетишизмами». Ну а где «фетишизм», там  ищи и «табу».

В нынешнем (или уже прошедшем) урагане кри­тики, предложений, во всем океане сумасбродных экономиче­ских идей, в которых предлагается иногда черт те что, от рес­таврации монархии до надежд синдикалистской анархии или откровенной капитализации, как раз самая суть господствую­щей и отжившей формы остается абсолютно «святой», вечной, неизменной, неприкасаемой, ибо остаётся так и не познанной как «реформаторами», так и ортодоксами. Собственно, в основном именно поэтому и раскрутилось не ее трудное восходящее преодоление, а легкий срыв к исторически пройденному.

Технологии, конечно, в сравнении со средствами производст­ва- объект совершенно необычный. Но мы такие, в чем-то по­добные, объекты уже проходили, а потому, вспомним, что и «при­надлежность к племени (коллективу)» суть невинное условие производства (общая жизнь), которое может состоять в жесто­чайшей узурпации, в ограниченной, необщественной животной собственности (эгостадность апополитейная первобытность). Технологии есть ведь не что иное, как сами выполняемые коллек­тивами невинные взаимосвязанные работы, диспозитивно и ие­рархически сгруппированные ячеистые процессы производства, но просто выступающие в качестве доминирующего базового объекта ограниченной господствующей собственности. Подоб­ным образом также совершенно невинное пространство произ­водства («живущая пашня», «производящая территория») при фе­одализме выступало доминирующим объектом собственности, на преодоление которой, обобществление (с так и до сей поры не по­знанной сущностью!), понадобились мучительные столетия шатающейся, мутной и беспардонной, хотя и в итоге прогрессив­ной, борьбы за тогда более высокие капиталистические порядки. Хотя сначала тоже был заметен возврат к славной античности.

«Тяготеющее проклятье» в сложившемся мышлении состоит все в том же утилитарном, одномерном, имущественном (веществен­ном) понимании объектов собственности. Между тем собствен­ность - это общественный способ связи труда и его условий, произ­водственные отношения людей по поводу некоторого доминирую­щего объекта обстоятельств производства. Но именно различие этих объектов и обуславливает в исторических формах отношения собственности, логически радикально отличающиеся друг от друга. В первобытности собственность на общую жизнь образовала чисто групповые отношения; собственность на рабов надстроила над со­бой многоклассовую структуру; собственность (классическая) на пространство производства оказалась натурально (парцеллярно) иерархической; собственность на средства производства логически наиболее проста, дихотомична (классическая). Хотя и ее постиже­ние шло по сути не одно столетие. В линейной же форме отноше­ния со средствами производства уже не имеют ни малейшего от­ношения к сущности самой действительной собственности на технологии.

Грубо говоря, иной раз и со­вершенно безбожное отношение на производстве к общественному имуществу (к примеру, известные «несуны») как раз и означает священность, неприкосновенность групповой собственности на табуированные технологии, с, естественно, уже «ослабленными» (сня­тыми) имущественными отношениями! Поэтому именно моя (не моя), наша (не наша) бригада, сме­на, лаборатория, фабрика, колхоз, совхоз, кафедра, институт, от­расль, наука и т.д. и являются простейшими субъективными и со­циально-семантическими проявлениями собственности на техноло­гии в форме статусов как доминирующих смыслов бытия. Понятно также, что это же наипростейшее «изоморфное» свойство любого базового объекта как раз и расшифровывает его, как всегда, опре­деленную ценность для человека (иначе - «пустой звук») и одновременно общественную форму богатства (как благополучия), в свя­зи с которым и складываются отношения людей, собственности. А в функциональном производстве богатством (благополучием) и являются процессы производства, а именно технологии, общест­венные формы ячеистой и взаимосвязанной работы.

Но вот то, что технология является собственностью коллектива, - а этой собственностью как совместным и взаимосвязанным про­цессом труда распоряжается (конечно, не во внешнем, юридиче­ском смысле) по своему собственному разумению каждый обособ­ленный (большой или малый) коллектив (с его же администрацией), а не общество, - это и есть сама собой разумеющаяся данность, предстающая настолько естественной, абсолютно нормальной, мо­рально-положительной, что все то, что мешает этой собственности, выглядит просто предосудительным. В самом деле, меняются заяв­ки от обеспечиваемых функций, меняются возможности и потоки от обеспечивающих функций, сваливаются горы планов, указаний, инструкций, директив, нормативов, а то и комиссий из сферы управления, но при этом реальное распоряжение технологией, рас­становка людей, организация процесса, использование всех элемен­тов технологии, в том числе и разлюбезных средств производства, незыблемо как гранит остаются святым, кровным делом коллекти­ва, так что и в голову, даже отдаленно, не может прийти, что вооб­ще может быть как-то по-другому.

Отмечается типическая «трудная любовь» рабочих к своей работе, что и суть проявление главной ценности - принадлежности технологии. По­казаны многочисленнейшие явления корректировки и «порчи» технологий по вынуждающим обстоятельствам и по инициативе; треть станков делается своими же силами «по месту»; импортное оборудование растаскивается по нуждам или по безалаберности, а затем своими силами восстанавливается уже, естественно, не в первоначальном качестве; продукция может быть и высочайше­го, и очень низкого качества; многое в технологиях индивидуали­зируется; высокое значение имеют личные связи, в том числе и внешние («толкачи»); наконец, делается вывод, что «нетехнологич­ность», «неповторимость» (именно технологизированного произ­водства) является самим условием существования. Не знаю, как еще убедительней можно проиллюстрировать всю гамму прояв­лений именно собственности на технологии. Но именно «фетишизмами» она и «табуирована» от познания.

Причем табуирована настолько крепко, что, к примеру, во всех вариантах «политэкономии социализма» вы самого слова «техноло­гия» в каком-то существенном значении практически не встретите. Да и куда это слово приткнуть, когда это для экономизма немыс­лимое - процесс, а кругом только вещи - средства производства.

Между тем в свое время была собственность на рабов, которы­ми рабовладельцы и распоряжались по своему усмотрению, а в те­чение тысячелетий даже выдающимся мыслителям и в голову не могло прийти, что может быть как-то иначе; была собственность крестьян на двор (парцеллу), лестницы феодалов на владение, в ко­торых они, несмотря на все повинности (службы), распоряжались по своему разумению, а мысль о том, что это и есть тиски формы собственности на «пространство производства», классического (на­турального) феода, и в голову не могла прийти (а в теориях и до сей поры не приходит); была (а при капитализме сохраняется) собст­венность на средства производства, которыми капиталист, может быть и не сам, несмотря на все внешние коллизии, налоги и пр., распоряжается по своему разумению, как и нереволюционный ра­бочий, торгующий своей рабочей силой. А вот до поры до времени все это кажется настолько естественным, извечным, необходимым, от самой природы данным (вспомним у Аристотеля - «рабы по при­роде»), освещенным всеми богами, моралью и правом, что с рас­судком просто несовместимо, что собственность общинников на общую жизнь, рабовладельцев - на рабов, феодалов - на их владе­ния (пространство производства, «живущая пашня»), капиталис­тов - на средства производства, включая и владельцев рабочей си­лы, и, наконец, иерархических коллективов - на технологии и обра­зует самое ядро преходящих систем, глубинный источник всех не­справедливостей и т.д., нарастающих все более по мере развития производительных сил человека. Но до поры до времени сама мысль о том, что данная собственность преходяща и именно она, конечно, как именно доминирующая, и порождает все пороки данного общества, кажется чем угодно: глупостью, несуразицей, нелепицей, экстравагантностью и т.д., - ибо диссонирует со всем социальным миропониманием индивидов, со всей укоренившейся практикой, и просто когнитивно (познавательно) не сопрягается с господствую­щим во всех головах языком и мышлением, менталитетом данно­го общества. Ведь именно эта собственность и обеспечивает фор­му благосостояния (благополучия), является исторической доми­нантой всех ценностей для человека, основой смысла бытия в данной системе, способом организации труда и всего производст­ва. Между тем именно самостоятельность людей как собственни­ков в отживших с некоторых пор формах производства напрочь и лишает самостоятельности людей как людей. Поэтому напомним, что, обращаясь к собственности на технологии, в науке мы не имеем пока даже утопистов с их наивными, но уже начавшими нащупывать собственность представлениями. Плановая система обругана вдоль и поперек, но никто даже не заикается о присущей ей собственности, т.е. о самой сути системы, кивая на власть, государство, бюрократию и пр., т.е. в лучшем случае не более чем на «спиритуализм» или ультраструктуру (только инсти­туты) этой же самой системы производства.

Представим себе славные «застойные» времена. Какой-нибудь работающий завод, совхоз, НИИ. И вот поутру приходит директор, всех собирает и заявляет: я тут, братцы, решил вместе с министер­ством обновление осуществить, а потому с завтрашнего дня поло­вину из вас увольняю. Что будет? Даже вообразить невозможно. Не то что кто-то заворчит, дескать, будем жаловаться, в суд пода­дим... Ничего подобного. Весь коллектив, все его комсомолы, профкомы, парткомы... встанут на дыбы. Потому такого нигде и никогда (видимо, за уникальными исключениями исправлений некоторых совершенно патологических ситуаций) не бывало. Этим гипотетическим прие­мом хорошо  поясняется, кто именно «хозяин» производства, а точнее даже, где сосредоточена доминирующая «священная» собственность на технологии.

Линейная форма не провал, не уход в какую-то «мутацию», в сторону, что частенько любо толко­вать по принципу «простоты» для либералов или на свой лад неко­торым ортодоксам; она подъем или альтернативный обход, но как бы по целому ряду исторических обстоятельств форсированный, а потому ж и быстро приостановившийся, равно как капитализм, несмотря на все усложнения и изменения, в основных доминан­тах каким был, таким остался. Линейная же форма - «лишь ступенька», на которой мы (страна) давно застряли, не отваживаясь познать новую, прежде всего именно собственность (на технологии), в силу главным образом экономи­ческого догматизма, т.е. экономической науки (в виде «планомиксов», а теперь и вовсе рецидивных «экономиксов» либерализма), как раз по самой природе линейных отношений буквально без­раздельно захватившей в свою собственность, «технологию» по­знания основ общественного развития, которое давно выросло из рамок этой науки.

 

9.9.2. Внешняя логическая структура собственности (не«атомарная» иерархия «собраний»).

Собственность на технологии имеет, по сравнению с пред­шествующими историческими (эндогенными) формами, новый, группоиерархический характер, т.е. логически в своей иерар­хичности формально напоминает феодальную собственность на пространство производства (процесс производящей террито­рии), а по своим групповым элементам формально напоминает первобытную собственность на общую жизнь. Само это сочета­ние, надо сказать малоприятное, уже кое о чем говорит.

Но, разумеется, если с метафоричностью можно говорить о таких формальных аналогиях, то о социальных (содержательных) аналогиях и речи быть не может, ибо каждая последующая эндо­генная форма, несмотря на свои новые пороки, в производственном содержании на ступень выше, негэнтропийно сложней и свободней предшествующей. Основа эндогенного (классического) феодализма, напомним, суть натурально-парцеллярные формы («двор»), а все корпоративные (групповые) элементы являются только дополнительными (общи­на, дворянский корпус и т.д.) или потенциальными (цеха). В ли­нейной же форме в этом отношении все наоборот, основа - именно групповая форма (эффектно проявляемая в «собраниях»), а отно­сительно персонифицированные элементы (руководство, «бюро­кратия») здесь лишь вспомогательны. Административная иерар­хия же, и территориальная (натуральная), и функциональная (тех­нологическая, отраслевая) - это обслуживающая основные эле­менты управленческая сторона, но и как объективная, матери­альная, производственная форма, ультраструктура (институт).

В чистом понимании капитализма по самой его природе ни один отдельный капиталист, ни государство не в состоянии замет­но повлиять на весь ход хозяйственного развития. В линейной же форме государственная политика действительно обладает возмож­ностями относительно больших хозяйственных сдвигов как отрас­левого, так и регионального масштаба, или в «кампаниях». В силу этого полагают, что в отличие от рыночного производства в производстве «советского типа» концентрация ресурсов в тех или иных отраслях - величина произвольная, за счет чего и достигается прогресс в отдельных приоритетных отраслях. Но это действительно правильное понимание несколько большей произвольности в возможности хозяйственных сдвигов, достиже­ния определенных целей, и создает иллюзию политистичности (огосударствленности) любых иерархических форм производства. Но вся эта хозяйственная политика суть облачный дым в своем воз­действии именно на производственные отношения, собственность, коль скоро они обрели черты целостности, «урегулированности и порядка». Любые маневры хозяйственно-политического центра имеют такое же влияние на сами производственные отношения, каковое имеют наши самые глубокомысленные рассуждения о фи­зиологии нашего организма и любые диетические эксперименты на саму физиологию, т.е. никакого. Правда, в этих экспериментах мы можем и уморить себя, но и такой радикальный опыт тем не менее не оказывает никакого влияния на сами законы нашей фи­зиологии, а просто прерывает все условия их осуществления.

А в группо-иерархической форме собственности на технологии (с «собраниями») все на этот счет оказывается несколько «туманней», здесь все сходится, т.е. осуществляется замыкание иерархии как отношения в абст­рактном, но анонимном (групповом, с «собраниями») объективном центре («Совмин», «Госплан» и пр.), тоже номинальном, лишь фор­мально персонализированном, т.е. в котором, как говорится, и концов не сыскать. Функциональный центр (в объективном, эзоте­рическом («скрытом») содержании центра материальной же ультраструктуры) то просто объективный орган высшей инстанции согласования соисполняемых функций.

Центр пос­тоянно, лишь формально фиксирует своим статусным факсимиле факт согласования (в том числе перемен, текущих - плановых, ло­кальных - титульные списки, общих - компании, крупные проек­ты), а потому действует с таким же автоматизмом в системе ли­нейного производства, с каким действуют объективные («аноним­ные») агенты, вообще говоря, любого способа производства в его чистом и строгом смысле.

В анализе столь нее объективной иерархической формы номинальную вершину, да и вообще всех «начальников», почему-то связываем с какими-то персоналиями, политикой, волей, субъективностью и пр., чем и заслоняем себя от познания объективных отноше­ний, в своем содержании совершенно независимых от каких бы то ни было субъектов, кроме «отождествляющих себя с кругом деятельности» (Я. Корнаи), т.е. попросту порождаемых производ­ственными отношениями, «вынуждающими порядками».

Поразительно и очевидно, что «скучные собрания» советских времен на самом деле скрывали за собой высокую цен­ность, существенный фактор постденежного отношения к труду!

Преобразование капиталистических форм (в их чистом виде) происходили при тяжелейших обстоятельствах в соответствии с теорией Маркса, но сложившаяся линейная система производства к Марксу никакого от­ношения уже не имеет. Примерно так же, как христиане рабст­во действительно преодолевали, но сложившийся феодализм - не их «работа»; «протестанты» феодализм преодолевали, но сло­жившийся капитализм - не их «работа». Все новые формы про­изводства объективно самоутверждаются, хотя и всегда в субъективной форме действий «преобразователей».

Поэтому, недопустимо говорить, что «при социализме только государство думало, принимало правильные решения, ошибались, исправляло ошибки, рисковало, платило за риск, страдало и торжествовало. В рыночной экономике так ведёт себя любой субъект».

Скажем немного точнее - не «государ­ство» (это не субъект, а структурный компонент, институт, надст­ройка, «страдать и торжествовать» никак не способные), а некий центр (руководство, правительство, верховная власть).

Итак, собственность на технологии, в своем «чистом виде», имеет не просто групповую, не иерархическую, не натуральную, не дихотомичную и т.д., но и не аморфную, а совершенно опреде­ленную группоиерархическую объективно-логическую структуру (своего рода «геометрию») иерархии «собраний».

 

9.9.3. Основное производственное отношение (явление).

Экономическая наука, а по сути и вся нынешняя социология, строго и в его скрытой сути (эзотерически) знает только одно основное отношение (капитализма), т.е. историческую форму частной собственности на средства производства в качестве господствующего отноше­ния между людьми, отношения эксплуатации, капитал. Все ос­тальное для экономической науки - это нечто «личное», «неэко­номическое», «внеэкономическое», «политическое», «огосударст­вленное», «властное», «юридическое» и пр., ибо никаких производ­ственных отношений, кроме экономических, эта наука не знает.

Многие исследователи верно и интересно замечают, что в советском обществе «го­ризонтальные связи находились под запретом. Они могли состоять­ся только через общего вышестоящего... начальника» (кроме, уточ­ним, «накатанных» горизонтальных связей, каковые как раз сос­тавляли основу процессов). Но ведь и это не капризы, а проявление какой-то общественной необходимости, подобной запрету само­вольных горизонтальных связей на конвейере или фабрике. Суть этого состоит  в том, что запрет самовольных горизонтальных связей «на­чальниками» суть лишь форма такого запрета от самих горизон­тальных же агентов собственности на технологии, включенных в диспозитивно-адресные сети. Поэтому горизонтальные связи в отраслевой системы не  «недораз­виты», они, наоборот, материально (хотя и не информационно) очень сильны и мошны, но глубоко инертны, «накатаны», что и проявляется в «запретах» их перемен.

В линейной форме, в ее собственном соци­альном, превратном и публичном языке не существует поня­тий выражения ее сути. А когда появится, то самой этой сути ре­ально уже может не быть. Более того, нет даже мало-мальски близких терминов. Как не было, например, «онаученного» понятия «феодализм» в феодализме, но само понятие появилось и стало утверждаться как научное лишь когда окончательно была преодолена, а сам «феод» уже давно исчез, «пространство производства» эндогенно было уже  обобществлено.

Натуральность, рынок и план (отрасли, статусы, функции, техноло­гии) как таковые были, есть и будут в любых системах, от пещерно­го до андромедского. Все это проявления базовых симметрии. Но вот господство, доминирование - совсем другое дело. Потому гос­подство натуральности - это и есть феодализм (автаркия), господ­ство рынка - капитализм, а вот для господства планомерности или функциональных, отраслевых форм даже какого-то смутноватого термина во всей реальной хозяйственной семантике просто нет.

Попробую еще раз аккуратно пояснить эти тонкие, но важные нюансы. С преодолением феодализма «в чистом виде» все базово инвариантное местное, территориальное, натуральное, «про­странственное» и пр., деформируясь, никуда не исчезает, но ав­таркия, бесчисленные границы и феод пропадают; с преодолени­ем капитализма «в чистом виде» все базово инвариантное обмен­ное, товарное, денежное, рыночное, стоимостное и пр., дефор­мируясь, никуда не исчезают, но капитал пропадает. А вот в линейной форме в чистом виде все базово инвариантное доста­точно ясно - соисполнительное, функциональное, плановое, тех­нологическое, отраслевое, статусное и пр., но вот для атрибутики отношений преходящей формы (вроде «рабства», «феода» или «капитала»), т.е. по сути для самого главного, в самом реальном хозяйственном, научном, идеологическом дискурс образно под­ходящего «слова» пока даже не нащупывается.

Даже для «ясного» капитализма сам этот научный «изм» означения именно исторической, преходящей формы был введен В. Зомбартом лишь в конце XIX в., т.е. спустя годы после «Капи­тала» Маркса. В таком опоздании появления научного «изма» кратко можно лишь предположить, что в отличие от рабства и капитализма в других эндогенных формах объект собственнос­ти - процесс, который явно (в том числе формальным, «кодифи­цированным» правом) и не фиксируется как субстанция отношений людей.

 

9.9.3.1. Линейность структур и процессов; «технологический феод».

В философии естествознания установлена конструктивная роль и нелинейная природа случайности в точках ветвления (бифуркациях), а в целом - в качественных переменах в развитии. Философская культура мышления уже давно ассимилирует самое общее понимание диалектики единства линейности и нелинейности физических процессов. При этом под линейными понимаются системы, свойства которых не меняются при изменении их состояния, они не зависят от вели­чин, характеризующих состояние системы; линейность там, где сохраняется определенная структура, где постоянные связи. Свойства же нелинейных систем зависят от величин, характери­зующих их состояние; для нелинейности характерна случай­ность, влияние малых причин на большие изменения, изменчи­вость связей и т.д. (Кажется, социальный подтекст в приведенных словах просто очевиден.) Ко­роче говоря, производственные структуры функционального типа в общественной мысли, пока еще робко, но все чаще связы­ваются с какой-то антислучайностью, простой экстраполяционностью, линейностью процессов, структур и самого мышления.

Но не буду голословным в части того, что линейность за­мечают не только физики и философы.

Так, например, рассматривая тенденции развития «бюрокра­тических и технологических структур», Дж. Гэлбрейт «институционалист», т.е. уже не совсем экономист, выделяет следующие: «Одна из них - жить интеллекту­альными достижениями прошлого, считать, что все сделанное - хорошо, и хорошо только то, что напоминает сделанное ранее. Вторая - самодовольство и самодостаточность, боязнь нововведе­ний. Третья - линейный рост, стремление самовоспроизводиться в возрастающих масштабах, вовлекать все большее число людей и объемы материальных и финансовых средств». (Замечаем, что все это благополучно относится и к капиталистическим корпора­циям.) Или уже на нашем материале, например, исследуя скорость диффузии технологий в нашей стране, В.К. Фальцман показыва­ет, что процессы характеризуются прямолинейными траекто­риями, линейными зависимостями; причем на анализируемом интервале с 1970 г. идет неуклонный спад скорости распростра­нения нововведений. Такой же «прямолинейный» (по сравнению с логистическими кривыми для западных систем) характер техно­логического развития обнаруживают Д.С. Львов и СЮ. Глазьев в результате анализа динамических рядов 40 показателей. И так далее, и, как говорится, нет дыма без огня.

Главная суть производственных отношений всегда не в «верти­кальных», а именно в «горизонтальных», в данном случае диспозитивно адресных, сетевых взаимосвязях производства. А ежели они в самом теле производства доминантно (здесь как явно преимущест­венно) адресны, то и в начальственных оболочках автоматически выплывут «запреты» горизонтальных самовольностей. Трудность здесь просто уже в том, что в иерархических структурах эти горизонтальные связи со­всем не «однослойны», а «непрерывны», множественны и континуальны.

В отличие от одноплоскостного, «атомарного» рыночного производст­ва здесь агентами соисполнений выступают одновременно участки, цеха, предприятия, объединения, подотрасли и т.д., процессуально образующие сети.

Основное производственное отношение, т.е. общественная форма группоиерархической собственности на технологии, и есть по «вертикали» транзитивное, а по «горизонталям» диспозитивно-адресное линейное отношение, или просто линия производства в ее «вертикальной» (старше-младше или больше-меньше) и «горизонталь­ной» (обеспечиваемые-обеспечиваюшие) сетевых связях технологий. Это жесткое, но иерархически распределенное в технологическом пространстве отношение (вспомним «рассеянный суверенитет» при феодализме). Линия, - это своего рода «технологический феод» (кратко еще будем говорить технофеод), но именно вовсе не парцеллярный и натуральный в своей основе, а групповой и техноло­гический. Соответственно и производственное присвоение здесь и является линейным, технофеодным присвоением, или, в материаль­но-знаковом и ролевом выражении, - статусным, присвоением. Так что статусы - это и есть роли групп (коллективов) исполнителей, озна­чаемые в сфере технонимики; соответственно по «вертикали» их представляют в иерархии управления руководители («номенклатура») с органами управления (аппаратами). Т.е. линия, или технофеод, - это собственность групп на технологии, а управление поэтажно представляет эту же самую собственность в ультраструктуре иерархии административного управления, имеющего дело с документами. Так что центр линейной иерархии, формально объемлющий всю собст­венность, с точки зрения самих производственных отношений ока­зывается отчаянно далек от самой ее групповой производственной основы, т.е. является, как отмечалось, лишь номинальным верхним пунктом ультраструктуры, просто в нескончаемом дискурсе «плано­вого торга» апостериорно и перманентно замыкающим согласование функций в относительное целое. Да и в хозяйственном смысле «хо­зяйственной автаркии» капиталистического типа в плановой форме не было, но был иерархически рассеянный суверенитет, распределе­ние функций получения информации и принятия решений, соответ­ственно и информация по мере приближения к центру агрегирова­лась, а вовсе не собирала все знания воедино, «как если бы они по­мешались в одну голову».

Но весь фокус в том, что ультра­структуры - общественно необходимые формы. Стоит их надло­мить - мигом трещит вся система данного производства (отсюда, кстати, в экономиксах и возникают все монетаристские теории). В абстракции отсутствия собственной ультраструктуры любая систе­ма мгновенно архаически деградирует. Кстати, линейная система без собственной иерархии - это... сейчас вполне наблюдаемое... – деградация.

В линейной собственности особенно хорошо видна как раз главная, оборотная сторона всякой собственности (вспомним у Маркса «принадлежность племени»). Еще древние (киники) замечали, что не рабовладелец владеет рабами, а рабовладельцами владеют «стра­сти», удовлетворяемые рабами; капиталист владеет средствами производства, но и его средства производства прочно владеют его помыслами и чувствами, т.е. не только они принадлежат ему, но и он им. Соответственно принадлежность к технологии и обуславли­вает поведение участников как линейное отношение между ними. Но с капитализмом (и рабством) здесь все аналогии кончаются. Если капитал уже как явление тем не менее нечто сразу характе­ризует в отношениях между имеющими средства производства и имеющими только рабочую силу, то в линейном производстве соб­ственники все, потому про линию как явление пока можно отде­латься лишь каламбуром - каждый гнет свою линию, сообразно тому, какой технологии принадлежит, от участка до отрасли.

 

9.9.3.2. О «несносном начальстве» и про «тьму власти».

В силу таинства такого рода собственности (а Маркс, напри­мер, говорил о «корпоративности»; причем для него было совер­шенно ясно, что бюрократия - это лишь «спиритуализм» корпора­ций, т.е. их же выпуклое, видимое и внешнее проявление и фор­ма, ультраструктура), мы привыкли придавать слишком большое значение администрации, руководству, начальству, управлению, аппаратам, чиновникам, номенклатуре или бюрократии. Поэтому   не­сколько полупопулярных и актуальных пояснений.

Первое. Люди обычно существа ужасно вольнолюбивые и по­тому любые указания-приказания бригадира или министра вос­принимают без особо радостного воодушевления.

Второе. Во все времена и во всех системах начальство в сред­нем, бесспорно, посытней поживает.

Третье. Начальство всегда более-менее на виду и «поэтому» всегда «виновато».

Четвёртое. Ежели же исполнитель схалтурил, получил выговор, но и крыть кого - ясней ясного. Хотя и любой другой нормальный шеф сделал бы то же самое. В том числе и частник.

Пятое. Одни куют, другие пашут, а начальники только бу­мажки выписывают и перезваниваются. Поневоле возмутишься. Но общество, однако, так испокон веку устроено, и во все воз­растающей степени, что без бумажек ковать придется, в лучшем случае, серпами, а пахать - молотами.

Теперь малость посерьезней.

Обращение к начальству, администрации, управлению и пр., особо в наших условиях, как бы явления в этой сфере сущест­венны ни были, не только для обывателя, но и для масс ученых мужей является простым способом интеллектуальной блокады мысли от постижения куда более глубоких сущностей.

Далее, власти (начальство и пр.) на нашей исторической почве действительно всегда имели куда более заметное значение, неже­ли в западных структурах, что, как отмечалось, одновременно выработало устойчивый негативный стереотип в отношении к «бюрократии». Но это как раз и образует сложнейшие теоретиче­ские вопросы, и не только эндогенные.

Наконец, действительно, интерес к «бюрократии» обуславли­вается естественными психологическими впечатлениями от мно­жества вполне реальных фактов управленческих нагроможде­ний, сатраповских начальников, бездушных или тупых чиновни­ков, запутаннейших управленческих, карьерных интриг.

Учитывая изложенное, ниже и предстоит разби­раться здесь только с базовогомогенным явлением бюрократии как объективной управленческой формы, присущей и неотъемлемой (имманентной) ультраструктуры собственности на технологии.

Аномальное начальство может клановаться, коррумпироваться, возвышать по прихоти или поедать отдельных работников, но, об­разно говоря, все это начальство прекраснейше понимает, что со­вокупность подчиненных, их работа, является единственной ре­альной опорой этого же самого начальства. Капиталов-то никаких не имеется. Частную собственность можно обратить в банковский счёт, её объект отчуждаем «по природе» как вещь.

В собствен­ности на процессы это никогда не возможно. Статусы неотчуж­даемы от самих процессов (технологий) и их участников (коллек­тивов и лиц). Безусловно, управленческая сфера обладает высокой относительной самостоятельностью, так сказать, своей кухней дел и делишек; но это в основном только «спиритуализм», выражение и отражение (лишь субъектив­но усиленное) еще куда большей «относительной самостоятельно­сти» основных групп с их собственной, по сути неосознаваемой, но куда более масштабной кухней дел и делишек. Только если в «но­менклатуре» склонны втихаря от души перекушивать (когда уда­ется), то в «фундаменте» роют вполне в открытую ненужные котлованы или выплавляют сталь для выплавки стали и пр. По техно­логической привычке, так сказать, не со злого умысла. Так что в среднем если бюрократия «плохая», то такова же и основа, лишь с блеском отражаемая и руководимая бюрократией.

В другом образе сравнений ультраструктур управленческие делишки, но именно в негативном смысле, как уже отмечалось, вполне можно сравнить с откровенно паразитическими форма­ми капитала (рантье, фиктивный капитал) или феодальными си­некурами - хорошо оплачиваемыми должностями, не требующими каких-либо усилий.. Во всем этом хорошего мало, но все это же и крайне удалено от самой производственной сути систем.

Напомним, что администрирование - тоже специальная,  познавательная, творческая - «когнитивная работа», но в своем чистом виде она формальна (или абстрактна) по отношению к естественно-техническому содержанию процессов или к основной работе. Уже вторая, третья и т.д. инстанция управления настолько удале­на от этого непосредственного содержания, что предметом адми­нистрирования и оказываются действительно уже технонимические («постмаркетинговые»), но только «экстенсивные» величины, только формы (вторичные, третичные и т.д.) выражения и организации уже произошедшего в производстве, ибо всякий план суть регистрация в «плановом торге» согласования уже сло­жившихся (складывающихся) функций, их связей и сдвигов. При­чем, да и потому же, в знаковой сфере имеет место именно статус­ное доминирование.

 Жизнь быстро заставляет уловить, что есть главные ценности и смыслы в этой системе производства, - «бумажность» в отношениях и в бумажной «истиной вере».

Кроме того, группо-иерархическая структура снизу доверху имеет групповой элемент, в том числе в ступенях администрации (аппараты, советы, коллегии, «расширенные заседания» и пр.). Воля высшего лица формально всегда превалирует, но только в меру некоего группового согласия. Это, в частности, и объясняет многие явления анонимности, «групповой безответственности», когда ответственного за неудачное решение не найти, при этом все и даже центральные органы функционировали по законам первичных деловых ячеек, с такими же парт. -проф. проработка­ми нарушителей. Четче и не сказать именно про групповой стержень всей системы. Но уж такова собственность на техноло­гии, да и свойства самих технологий и сетей вширь и снизу доверху. Не просто иерар­хия, а иерархия собраний суть «субъектная» форма проявления отношений технофеода. Рынок, в частности, «наказывает» разо­рением, а линейная форма - своими «приемами».

Так, внешне всё просто,  чтоб власти, государство и пр. шефов обложить, на научной ниве пахать со­всем не надо. Во всем виноват Центр, как настойчиво растолко­вывал Б.Н. Ельцин, чтоб побыстрей самому стать уже уменьшен­ным «Центром» - вот и вся недолга многих и очень многих «теоретических исследований». С основным отношением впрямую связан и тоже немаловаж­ный вопрос о производственном принуждении.

 

9.9.3.3. О формах производственного принуждения (дисциплине, мотивации, смыслах).

В строгом понимании линейной формы, соответствующей и присущей отно­шениям прежде всего индустриального, технологизированного сектора производства  экономиче­ского принуждения как доминанты (т.е. эксплуатации) уже не существует. В отличие от развитого рынка, капитализма, в ли­нейной системе совсем другие формы принуждения к труду: прежде всего это отношение самой группы к индивидам, как под­держивающее, жизнеобеспечивающее, так и вынуждающие к соглашательству, приспосабливающие и подчиняющие (конформирующее) их трудовое поведение в коллективах, административное давле­ние, а также повышения, понижения, награды, время отпуска, род работы, многие другие поощрения и наказания, в том числе, конечно, и рублем, хотя и в резко ограниченной форме действия этого чисто классического, экономического стимула.

А в целом здесь приходится вернуться к старому и вечно новому вопросу, - народ послушен воле божьей, пока беден, или еще проще: люди работают, лишь когда их застав­ляет нужда. Такое понимание труда и отношения к нему было в самых разных формах продолжено.

Соответственно классики «здесь» приводили возражения. «Смит прав в том отношении, - пи­сал Маркс, - что в исторических формах труда, - таких, как раб­ский, барщинный, наемный труд, - труд выступает всегда как не­что отталкивающее, всегда является трудом по внешнему прину­ждению». Но классики, установив некоторые различия историче­ских форм труда, финалистски идеализировали преодоление эксп­луатации (экономического принуждения), да и не осветили здесь многие другие тонкости. В частности, часто романтизированная «потребность в труде» есть лишь проявление социализации человеческой жизнедеятельности, активности, в том числе и творческой.

Ко­роче говоря, все это ничего не говорит об исторических и логиче­ских формах (да и многих других социальных состояниях), о направленности человеческой активности, каковая, как извечное самоутверждение индивидов, обуславливается уймой индивиду­альных и ситуативных обстоятельств, а вот среднетипически, или типологически, в квазистабильных системах - доминирующими производственными отношениями. «Потребность в труде» как яв­ление - несомненный факт, но разве непроходимая, а то и патоло­гическая лень не факт? Как удачно заметил когда-то даже сам «де­мократ» Н. Травкин, иным бездельникам все одно, что социализм, что капитализм - абы поменьше работать. Так что без производст­венного принуждения никогда в обществе дело не обходится. Но есть и своего рода безысходные трактовки принуждения к труду.

В общем, диалектика труда, производственного принужде­ния, куда сложнее, хотя поначалу, и это как раз главное, необ­ходимо зафиксировать довольно простые моменты эндогенной логики в чистых состояниях и переменах, в определенных исто­рических формах принуждения, дисциплины, мотивации, как проявления доминирующих смыслов бытия, в свою очередь псевдорационализирующих (лаконизирующих, экономящих, по Зиммелю) доминирующие материальные ценности.

В этих простых моментах необходимо различать следующее.

Первое - естественный (симметрия) абстрактный объективно-логический базовый момент детерминации труда (деятельности): социально-биологический, демографический, местный, вещест­венно-продуктовый, технологический... Так, например, свободна ли мать, бросившаяся по «внешней цели» кор­мить проголодавшегося ребенка? Или проще это просто обозвать «материнским эгоизмом» и отсутствием духовной свободы? Чтоб жить в обществе, надо быть специалистом даже в самом простом труде. Проживая в данной местности, надо хоть как-то участво­вать в ее жизни. Вещественно-продуктовая детерминация, естест­венно, обязывает к некоторому обмену (хотя бы собственной рабо­чей силы). Разжигание костра или работа на атомной электро­станции требуют определенной технологической дисциплины. Хо­тя все это только самая абстрактная гетерогенность в трудовой дисциплине, или детерминации деятельности, мотивации.

Второе - детерминация в восходящих исторических формах гражданского общества, территориальной (натуральной) целост­ности, рынка, планомерности, т.е. восходящие перемены в негэнтропийном «принудительном» содержании самоприучения общества и людей к новому, более высокому порядку и дисцип­лине. Потому все «первоначальные накопления», как правило, были весьма суровыми, но тем не менее прогрессивными.

Третье - уже новая асимметричная детерминация труда, но которая еще предстает большинству в квазистабильном состоянии как нечто «само собой разумеющееся», как общепринятая дисциплина, нормальное (термин Дюркгейма) производственное принуждение, когда, скажем, даже на взаимоуничтожение для потехи публики гладиаторы идут, гордо «приветствуя цезаря». А уж психологически, едва ли не во всяком труде возникают мо­менты и недовольства, и, повторюсь, его самоценности, т.е. игры, а это, между прочим, и есть основная «свободная деятельность».

Наконец, четвёртое, когда те же самые формы принуждения  по мере развития производительных сил, человека, обстоятельств накатывающихся перемен превращаются из нормальных в оковы, соответственно: эгостадности, рабства, автаркии, капитала, линейности.

Короче говоря, люди не ангелы (хотя и ангелы, по всем дан­ным, берут пример с людей), но в квазистабильной линейной форме господствовавшее при капитализме экономическое при­нуждение - угроза голода, увольнения, разорения и пр., а равно нелимитированный «калач» денежной приманки (способный вы­ступать в форме добровольной тяги к труду) - практически отсут­ствует, точнее, конечно, снят, маловлиятелен, даже резко сужен. Принуждающая сила капитала уступает место как бы более мяг­кому (даже где-то слишком), но также общественно необходимому новому, функциональному (групповому и административному) принуждению, в том числе самому доминирующему жизнеобес­печению работника через коллектив, т.е. производственным ин­тересам уже другого, не экономического (точнее, постэкономиче­ского) рода. Основной (хотя, конечно, и не единственный) уни­версальный (а тем самым и предельно абстрактный) «мотив» са­моутверждения индивидов, неуменьшения производственной или социальной позиции (благополучие, общественное признание, со­циальное положение, обеспеченные быт, досуг, производственная среда, лояльный диапазон поведения - «свободы», и пр.) - в функ­циональном принуждении не обретает такой же высоко унитар­ной формы, как при капитализме.

 Объективные ценности здесь (а равно смыслы, затем и знаки, статусы, особенно групповые) не имеют вещеподобной определенности, многомерны и иерархичны. Пусть метафорически это будет защищенность бытия, ко­нечно, не в утрированно буквальном смысле, а в смысле фактиче­ской организованности или функционализированности всех ос­новных потоков жизне- и трудообеспечения, благополучия. При чем эта защищенность отнюдь не пассивна, а тоже вполне опре­деленно состязательна (о чем еще подробнее ниже). От сплошной товаризации - к сплошной функционализации, более всего на­блюдаемой как давления-блага группового коллективизма. При­чем это иерархизированное принуждение (давление) в руководя­щих «верхах» даже пожестче, чем в «низах». Как говорят в народе, падать сверху куда больнее.

 К тому же положение, например, рабочих, верно замечают Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнов, значило больше, чем положение служащего. Так что в некотором своеобразном роде «административно-командная система» как раз и была формой не «командующих», а, наоборот, своего рода формой «диктатуры про­летариата» (но, конечно, точнее - групповой основы, особенно в главном индустриальном секторе). В строгом смысле, «пролетариат» в линейной форме начисто исчез, как с преодолением любых форм производства исчезают их стратификации. При капитализме, к примеру, крепостных и феодальной иерархии уже не имеется (хотя территориальные структуры вполне сохраняются). Равно и в пла­новой форме «рабочие» - это вовсе не «класс» в стратификационном смысле, а просто означение основного состава заводского и др. не­сельского и не«писчего» трудового люда. Причем, статус­ное положение рабочих, особо в тяжелых производствах, было вполне приличным, получше управленческой массы.

В этой же связи, например, известно,  что уже в 30-е гг. советские управленцы «были лишены су­дебной зашиты своих трудовых прав». Административное право имеет просто иной характер и формы реализации, в которых коллизии с начальством тоже вполне мо­гут решаться. В США и Великобритании существуют ведомст­венные административные суды, в ФРГ есть специальные суды; во Франции действуют административные трибуналы округов, есть и «Высший совет публичной службы» для разрешения споров с начальством. Хотя все это в тамошних усло­виях в основном уже снятые территориальные дела, но вот сама особость этих судов и «трибуналов округов» кое-что объясняет. Административное (как управленческое) право реализуется в формах, мало похожих на «кодифицированное» право или пуб­личные «суды присяжных»; это всегда нечто вроде уставов, «су­дов чести», советов, синодов, парткомов, райкомов, обкомов, коллегий и пр. упомянутых «трибуналов».

«Кодифицированное» право возможно в той мере, в какой «ко­дифицированы» сами нравы, а за ними - отношения. Коротко говоря, имущественные отношения сами в себе «кодифицированы», а группоиерархические, в частности административные, тем паче групповые, «кодифицируются» в весьма малой степени. Внутри фирмы, к примеру, имущественных отношений по сути нет, всё - имущество хозяина.

Ну а то, что в плановой системе подобных органов было пре­достаточно и что никакой шеф не был застрахован от взыска­ний, выговоров, снятий и пр., в том числе по разносам сверху или доносам снизу, - это очевидно. Кроме того, так же очевидна и бессмысленность рыночных механизмов, например, в контроле за качеством или в взаимоотношениях врача и беззащитного перед ним пациента, и – необходимость некоторых нерыночных институтов, «моральных принципов», ограничивающих «стремление к прибыли», «личную выгоду». Но люди, одна­ко, всегда преследуют «личную выгоду» («самоутверждение инди­видов»), а потому, собственно, речь и идет о разных «институтах», точнее, отношениях, т.е. о разных логически и исторически доми­нирующих формах того же самоутверждения индивидов, движу­щих ими смыслах и ценностях. Если «стремление к прибыли» огра­ничено, причем отнюдь не просто «моральными принципами», то и «личная выгода» просто приобретает другой «рисунок».

Тем не менее действительно, помимо позитивного, мотивационного компонента во всяком производственном при­нуждении есть и «угрожающий», проявляющийся в том числе и в конкуренции.

Конечно, психологически функциональное принуждение, т.е. проявление основного производственного отношения (в отвлече­нии от извращений), иногда может быть (скажем, выговор, сни­жение премии и др.) сильнее ощущений, допустим, крепостных при публичной порке или капиталистического увольнения. Но, если так можно сказать, в «физическом» содержании линейная форма включения человека в общественный труд в отношении основной массы работников свободней предшествующей, вплоть, как говорится, до отгулов за прогулы, иждивенчества.  Так что, к сожа­лению, в социалистическом обществе (СССР) плохо объясняли народу, что такое прийти на работу и узнать, что «в ваших услугах больше не нуждаются», да и вообще пребывать в атмосфере весьма эгоистичной и безоговорочной (буквально, «без разговоров») «административно-командной сис­темы» «частной бюрократии» капиталистического предприятия и безжалостно «командующего» рынка.

Правда, экономическая сфера мотивации (заработок, тем бо­лее - самостоятельное дело и пр.) линейно действительно резко деформирована, слишком резко сужена (особенно сильно в «мел­копроизводственных» секторах), но и это не чьи-то козни, а при­мерно такая диалектика имеет место во всем эндогенном ряду. Экономический детерминизм полностью торжествует над всем лишь при капитализме.

Да и в конце концов всякий общественный труд, в том числе и управленческий, есть негэнтропийный процесс некоторого не­прерывного преодоления, есть труд взаимосвязанный, в чем-то неизбежно взаимнообязательный, т.е. на то он и труд, чтобы пре­одолевать некоторое сопротивление («трудность»), тем самым вы­ступать как давление, каковое всегда есть и взаимодавление. Хо­тя бы в форме жесткой конкуренции или сделок рынка. Просто формы взаимосвязывающих «сделок», т.е. планы и их выполнение в линейной форме, сложнее. Ведь всякая «наша» заявка в резуль­тате согласований («планового торга») для кого-то становится ди­рективным планом, равно как чьи-то смежные заявки становят­ся таким же директивным планом для нас. И таковая логика функционального принуждения одинакова в охоте на мамонта, в артели или в самолетостроении. Но вот субъективно наша заявка другим, как и заявка других нам, воспринимается как указания несносного начальства.

Но, -  система есть система (от чувств гневных или нежных, так сказать, свободная). Поэтому и участников линейного производства мы рассматриваем «не в ро­зовом свете», а как пока «принадлежащих» линиям производства, «технофеодам». Соответственно эти основные участники «руко­водствуются» самым усредненным и афористично выраженным усредненным мотивом, обеспечивающим защищенность, - «не высовывайся» (как, грубо говоря, в работе конвейера).

Тем не менее, пока смежные линии и функции управления имеют объемы, соответствующие друг другу, господствует функ­циональная симметрия. Иначе сказать, агенты вполне являются «квазидействиями» отношений, но никакой асимметрии не видно; производство живет, дышит, соисполнение функций полно хао­сом бесчисленных противоречий, но вполне естественных. Ос­новное отношение определяет поведение людей: начальники вниз то ругают, то хвалят, вверх докладывают, отчитываются, просят, согласуют планы и т.д.; в группах работают, то ворчат, то раду­ются; управление манипулирует показателями, инструкциями, входящими и исходящими и пр. Но все идет своим нормальным ходом, а различия в производственных позициях (положение функций) проявляются и в различиях благосостояния, но (за ис­ключением зарывающихся) лишь в необходимую меру различия сложности, как в основном (упрощенно - специализация и ква­лификация), так и в управленческом (упрощенно - компетент­ность) труде, а в целом при его равнонапряженности.

 

9.9.4. Еще раз об экономических «объяснениях».

Са­мо экономическое мышление постоянно рвется объяснить линей­ную форму через свою призму. Причем теперь можно выяснить, что это делается, пожалуй, в трех основных формах. Вообще это поразительно интересное свойство, видимо, всякого солидного догматизма - изворотливо «объяснять» (псевдорационализировать) радикально выходящие за его рамки, т.е. теоретически непрони­цаемые для данной парадигмы, явления.

Во-первых,  этот уже до тошноты надоевший «бюрократизм». В действительности же бю­рократизм - это только «спиритуализм», материальная ультра­структура, собственный институт линейной формы технологиче­ских структур производства, лишь обслуживающий их, высту­пающий их же необходимой организацией.

Во-вторых, коль скоро плановая (линейная) система доминантно явно не экономична, то, с точки зрения экономического догматизма, можно поступить ещё проще, чем с «бюрократизмом», - взять и зачислить её в доэкономические. Тогда экономисты (рыночного толка) оказываются на коне, ибо кто – кто, а они-то знают, как надобно из доэкономической строить экономическую систему (точнее, даже не «как», а «что»).

Наконец, в-третьих, коль скоро плановая система уже доми­нантно не экономична, но и заносить ее в доэкономические («нату­ральные») нелепо, то экономизм (и уже давно) изобретает еще один ход. По сравнению с предыдущими («бюрократизм» - неэкономизм и «натуральность» - доэкономизм) это уже самый тонкий ход, полу­правдивый, а тем самым и наиболее изощренный. Он состоит в идентификации плановой ли системы, социализма ли, даже теории и т.д., кратко говоря, как «наоборот капитализму», как по существу уже антиэкономической. Интересно, что еще в 1925 г. Л. Крицман сформулировал, что если в капитали­стическом производстве наблюдается общий излишек, то в проле­тарском хозяйстве - общий дефицит; а в 1926 г. В. Новожилов аналогично противопоставлял «общее перепроизводство» и «общий дефицит».

Так вот, в том и суть, что уяснение противоположного (в дан­ном случае с кондово экономической точки зрения) еще отчаянно далеко от выявления нового собственного содержания, системы как постсистемы, хотя верный штришок и действительно всегда содержит. Дело в том, что в каждой следующей форме произ­водства (постсистеме) обязательно есть хоть что-то «наоборот» (отрицание) предшествующей, но и новая суть-то совсем не в этом! Капитализм (постфеодализм), скажем, безусловно имеет некоторые антифеодальные черты, но вот к сути-то капитализма в этой характеристике много добавляется? Да почти ничего­шеньки, но с многозначительностью.

Таким образом, поразительно интересно поступает «экономизм», - раз система не похожа на описываемое стройной экономической наукой, то ее и приходится зачислять ли­бо вовсе в неэкономическую (пустота «бюрократизма»), либо в до-экономическую (ложь «натуральности»), либо в антиэкономическую (фальшь «наоборотности»), либо вовсе списать из объективного процесса развития, но только чтоб не касаться ее собственного посткапиталистического (постэкономического) содержания.

 

9.9.5. Основная материальная архитектура, организационные (внутренняя и внешняя) формы собственности.

В основном содержании функционального производства, в ко­ренном отличии от товарного, осуществляется соисполнение специализированных, или неоднородных (несравнимых, не «конкурирующих»), функций. Тогда как  в товарном производстве обязательно должны быть как бы взаимоконтролирующие друг друга множественные покупатели и продавцы относительно сходных (заменимых, «кон­курирующих») продуктов (как считают либералы, таких пар (продуктоа) должно быть на рынке по усредненным западным оценкам 8-15, но не менее 4-5), без чего невозможен рынок или, по Марксу, «внутриотраслевая конкуренция» и «рыночная стоимость». Так по данным о состоянии социалистического функционального производства более 600 пред­приятий производят от 35 до 100% российского выпуска отдель­ных видов продукции, а «в рамках жестких межотраслевых технологиче­ских связей реализуется более половины всего общественного продукта, 96% продукции метал­лургического комплекса, более 70% - топливно-энергетического и лесохимического комплексов, 44% - машиностроительного и 56% - агропромышленного комплексов».

Короче говоря, с точки зрения установления типологии и по­тому уже вне всякой зависимости от конкретных оценок, не­сомненен примат специализированных функций; во всяком слу­чае в «крупнопроизводственном» индустриальном секторе прочно закреплена сама отраслевая технологичность структуры произ­водства, ее сетевое материальное «конвейероподобие».

Разумеется, в реальности мы видим и массу сходных функций, выполняющих их коллективов. Но чаще это явления других родов разделения труда, базовых производственных отношений и секто­ров производства. Например, функциям тоже специализирован­ных подразделений здравоохранения, отдыха, спорта, культуры и т.д. более свойственна линейная деформация культурно-родовых отношений; сходность присуща множеству явлений «демографиче­ского производства» (профобразование, подготовка кадров); то же относится к тяготеющим к местности аграрным, сырьевым, добы­вающим и т.п. секторам; высокая однотипность присуща и конеч­ным функциям массового жизнеобеспечения (торговля, обслужи­вание населения и т.д.), где и привязка к местности есть, и заметна роль экономических форм, потребительского рынка.

В общем практически любые совокупности даже однотипных функций и разной природы организационно оказываются под «крышей» одного органа управления в иерархии, т.е. во внешней управленческой форме выступают как одно ведомство, но и в объективном, не юридическом смысле этой управленческой или институциональной формы. Но как и за бле­ском камзолов феодалов уже тушуется фундамент - парцеллярность, «двор», так примерно и за ведомственностью уже становится менее видима групповая основа собственности на технологии. Здесь же, кстати, как и в территориальной иерархии, высока сте­пень начального произвола в той или другой конкретной ведомст­венной организации производства.

Ко­роче говоря, в чистом виде объективная отраслевая организация собственности на технологии, «законченной иерархии» (кстати, выражение Маркса), имеет внутреннее корпоративное, или уч­режденческие, строение и внешнюю иерархическую ведомствен­ную форму. При этом каждое надведомство, ведомство, подведомство представляет какую-то одну большую или меньшую ос­новную отраслевую функцию: или сложную (состоящую из спе­циализированных функций), или сводную (состоящую из схожих функций), или как угодно комбинированную (состоящую из близ­ких и специализированных функций), а в итоге отраслевую ли­нию производства с гроздьями функций органов управления. В последних кроме прямых (именуемых в науках управления «ли­нейными» или «штабными») появляются аспектные, или вспомогательные, функции, в которых согласуются некоторые отдель­ные срезы производственной деятельности (к примеру, сама фор­ма планирования, финансовая «бухгалтерия», снабжение, труд, кадры, техника безопасности, стандартизация и пр.).

По сравнению с частнособственнической, капиталистической организацией ведомственность - более высокая система, но про сто быстро зашедшая в свой предел. Образно говоря и по анало­гии с восходящей эволюцией нервных систем в животном мире, в отличие от узловой («атомизированной») при капитализме, линей­ная форма - это уже центральная нервная система производст­ва.

В ином образе и, как это многим ни покажется странным, ли­нейная форма «экономит» на бюрократии. Вместо капиталисти­чески распыленного, но атомарно одноплоскостного множества управленческих иерархических функций «частного производст­ва» и «частных бюрократий» образуется уже одна иерархия. Но и не только в ультраструктуре, а снизу доверху.

Потому здесь мы обращаем внимание только на совершенно очевидный, образно иллюстрируемый момент. Рынок конкурирующих «участ­ков» производства более «бюрократизирован» уймой осуществления адресно неопределенных необходимых трансакций, нежели орга­низованный из таких «участков» конвейер (мы говорим именно о принципиальных имманентных моментах, а не эволюциях капита­лизма в сторону заметного «огосударствления» трансакционных издержек). В масштабном производстве (а равно технологической специализа­ции) всегда происходит экономия на накладных расходах, в том числе «трансакциях», «накладных расходов», «бюрократических», «со­гласовательных», «поисково-рыночных», «информационных», «стандартизационных» и пр. затрат, но именно накладные расходы все равно относительно убывают.

А уж все эти «услуги» в плановой системе по центральным и министерским структурам были весьма малы. Потому что эту «гигантскую», «бюрократическую» систему линейного произ­водства (каковой вроде бы в капиталистической системе нет) обычно сравнивают совершенно не с тем, с чем надо, ибо тогда в капиталистической системе именно к «трансакциям» следует отнести всю махину так называемых услуг бирже-банковско-финансово-посредническо-юридико-налогового порядка.

Иначе сказать, независимо ни от каких форм разнообразней­ших и развивающихся потребностей и возможностей производст­ва, рынок «заполняет» и организационно оформляет процесс про­изводства множествами конкурирующих частных собственников, атомизированных товаропроизводителей. В линейной же форме потребности и возможности «заполняются» и оформляются сокращающим везде, где возможно, дублирующие «атомарные» одно­типности центральной организацией множества специализиро­ванных ведомств (подведомств, надведомств) - как внешняя форма собственности («спиритуализм», ультраструктура), с общим уже совсем не «атомизируемым» (неразложимым) учрежденческим (кор­поративным) строением - внутренняя форма собственности. Причем (как и в «рассеянном суверенитете») имеет место определенная относительность этих внутренних и внешних форм - и цех или предприятие может рас­сматриваться как ведомство, и вся линейная система может рас­сматриваться как одно учреждение.

 В общем ведомственность ха­рактеризует материальную ультраструктурную «оболочку» органи­зационных форм собственности на технологии, а учрежденчество - ее принципиальную не «атомизированность», внутреннюю группо­вую (если угодно - корпоративную) структуру. Но и, особо надо за­метить, не «чисто» корпоративного (абстрактно известного пример­но как «анархо-синдикалистское» или «частное», «частно-коллектив­ное»), а иерархо-корпоративного. А это разные вещи.

Само по себе сокращение числа (укрупнение) однотипных или сходных производств, где и поскольку это объективно обусловле­но и возможно, рационально. Одну, даже прекрасную, баню на всю страну не сделаешь (местное взаимодействие), но если эф­фективней (конкретное), скажем, один автомобильный завод (определенного класса машин), то (здесь, конечно, в абстрагиро­вании от транспортных, мобилизационных и иного рода задач) это вполне рационально.

Так, местное взаимодействие диспозитивно ограничивается определенными натуральными ареалами («соседство», ближнедействие или, шире, натуросвязь), поэтому для целостности нуждает­ся в территориальной иерархии, - это «рассеянная», диффузноузловая нервная система (термины это биологические), хотя и тоже с некоторой иерархией поддержания целостности. Рынок в чистом виде экстерриториален, безадресно диспозитивен, имеет узлы внутриотраслевой конкуренции, ему иерархия не нужна, - это уже узловая, более высокая нервная система. Соисполнение специализированных функций опять диспозитивно ограничено, но уже совсем не натуральными ареалами, а техноло­гической адресностью соединяемых и разводимых функций; т.е. опять нуждается в иерархии, но уже принципиально не в терри­ториальной, а в отраслевой в ведомственно-учрежденческой фор­ме, - это уже центральная нервная система (забегая вперед отметим, что центральная нервная система еще далеко и далеко не равна появлению второсигнальной системы, на рождении кото­рой, в такой аналогии, собственно, мы (страна) и сломались под славным руководством экономической науки).

Поэтому, полагая и возможность множеств модифи­каций, ведомственно-учрежденческая форма собст­венности на технологии есть, бесспорно, универсальная, инвари­антная (может быть, классическая) для линейной системы, даже при некотором ослаблении централизма. И, если отвлечься от снятых территориальных структур, то выясняется, что в линейной форме в ее чистом виде двух одинако­вых ведомств не бывает.

 

9.9.6. Беспардонные экономические спекуляции вокруг «монополизма» и «конкуренции».

В связи с очевидной ведомственностью линейного производст­ва часто говорится о ведомственном («государственном», отрасле­вом, предприятийном и пр.) монополизме и об отсутствии в связи с этим благодетельной конкуренции. Говорят о «монопо­лизме», и, сравнивая это производство с «конторой», при этом умал­чивают, что к «распределению функций» в конторе понятие «мо­нополизма» совершенно неприложимо, не говоря уже о самой элементарной логической корректности.

При капитализме монополии невозможны без конкуренции, а в несколько упрощенно чистом виде монополия есть относитель­ное господство некоторого товара (продукта, поставщика) всегда на фоне немонополизированного предпринимательства. Но в ус­ловиях линейной формы аналогичное господство любой отдельной функции «физически» невозможно (как нелепо говорить о моно­полизме скрипачей, арфистов, трубачей или ударника в оркест­ре), ибо все они взаимосвязаны, а производственная монополия центра (на всё?) и вовсе абсурдна. Потому в толкованиях нашего выдуманного «монополизма» изначально (в «перестроечном» смыс­ле) возникают элементарные логические противоречия.

Так, многие «экономисты» характеризуют положение монополиста как обеспечивающее ему «полную свободу действий», но если, как ут­верждается, этот монополизм «тотален» в «плановой экономике» и все монополисты, то получается полная «чертовщина»: то ли ника­кой «свободы», то ли кругом одна тотальная «свобода».  Ведь явная же чушь получается; если была прибыль в условиях повальной мо­нополии планового хозяйства, то был и рынок, а не «произвольная» цена монополиста, как утверждают другие, и пр.; а если никакой прибыли совсем не было (Я. Корнаи), то и все экономи­ческие рассуждения о монополиях бессмысленны.

Поэтому в действительности поскольку «в чистом виде» каж­дая линия формально или типологически «монопольна» (единич­на, специализированна), то уже в точности потому же здесь и не может быть никакой монополии в собственном смысле, а может быть что-то совсем другое, пусть даже ужасно «нехорошее». А именно группоиерархическая собственность на технологии (функ­ции, процессы, а не средства производства), технофеод.

Капиталистическая монополия, как одна из предпосылок ли­нейной формы, при утверждении самой этой формы как моно­полия исчезает, в итоге превращаясь в ведомственно-учрежден­ческую организацию всего основного производства. Подобным образом, напомним, позднерабовладельческие формы или ранне­феодальные «эмбрионы», т.е. латифундии, па­тронат, колонат и др. в са­мом классическом феодализме с вассалитетом, парцеллярностью и иерархичностью уже напрочь отсутствуют. Подобным же образом, скажем по М. Веберу, при капитализме уже начисто от­сутствуют цеха, а равно гильдии, ростовщичество, «работные до­ма», мануфактура и пр., так сказать, феодальные зародыши ка­питализма же. Точно так же и монополии, как еще ка­питалистические зародыши уже плановой системы, в самой этой плановой системе начисто исчезают.

Кстати, когда говорят о «монополиях» в связи с использованием природных ресурсов, транспортных систем, массы явлений городского хозяйства, то это явления вообще не экономи­ческих, а более глубоких натуральных, территориальных структур производства, лишь, в частности, природно детерминируемых. Их обычно называют «естественными монополиями», хотя это двой­ной и лукавый экономический слововыверт, впрочем, ставший ус­тойчивым фразеологизмом. И не «монополии», а иерархии, и не «естественные», ибо это бессмысленное обзывание чего-то явно не экономического по сути.

Мож­но летать на самолетах разных компаний, но системы УВД и безо­пасности, аэродромное обслуживание и сети - это элемент терри­ториальной иерархии, независимой от экономических или функ­циональных форм. Потому же самые чрезвычайно частные компании или не менее ужасные бюрократические ведомства в городе не создают себе частных или отраслевых канализационных систем, или электроснабжения с любимыми частотами и напряжениями, или своих сетей городского транспорта и т.д. Потому даже при са­мом «свободном» капитализме и частных формах в отношении «ес­тественных монополий» имеет место неизбежная и своеобразная «национализация доходов» и вообще «общественный контроль».

На этот счет, к примеру, даже насквозь либеральный Г.Х. По­пов замечает, что «практически во всех мегаполисах службы, ве­дающие снабжением водой или газом, если и являются частны­ми, то остаются монопольными. Однако, согласно антимоно­польному законодательству, они находятся под публичным кон­тролем властей города. Поэтому такой резерв удешевления воды или газа, как создание сети конкурирующих компаний, мало­реален». Так оно примерно и есть. И, кстати, «публичный кон­троль» над частной монополией уже ослабляет ее рыночные свой­ства и даже демонстрирует собой определенный примат «обще­ственного» над «частным». Остается в этой «экономсловесности» непонятным лишь то, почему упомянутый «антимонопольный» «публичный контроль» нельзя применять и к другим «монополи­ям»? Причем тоже вовсе не ликвидируя их. И вообще являются ли уникальные территориальные иерархии, как и плановые спе­циализированные комплексы, «монополиями» в строгом смысле?

В расширительном же толковании «монополий» можно догово­риться до монополии школы на обучение, бань - на помыв, жен­щин - на роды и кормление грудью. Потому монополия, точно пи­шет Богачев, - это определенная структура рынка, совокупности покупок и продаж, т.е. именно рыночного, а не какого-либо иного равновесия. Но в чистой линейной форме рынка нет (мы отвлека­емся здесь от извечного потребительского, а также колхозного, те­невого и т.д.), нет вообще обмена (точнее, он снят соисполнением), нет денег (в том простом смысле, что в самом производстве они адресны). В частности, безналичные - это фиктивное (условное), неофондированное в «плановом торге» превышение статуса, а при недостаче «денег» до статусов они тут же появятся «кредитовани­ем», дотированием и пр. Ибо не в них суть.

Но Богачев все это прекрасно «интуирует». «Само по себе круп­ное производство и централизованный сбыт нейтральны (это и есть выражение симметрии функционального или планового равнове­сия. - авт.). Монополией в экономическом смысле они становятся, если ориентированы на коммерческие критерии выручки и при­были, благодетельные только при конкуренции. Контрпродуктив­ность, например, централизованного сбыта оказывается тем силь­ней, чем значимее мотивы максимизации выручки и прибыли и чем свободней ценообразование». Заметим лишь, что «мотивы» хо­зяйственного толка всегда берутся не «из головы», а из реальных отношений, институтов, порядков, равно как теперь из наворо­ченных экономистами беспорядков. Причем упомянутая контр­продуктивность относится не только к «централизованному сбыту», но и при прибыльной мотивации ко всему производству. Но под­черкнем, у Богачева главное - «монополией... становятся...» при коммерциализации, а до того ею не являются! Это же очевидное явление подтверждают многие ученые - монопольный «диктат производителя» стал возникать с «хозрасчетными» элементами. До «перестройки» у нас никаких монополий не было и быть не могло ни суть плод «хозрасчета», «самоокупаемости», «самофинансирова­ния», накрутки рынка и пр. Получается, что чем энергичнее «ры­ночники», тем более вылезает самая махровая монополия («диктат производителя») в ее все большем приближении к страшно уродли­вому, но и собственному (уже экономическому) смыслу. С этой мо­нополией теперь уже можно начинать «бороться» все большей «рыночностью», т.е. с тенденцией ликвидации планового равновесия (точнее, просто диссипативным разрушением производства и об­щества) и манящей реставрацией господства рыночного равнове­сия (некоего, в лучшем случае, примитивнейшего капитализма).

Более того, в рациональном содержании цен­трализация (как сокращение дублирования, использование мас­штаба и пр.) есть, наоборот, одна из характеристик если не эффек­тивности производства, то во всяком случае эффективности орга­низации производства, т.е. типологической характеристики. (И кстати, в битвах за перестраиваемые рынки главный-то ко­зырь у западных фирм есть самый благополучный монопо­лизм, именуемый лишь, чтоб не смущать нашу экономполитическую мысль, «использованием масштабов производства».) В общем и короче говоря, в наших условиях планового хозяйства линейной формы (или его «реформирования») само только понятие «монопо­лизм» экономически блудливо и разрушительно. Относительно же конкуренции дело обстоит примерно так же.

Если конкуренцию понимать в товарном смысле, как рыночную конкуренцию, то в «идеальном типе» чистой линейной формы на нее нет и намека, как нет при капитализме удельщины, как нет и не может быть товарной конкуренции, скажем, внутри цеха, пред­приятия, конвейера, фирмы и пр. Если же конкуренцию понимать расширительно, как производственную борьбу, естественную со­стязательность, соревнование между агентами производства, то тогда, как говорится, извольте со всей определенностью различать как ее базовые «общечеловеческие стихии» В. Одоевского (от лю­бовного треугольника до делания, скажем, научной карьеры), так и исторические формы «борьбы и согласия» (от животной эгостадно­сти, близкой в нынешних рецидивах к «конкуренции» в уголовной среде, до борьбы «планового торга»).

Так что уж лучше говорить о «конкуренции» в относительно строгом, классическом смысле как состязательном аспекте только рыночной «борьбы и согласия», чтоб, повторюсь, на ревность, про­фессиональные коллизии, межевые споры, войны, научные склоки, «плановый торг», должностные и политические интриги безграмот­но ее одним чохом не распространять. Да и конкуренция (класси­ческая), писал Маркс, отнюдь не «изобретает» законов, а лишь реа­лизует их.

За пару-тройку столетий само, можно сказать, слово «кон­куренция» крепко запечатлелось в мозгах, как бы вытеснив собой все многообразия производственных взаимодействий. Например, таких абстрактно-родовых метафор вроде «соревнова­тельность», «состязательность», «борьба». Между тем в любых (из многообразнейших) иерархи­ческих материальных структурах тоже всегда неумолимо есть своя борьба, предстающая в субъективированных формах, но в дейст­вительности такая же объективная. Но это борьба не одноплоскостная, в виде частных хозяйств от миллионов лавчонок до сотен крупнейших корпораций в пределах объединяющего и баланси­рующего всю эту суету рынка, а борьба и участков, и цехов, и предприятий, и объединений, и целых отраслей в пределах объе­диняющей и балансирующей всю эту суету иерархической орга­низации производства. Причем если в рыночной борьбе предпроизводственная интеллектуальная фаза (маркетинг) - «атомизированное» дело каждого участника, то в плановой борьбе предпроизводственная интеллектуальная фаза (технорасчет) - тоже, конечно, дело каждого, но уже в более высокой общественной форме согла­сования, в наиболее явном виде как сперва некоторые цели, про­граммы, после согласования превращающиеся в планы. Как-никак, но уже центральная «нервная система».

В этой связи, - всякая борьба, в том числе и конкуренция, в базовом содержании нейтральная, предоставленная себе как уже господствующая, преобладающая, неизбежно в чем-то иррационализируется, утрируется, из нор­мальной превращается в самодовлеющую и неподвластную сти­хию, деформируя все прочее. Так что как таковая та же конку­ренция нормальна (инвариантна), а вот как капиталистическая - отнюдь нет (историческое). Она и состоит в «гонке ради гонки» (Белл), кое в чем абсолютно бессмысленной. Из нескольких сот сортов колбас в супермаркете нормальный человек едва ли в со­стоянии различить по вкусу, аромату и пр. более трех десятков, из которых и вовсе, кстати, лишь немногие идут вровень с «микояновскими». И таковое в той или иной степени во всем тварном (товарном) мире в условиях конкуренции: не столько содержание, так сказать, упомянутой колбасы и всего прочего здесь основной предмет забот, сколько успешная продажность. Так что шеве­литься она, конечно, заставляет, но кое в чем явно чересчур и не «по делу». Современный же «турбокапитализм» в части все более искусственного формиро­вания спроса ставит все рекорды и начинает обретать пределы, при которых происходит обессмысливание самой жизни.

Поэтому в наших условиях призывы к универсальной товар­ной конкуренции как благодетельной (хотя кое-где и она вполне уместна) - это дикий примитивизм, упорство которого обойдется дорого, а особо настырное упорство и катастрофой.  Этот «примитивизм» есть попытка преодолеть всевластвующую, совсем не товарную, пока и неуловимую, линейную «конкуренцию», домини­рующую «плановую борьбу», реализуемый ею закон «технологичес­кого феода». Тем самым предстоит открыть дорогу совсем не предпринимательской (хотя и у нее есть рациональная ниша), а новой, прогрессивной и весьма многомерной деловой, трудовой и хозяйственной инициативе, восходящей состязательности и твор­честву. Да никак не вышло это пока.

И, кстати говоря, можно сколько угодно издеваться над эволюциями «социалистического соревнования», но невозможно от­рицать, что этот действительно заидеологизированный и фор­мализованный процесс все же скрывал за собой дополнитель­ные, бесспорно разумные факторы и вполне реальной мотива­ции. Между прочим, во многом эти формы были заимствованы (или оказались сходными?) на фирмах Японии, вплоть до «соб­раний», «передовиков», «кружков качества», «досок почета», по­ощрений и пр. И не только в Японии. Между прочим, «доска по­чета», «благодарности», как и трудовые награды, отнюдь не фик­ции, а вполне общественно признаваемые означения некоторых трудовых достоинств. Как и воинских заслуг, кстати.

Более того, многие авторы  замеча­ют, что, особенно в ВПК, складывался уже не типологически функциональный, а более высокий тип мотивации труда, само­контроль качества и пр. Т.е. как раз то, что замечают некоторые как требо­вания нового производства: - моральные установки, приверженность делу, этика долга.

Однако, сделав очередной шаг в уяснении «в чистом виде» ли­нейной формы - выявив характер ее собственности, - мы увидели эту форму как иерархическую учрежденческо-ведомственную структуру (нет одинаковых ведомств, все они различаются сами­ми соисполняемыми функциями), т.е. опять же не «поймали» асимметрии собственности на технологии. Но в том и фокус, что асимметрии бывают логически простые, «черно-белые» (условно говоря: рабовладелец - раб, капиталист - пролетарий), а бывают сложные, причем, не просто иерархические, а диспозитивные.

 

 

Hosted by uCoz