Материал подготовлен
к.т.н. Харчевниковым А. Т.
СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ
Часть 9. Линейная (плановая, отраслевая) форма как «политическая технология».
…
9.9. Характер собственности на технологии.
9.9.1. «Табу» на функциональные
(технологические) производственные отношения.
Все наши беды обусловлены ограниченной (необщественной) собственностью на технологии, в итоге их узурпацией, которая и привела к безраздельному господству высшей (исторически) формы гомогенных функциональных (технологических) производственных отношений над всем гетерогенным богатством общественной жизни. Но в силу упомянутых экономического, управленческого и группового «фетишизмов» в наличном мышлении этой собственности (даже лишь как объекта отношений) просто не существует, как, скажем, для средневековых представлений просто не существовало Солнца, вокруг которого вращается Земля. Эта собственность потому и составляет «самую глубокую тайну» отжившей формы, ибо спрятана она от мышления самим сложившимся способом этого же общественного мышления, упомянутыми «фетишизмами». Ну а где «фетишизм», там ищи и «табу».
В нынешнем (или уже прошедшем) урагане критики, предложений, во всем океане сумасбродных экономических идей, в которых предлагается иногда черт те что, от реставрации монархии до надежд синдикалистской анархии или откровенной капитализации, как раз самая суть господствующей и отжившей формы остается абсолютно «святой», вечной, неизменной, неприкасаемой, ибо остаётся так и не познанной как «реформаторами», так и ортодоксами. Собственно, в основном именно поэтому и раскрутилось не ее трудное восходящее преодоление, а легкий срыв к исторически пройденному.
Технологии, конечно, в сравнении со средствами производства- объект совершенно необычный. Но мы такие, в чем-то подобные, объекты уже проходили, а потому, вспомним, что и «принадлежность к племени (коллективу)» суть невинное условие производства (общая жизнь), которое может состоять в жесточайшей узурпации, в ограниченной, необщественной животной собственности (эгостадность апополитейная первобытность). Технологии есть ведь не что иное, как сами выполняемые коллективами невинные взаимосвязанные работы, диспозитивно и иерархически сгруппированные ячеистые процессы производства, но просто выступающие в качестве доминирующего базового объекта ограниченной господствующей собственности. Подобным образом также совершенно невинное пространство производства («живущая пашня», «производящая территория») при феодализме выступало доминирующим объектом собственности, на преодоление которой, обобществление (с так и до сей поры не познанной сущностью!), понадобились мучительные столетия шатающейся, мутной и беспардонной, хотя и в итоге прогрессивной, борьбы за тогда более высокие капиталистические порядки. Хотя сначала тоже был заметен возврат к славной античности.
«Тяготеющее проклятье» в
сложившемся мышлении состоит все в том же утилитарном, одномерном,
имущественном (вещественном) понимании объектов собственности. Между тем
собственность - это общественный способ связи труда и его условий, производственные
отношения людей по поводу некоторого доминирующего объекта обстоятельств производства. Но именно различие этих объектов и
обуславливает в исторических формах отношения собственности, логически
радикально отличающиеся друг от друга. В первобытности собственность на общую
жизнь образовала чисто групповые отношения; собственность на рабов надстроила
над собой многоклассовую структуру; собственность (классическая) на
пространство производства оказалась натурально (парцеллярно) иерархической;
собственность на средства производства логически наиболее проста, дихотомична
(классическая). Хотя и ее постижение шло по сути не
одно столетие. В линейной же форме отношения со средствами производства уже не
имеют ни малейшего отношения к сущности самой действительной собственности на
технологии.
Грубо говоря, иной раз и совершенно безбожное отношение на производстве к общественному имуществу (к примеру, известные «несуны») как раз и означает священность, неприкосновенность групповой собственности на табуированные технологии, с, естественно, уже «ослабленными» (снятыми) имущественными отношениями! Поэтому именно моя (не моя), наша (не наша) бригада, смена, лаборатория, фабрика, колхоз, совхоз, кафедра, институт, отрасль, наука и т.д. и являются простейшими субъективными и социально-семантическими проявлениями собственности на технологии в форме статусов как доминирующих смыслов бытия. Понятно также, что это же наипростейшее «изоморфное» свойство любого базового объекта как раз и расшифровывает его, как всегда, определенную ценность для человека (иначе - «пустой звук») и одновременно общественную форму богатства (как благополучия), в связи с которым и складываются отношения людей, собственности. А в функциональном производстве богатством (благополучием) и являются процессы производства, а именно технологии, общественные формы ячеистой и взаимосвязанной работы.
Но вот то, что технология является собственностью коллектива, - а этой собственностью как совместным и взаимосвязанным процессом труда распоряжается (конечно, не во внешнем, юридическом смысле) по своему собственному разумению каждый обособленный (большой или малый) коллектив (с его же администрацией), а не общество, - это и есть сама собой разумеющаяся данность, предстающая настолько естественной, абсолютно нормальной, морально-положительной, что все то, что мешает этой собственности, выглядит просто предосудительным. В самом деле, меняются заявки от обеспечиваемых функций, меняются возможности и потоки от обеспечивающих функций, сваливаются горы планов, указаний, инструкций, директив, нормативов, а то и комиссий из сферы управления, но при этом реальное распоряжение технологией, расстановка людей, организация процесса, использование всех элементов технологии, в том числе и разлюбезных средств производства, незыблемо как гранит остаются святым, кровным делом коллектива, так что и в голову, даже отдаленно, не может прийти, что вообще может быть как-то по-другому.
Отмечается типическая «трудная любовь» рабочих к своей работе, что и суть проявление главной ценности - принадлежности технологии. Показаны многочисленнейшие явления корректировки и «порчи» технологий по вынуждающим обстоятельствам и по инициативе; треть станков делается своими же силами «по месту»; импортное оборудование растаскивается по нуждам или по безалаберности, а затем своими силами восстанавливается уже, естественно, не в первоначальном качестве; продукция может быть и высочайшего, и очень низкого качества; многое в технологиях индивидуализируется; высокое значение имеют личные связи, в том числе и внешние («толкачи»); наконец, делается вывод, что «нетехнологичность», «неповторимость» (именно технологизированного производства) является самим условием существования. Не знаю, как еще убедительней можно проиллюстрировать всю гамму проявлений именно собственности на технологии. Но именно «фетишизмами» она и «табуирована» от познания.
Причем табуирована настолько крепко, что, к примеру, во всех вариантах «политэкономии социализма» вы самого слова «технология» в каком-то существенном значении практически не встретите. Да и куда это слово приткнуть, когда это для экономизма немыслимое - процесс, а кругом только вещи - средства производства.
Между тем в свое время была собственность на рабов, которыми рабовладельцы и распоряжались по своему усмотрению, а в течение тысячелетий даже выдающимся мыслителям и в голову не могло прийти, что может быть как-то иначе; была собственность крестьян на двор (парцеллу), лестницы феодалов на владение, в которых они, несмотря на все повинности (службы), распоряжались по своему разумению, а мысль о том, что это и есть тиски формы собственности на «пространство производства», классического (натурального) феода, и в голову не могла прийти (а в теориях и до сей поры не приходит); была (а при капитализме сохраняется) собственность на средства производства, которыми капиталист, может быть и не сам, несмотря на все внешние коллизии, налоги и пр., распоряжается по своему разумению, как и нереволюционный рабочий, торгующий своей рабочей силой. А вот до поры до времени все это кажется настолько естественным, извечным, необходимым, от самой природы данным (вспомним у Аристотеля - «рабы по природе»), освещенным всеми богами, моралью и правом, что с рассудком просто несовместимо, что собственность общинников на общую жизнь, рабовладельцев - на рабов, феодалов - на их владения (пространство производства, «живущая пашня»), капиталистов - на средства производства, включая и владельцев рабочей силы, и, наконец, иерархических коллективов - на технологии и образует самое ядро преходящих систем, глубинный источник всех несправедливостей и т.д., нарастающих все более по мере развития производительных сил человека. Но до поры до времени сама мысль о том, что данная собственность преходяща и именно она, конечно, как именно доминирующая, и порождает все пороки данного общества, кажется чем угодно: глупостью, несуразицей, нелепицей, экстравагантностью и т.д., - ибо диссонирует со всем социальным миропониманием индивидов, со всей укоренившейся практикой, и просто когнитивно (познавательно) не сопрягается с господствующим во всех головах языком и мышлением, менталитетом данного общества. Ведь именно эта собственность и обеспечивает форму благосостояния (благополучия), является исторической доминантой всех ценностей для человека, основой смысла бытия в данной системе, способом организации труда и всего производства. Между тем именно самостоятельность людей как собственников в отживших с некоторых пор формах производства напрочь и лишает самостоятельности людей как людей. Поэтому напомним, что, обращаясь к собственности на технологии, в науке мы не имеем пока даже утопистов с их наивными, но уже начавшими нащупывать собственность представлениями. Плановая система обругана вдоль и поперек, но никто даже не заикается о присущей ей собственности, т.е. о самой сути системы, кивая на власть, государство, бюрократию и пр., т.е. в лучшем случае не более чем на «спиритуализм» или ультраструктуру (только институты) этой же самой системы производства.
Представим себе славные «застойные» времена. Какой-нибудь работающий завод, совхоз, НИИ. И вот поутру приходит директор, всех собирает и заявляет: я тут, братцы, решил вместе с министерством обновление осуществить, а потому с завтрашнего дня половину из вас увольняю. Что будет? Даже вообразить невозможно. Не то что кто-то заворчит, дескать, будем жаловаться, в суд подадим... Ничего подобного. Весь коллектив, все его комсомолы, профкомы, парткомы... встанут на дыбы. Потому такого нигде и никогда (видимо, за уникальными исключениями исправлений некоторых совершенно патологических ситуаций) не бывало. Этим гипотетическим приемом хорошо поясняется, кто именно «хозяин» производства, а точнее даже, где сосредоточена доминирующая «священная» собственность на технологии.
Линейная форма не провал, не уход в какую-то «мутацию», в сторону, что частенько любо толковать по принципу «простоты» для либералов или на свой лад некоторым ортодоксам; она подъем или альтернативный обход, но как бы по целому ряду исторических обстоятельств форсированный, а потому ж и быстро приостановившийся, равно как капитализм, несмотря на все усложнения и изменения, в основных доминантах каким был, таким остался. Линейная же форма - «лишь ступенька», на которой мы (страна) давно застряли, не отваживаясь познать новую, прежде всего именно собственность (на технологии), в силу главным образом экономического догматизма, т.е. экономической науки (в виде «планомиксов», а теперь и вовсе рецидивных «экономиксов» либерализма), как раз по самой природе линейных отношений буквально безраздельно захватившей в свою собственность, «технологию» познания основ общественного развития, которое давно выросло из рамок этой науки.
9.9.2. Внешняя логическая структура собственности (не«атомарная» иерархия «собраний»).
Собственность на технологии имеет, по сравнению с предшествующими историческими (эндогенными) формами, новый, группоиерархический характер, т.е. логически в своей иерархичности формально напоминает феодальную собственность на пространство производства (процесс производящей территории), а по своим групповым элементам формально напоминает первобытную собственность на общую жизнь. Само это сочетание, надо сказать малоприятное, уже кое о чем говорит.
Но, разумеется, если с
метафоричностью можно говорить о таких формальных аналогиях, то о социальных
(содержательных) аналогиях и речи быть не может, ибо каждая последующая эндогенная
форма, несмотря на свои новые пороки, в производственном содержании на ступень
выше, негэнтропийно сложней и свободней предшествующей. Основа
эндогенного (классического) феодализма, напомним, суть натурально-парцеллярные
формы («двор»), а все корпоративные (групповые) элементы являются только
дополнительными (община, дворянский корпус и т.д.) или потенциальными (цеха).
В линейной же форме в этом отношении все наоборот, основа - именно групповая
форма (эффектно проявляемая в «собраниях»), а относительно персонифицированные
элементы (руководство, «бюрократия») здесь лишь вспомогательны. Административная иерархия же, и территориальная (натуральная), и
функциональная (технологическая, отраслевая) - это обслуживающая основные элементы
управленческая сторона, но и как объективная, материальная, производственная
форма, ультраструктура (институт).
В чистом понимании капитализма по самой его природе ни один отдельный капиталист, ни государство не в состоянии заметно повлиять на весь ход хозяйственного развития. В линейной же форме государственная политика действительно обладает возможностями относительно больших хозяйственных сдвигов как отраслевого, так и регионального масштаба, или в «кампаниях». В силу этого полагают, что в отличие от рыночного производства в производстве «советского типа» концентрация ресурсов в тех или иных отраслях - величина произвольная, за счет чего и достигается прогресс в отдельных приоритетных отраслях. Но это действительно правильное понимание несколько большей произвольности в возможности хозяйственных сдвигов, достижения определенных целей, и создает иллюзию политистичности (огосударствленности) любых иерархических форм производства. Но вся эта хозяйственная политика суть облачный дым в своем воздействии именно на производственные отношения, собственность, коль скоро они обрели черты целостности, «урегулированности и порядка». Любые маневры хозяйственно-политического центра имеют такое же влияние на сами производственные отношения, каковое имеют наши самые глубокомысленные рассуждения о физиологии нашего организма и любые диетические эксперименты на саму физиологию, т.е. никакого. Правда, в этих экспериментах мы можем и уморить себя, но и такой радикальный опыт тем не менее не оказывает никакого влияния на сами законы нашей физиологии, а просто прерывает все условия их осуществления.
А в группо-иерархической форме собственности на технологии (с «собраниями») все на этот счет оказывается несколько «туманней», здесь все сходится, т.е. осуществляется замыкание иерархии как отношения в абстрактном, но анонимном (групповом, с «собраниями») объективном центре («Совмин», «Госплан» и пр.), тоже номинальном, лишь формально персонализированном, т.е. в котором, как говорится, и концов не сыскать. Функциональный центр (в объективном, эзотерическом («скрытом») содержании центра материальной же ультраструктуры) -это просто объективный орган высшей инстанции согласования соисполняемых функций.
Центр постоянно,
лишь формально фиксирует своим статусным факсимиле факт согласования (в том
числе перемен, текущих - плановых, локальных - титульные списки, общих -
компании, крупные проекты), а потому действует с таким же автоматизмом в
системе линейного производства, с каким действуют объективные («анонимные»)
агенты, вообще говоря, любого способа производства в его чистом и строгом
смысле.
В анализе
столь нее объективной иерархической формы номинальную вершину, да и вообще всех
«начальников», почему-то связываем с какими-то персоналиями, политикой, волей,
субъективностью и пр., чем и заслоняем себя от познания объективных отношений,
в своем содержании совершенно независимых от каких бы то ни было субъектов, кроме
«отождествляющих себя с кругом деятельности» (Я. Корнаи), т.е. попросту
порождаемых производственными отношениями, «вынуждающими порядками».
Поразительно и очевидно, что
«скучные собрания» советских времен на самом деле скрывали за собой высокую ценность,
существенный фактор постденежного отношения к труду!
Преобразование капиталистических форм (в их чистом виде) происходили при тяжелейших обстоятельствах в соответствии с теорией Маркса, но сложившаяся линейная система производства к Марксу никакого отношения уже не имеет. Примерно так же, как христиане рабство действительно преодолевали, но сложившийся феодализм - не их «работа»; «протестанты» феодализм преодолевали, но сложившийся капитализм - не их «работа». Все новые формы производства объективно самоутверждаются, хотя и всегда в субъективной форме действий «преобразователей».
Поэтому, недопустимо говорить, что «при социализме только государство думало, принимало правильные решения, ошибались, исправляло ошибки, рисковало, платило за риск, страдало и торжествовало. В рыночной экономике так ведёт себя любой субъект».
Скажем немного точнее - не «государство» (это не субъект, а структурный компонент, институт, надстройка, «страдать и торжествовать» никак не способные), а некий центр (руководство, правительство, верховная власть).
Итак,
собственность на технологии, в своем «чистом виде», имеет не просто групповую,
не иерархическую, не натуральную, не дихотомичную и т.д., но и не аморфную, а
совершенно определенную группоиерархическую объективно-логическую структуру
(своего рода «геометрию») иерархии «собраний».
9.9.3. Основное производственное
отношение (явление).
Экономическая наука, а по сути и вся нынешняя социология, строго и в его скрытой сути (эзотерически) знает только одно основное отношение (капитализма), т.е. историческую форму частной собственности на средства производства в качестве господствующего отношения между людьми, отношения эксплуатации, капитал. Все остальное для экономической науки - это нечто «личное», «неэкономическое», «внеэкономическое», «политическое», «огосударствленное», «властное», «юридическое» и пр., ибо никаких производственных отношений, кроме экономических, эта наука не знает.
Многие исследователи верно и интересно замечают, что в советском обществе «горизонтальные связи находились под запретом. Они могли состояться только через общего вышестоящего... начальника» (кроме, уточним, «накатанных» горизонтальных связей, каковые как раз составляли основу процессов). Но ведь и это не капризы, а проявление какой-то общественной необходимости, подобной запрету самовольных горизонтальных связей на конвейере или фабрике. Суть этого состоит в том, что запрет самовольных горизонтальных связей «начальниками» суть лишь форма такого запрета от самих горизонтальных же агентов собственности на технологии, включенных в диспозитивно-адресные сети. Поэтому горизонтальные связи в отраслевой системы не «недоразвиты», они, наоборот, материально (хотя и не информационно) очень сильны и мошны, но глубоко инертны, «накатаны», что и проявляется в «запретах» их перемен.
В линейной форме, в ее собственном социальном, превратном и публичном языке не существует понятий выражения ее сути. А когда появится, то самой этой сути реально уже может не быть. Более того, нет даже мало-мальски близких терминов. Как не было, например, «онаученного» понятия «феодализм» в феодализме, но само понятие появилось и стало утверждаться как научное лишь когда окончательно была преодолена, а сам «феод» уже давно исчез, «пространство производства» эндогенно было уже обобществлено.
Натуральность, рынок и план (отрасли, статусы, функции, технологии) как таковые были, есть и будут в любых системах, от пещерного до андромедского. Все это проявления базовых симметрии. Но вот господство, доминирование - совсем другое дело. Потому господство натуральности - это и есть феодализм (автаркия), господство рынка - капитализм, а вот для господства планомерности или функциональных, отраслевых форм даже какого-то смутноватого термина во всей реальной хозяйственной семантике просто нет.
Попробую еще раз аккуратно пояснить эти тонкие, но важные нюансы. С преодолением феодализма «в чистом виде» все базово инвариантное местное, территориальное, натуральное, «пространственное» и пр., деформируясь, никуда не исчезает, но автаркия, бесчисленные границы и феод пропадают; с преодолением капитализма «в чистом виде» все базово инвариантное обменное, товарное, денежное, рыночное, стоимостное и пр., деформируясь, никуда не исчезают, но капитал пропадает. А вот в линейной форме в чистом виде все базово инвариантное достаточно ясно - соисполнительное, функциональное, плановое, технологическое, отраслевое, статусное и пр., но вот для атрибутики отношений преходящей формы (вроде «рабства», «феода» или «капитала»), т.е. по сути для самого главного, в самом реальном хозяйственном, научном, идеологическом дискурс образно подходящего «слова» пока даже не нащупывается.
Даже для «ясного» капитализма
сам этот научный «изм» означения именно исторической,
преходящей формы был введен В. Зомбартом лишь в конце
XIX в., т.е. спустя годы после «Капитала» Маркса. В таком опоздании появления
научного «изма» кратко можно лишь предположить, что в
отличие от рабства и капитализма в других эндогенных формах объект собственности
- процесс, который явно (в том числе формальным, «кодифицированным» правом) и
не фиксируется как субстанция отношений людей.
9.9.3.1. Линейность структур и
процессов; «технологический феод».
В философии естествознания
установлена конструктивная роль и нелинейная природа случайности в точках
ветвления (бифуркациях), а в целом - в качественных переменах в развитии.
Философская культура мышления уже давно ассимилирует самое общее понимание
диалектики единства линейности и нелинейности физических процессов. При этом
под линейными понимаются системы, свойства которых не
меняются при изменении их состояния, они не зависят от величин,
характеризующих состояние системы; линейность там, где сохраняется определенная
структура, где постоянные связи. Свойства же нелинейных систем зависят от
величин, характеризующих их состояние; для нелинейности характерна случайность,
влияние малых причин на большие изменения, изменчивость связей и т.д.
(Кажется, социальный подтекст в приведенных словах
просто очевиден.) Короче говоря, производственные структуры функционального
типа в общественной мысли, пока еще робко, но все чаще связываются с какой-то
антислучайностью, простой экстраполяционностью, линейностью процессов, структур
и самого мышления.
Но не буду голословным в части
того, что линейность замечают не только физики и философы.
Так, например, рассматривая тенденции развития «бюрократических и технологических структур», Дж.К. Гэлбрейт «институционалист», т.е. уже не совсем экономист, выделяет следующие: «Одна из них - жить интеллектуальными достижениями прошлого, считать, что все сделанное - хорошо, и хорошо только то, что напоминает сделанное ранее. Вторая - самодовольство и самодостаточность, боязнь нововведений. Третья - линейный рост, стремление самовоспроизводиться в возрастающих масштабах, вовлекать все большее число людей и объемы материальных и финансовых средств». (Замечаем, что все это благополучно относится и к капиталистическим корпорациям.) Или уже на нашем материале, например, исследуя скорость диффузии технологий в нашей стране, В.К. Фальцман показывает, что процессы характеризуются прямолинейными траекториями, линейными зависимостями; причем на анализируемом интервале с 1970 г. идет неуклонный спад скорости распространения нововведений. Такой же «прямолинейный» (по сравнению с логистическими кривыми для западных систем) характер технологического развития обнаруживают Д.С. Львов и СЮ. Глазьев в результате анализа динамических рядов 40 показателей. И так далее, и, как говорится, нет дыма без огня.
Главная суть производственных
отношений всегда не в «вертикальных», а именно в «горизонтальных», в данном
случае диспозитивно адресных, сетевых взаимосвязях производства. А ежели они в самом теле производства доминантно (здесь как
явно преимущественно) адресны, то и в начальственных оболочках автоматически
выплывут «запреты» горизонтальных самовольностей. Трудность здесь просто уже в
том, что в иерархических структурах эти горизонтальные связи совсем не
«однослойны», а «непрерывны», множественны и континуальны.
В отличие от одноплоскостного,
«атомарного» рыночного производства здесь агентами соисполнений выступают
одновременно участки, цеха, предприятия, объединения, подотрасли и т.д.,
процессуально образующие сети.
Основное производственное отношение, т.е. общественная форма группоиерархической собственности на технологии, и есть по «вертикали» транзитивное, а по «горизонталям» диспозитивно-адресное линейное отношение, или просто линия производства в ее «вертикальной» (старше-младше или больше-меньше) и «горизонтальной» (обеспечиваемые-обеспечиваюшие) сетевых связях технологий. Это жесткое, но иерархически распределенное в технологическом пространстве отношение (вспомним «рассеянный суверенитет» при феодализме). Линия, - это своего рода «технологический феод» (кратко еще будем говорить технофеод), но именно вовсе не парцеллярный и натуральный в своей основе, а групповой и технологический. Соответственно и производственное присвоение здесь и является линейным, технофеодным присвоением, или, в материально-знаковом и ролевом выражении, - статусным, присвоением. Так что статусы - это и есть роли групп (коллективов) исполнителей, означаемые в сфере технонимики; соответственно по «вертикали» их представляют в иерархии управления руководители («номенклатура») с органами управления (аппаратами). Т.е. линия, или технофеод, - это собственность групп на технологии, а управление поэтажно представляет эту же самую собственность в ультраструктуре иерархии административного управления, имеющего дело с документами. Так что центр линейной иерархии, формально объемлющий всю собственность, с точки зрения самих производственных отношений оказывается отчаянно далек от самой ее групповой производственной основы, т.е. является, как отмечалось, лишь номинальным верхним пунктом ультраструктуры, просто в нескончаемом дискурсе «планового торга» апостериорно и перманентно замыкающим согласование функций в относительное целое. Да и в хозяйственном смысле «хозяйственной автаркии» капиталистического типа в плановой форме не было, но был иерархически рассеянный суверенитет, распределение функций получения информации и принятия решений, соответственно и информация по мере приближения к центру агрегировалась, а вовсе не собирала все знания воедино, «как если бы они помешались в одну голову».
Но весь фокус в том, что ультраструктуры - общественно необходимые формы. Стоит их надломить - мигом трещит вся система данного производства (отсюда, кстати, в экономиксах и возникают все монетаристские теории). В абстракции отсутствия собственной ультраструктуры любая система мгновенно архаически деградирует. Кстати, линейная система без собственной иерархии - это... сейчас вполне наблюдаемое... – деградация.
В линейной собственности особенно хорошо видна как раз главная, оборотная сторона всякой собственности (вспомним у Маркса «принадлежность племени»). Еще древние (киники) замечали, что не рабовладелец владеет рабами, а рабовладельцами владеют «страсти», удовлетворяемые рабами; капиталист владеет средствами производства, но и его средства производства прочно владеют его помыслами и чувствами, т.е. не только они принадлежат ему, но и он им. Соответственно принадлежность к технологии и обуславливает поведение участников как линейное отношение между ними. Но с капитализмом (и рабством) здесь все аналогии кончаются. Если капитал уже как явление тем не менее нечто сразу характеризует в отношениях между имеющими средства производства и имеющими только рабочую силу, то в линейном производстве собственники все, потому про линию как явление пока можно отделаться лишь каламбуром - каждый гнет свою линию, сообразно тому, какой технологии принадлежит, от участка до отрасли.
9.9.3.2. О «несносном начальстве» и про «тьму власти».
В силу таинства такого рода собственности (а Маркс, например, говорил о «корпоративности»; причем для него было совершенно ясно, что бюрократия - это лишь «спиритуализм» корпораций, т.е. их же выпуклое, видимое и внешнее проявление и форма, ультраструктура), мы привыкли придавать слишком большое значение администрации, руководству, начальству, управлению, аппаратам, чиновникам, номенклатуре или бюрократии. Поэтому несколько полупопулярных и актуальных пояснений.
Первое. Люди обычно существа
ужасно вольнолюбивые и потому любые указания-приказания бригадира или министра
воспринимают без особо радостного воодушевления.
Второе. Во все времена и во всех
системах начальство в среднем, бесспорно, посытней
поживает.
Третье. Начальство всегда
более-менее на виду и «поэтому» всегда «виновато».
Четвёртое. Ежели же исполнитель схалтурил, получил выговор, но и крыть кого - ясней ясного. Хотя и любой другой нормальный шеф сделал бы то же самое. В том числе и частник.
Пятое. Одни куют, другие пашут, а начальники только бумажки выписывают и перезваниваются. Поневоле возмутишься. Но общество, однако, так испокон веку устроено, и во все возрастающей степени, что без бумажек ковать придется, в лучшем случае, серпами, а пахать - молотами.
Теперь малость посерьезней.
Обращение к начальству,
администрации, управлению и пр., особо в наших условиях, как бы явления в этой
сфере существенны ни были, не только для обывателя, но и для масс ученых мужей
является простым способом интеллектуальной блокады мысли от постижения куда
более глубоких сущностей.
Далее, власти (начальство и пр.) на нашей исторической почве действительно всегда имели куда более заметное значение, нежели в западных структурах, что, как отмечалось, одновременно выработало устойчивый негативный стереотип в отношении к «бюрократии». Но это как раз и образует сложнейшие теоретические вопросы, и не только эндогенные.
Наконец, действительно, интерес
к «бюрократии» обуславливается естественными психологическими впечатлениями от
множества вполне реальных фактов управленческих нагромождений, сатраповских
начальников, бездушных или тупых чиновников, запутаннейших управленческих,
карьерных интриг.
Учитывая изложенное, ниже и предстоит разбираться здесь только с базовогомогенным явлением бюрократии как объективной управленческой формы, присущей и неотъемлемой (имманентной) ультраструктуры собственности на технологии.
Аномальное начальство может
клановаться, коррумпироваться, возвышать по прихоти или поедать отдельных
работников, но, образно говоря, все это начальство прекраснейше понимает, что
совокупность подчиненных, их работа, является единственной
реальной опорой этого же самого начальства. Капиталов-то никаких не
имеется. Частную собственность можно обратить в банковский счёт, её объект
отчуждаем «по природе» как вещь.
В собственности на процессы это никогда не возможно. Статусы неотчуждаемы от самих процессов (технологий) и их участников (коллективов и лиц). Безусловно, управленческая сфера обладает высокой относительной самостоятельностью, так сказать, своей кухней дел и делишек; но это в основном только «спиритуализм», выражение и отражение (лишь субъективно усиленное) еще куда большей «относительной самостоятельности» основных групп с их собственной, по сути неосознаваемой, но куда более масштабной кухней дел и делишек. Только если в «номенклатуре» склонны втихаря от души перекушивать (когда удается), то в «фундаменте» роют вполне в открытую ненужные котлованы или выплавляют сталь для выплавки стали и пр. По технологической привычке, так сказать, не со злого умысла. Так что в среднем если бюрократия «плохая», то такова же и основа, лишь с блеском отражаемая и руководимая бюрократией.
В другом образе сравнений ультраструктур управленческие делишки, но именно в негативном смысле, как уже отмечалось, вполне можно сравнить с откровенно паразитическими формами капитала (рантье, фиктивный капитал) или феодальными синекурами - хорошо оплачиваемыми должностями, не требующими каких-либо усилий.. Во всем этом хорошего мало, но все это же и крайне удалено от самой производственной сути систем.
Напомним, что администрирование
- тоже специальная, познавательная,
творческая - «когнитивная работа», но в своем чистом виде она формальна (или
абстрактна) по отношению к естественно-техническому содержанию процессов или к
основной работе. Уже вторая, третья и т.д. инстанция
управления настолько удалена от этого непосредственного содержания, что
предметом администрирования и оказываются действительно уже технонимические
(«постмаркетинговые»), но только «экстенсивные» величины, только формы
(вторичные, третичные и т.д.) выражения и организации уже произошедшего в
производстве, ибо всякий план суть регистрация в «плановом торге» согласования
уже сложившихся (складывающихся) функций, их связей и сдвигов. Причем,
да и потому же, в знаковой сфере имеет место именно статусное доминирование.
Жизнь быстро заставляет уловить, что есть
главные ценности и смыслы в этой системе производства, - «бумажность» в
отношениях и в бумажной «истиной вере».
Кроме того, группо-иерархическая структура снизу доверху имеет групповой элемент, в том числе в ступенях администрации (аппараты, советы, коллегии, «расширенные заседания» и пр.). Воля высшего лица формально всегда превалирует, но только в меру некоего группового согласия. Это, в частности, и объясняет многие явления анонимности, «групповой безответственности», когда ответственного за неудачное решение не найти, при этом все и даже центральные органы функционировали по законам первичных деловых ячеек, с такими же парт. -проф. проработками нарушителей. Четче и не сказать именно про групповой стержень всей системы. Но уж такова собственность на технологии, да и свойства самих технологий и сетей вширь и снизу доверху. Не просто иерархия, а иерархия собраний суть «субъектная» форма проявления отношений технофеода. Рынок, в частности, «наказывает» разорением, а линейная форма - своими «приемами».
Так, внешне всё просто, чтоб власти, государство и пр. шефов
обложить, на научной ниве пахать совсем не надо. Во всем виноват Центр, как
настойчиво растолковывал Б.Н. Ельцин, чтоб побыстрей
самому стать уже уменьшенным «Центром» - вот и вся недолга многих и очень
многих «теоретических исследований». С основным отношением впрямую связан и
тоже немаловажный вопрос о производственном принуждении.
9.9.3.3. О формах производственного принуждения (дисциплине, мотивации, смыслах).
В строгом понимании линейной формы, соответствующей и присущей отношениям прежде всего индустриального, технологизированного сектора производства экономического принуждения как доминанты (т.е. эксплуатации) уже не существует. В отличие от развитого рынка, капитализма, в линейной системе совсем другие формы принуждения к труду: прежде всего это отношение самой группы к индивидам, как поддерживающее, жизнеобеспечивающее, так и вынуждающие к соглашательству, приспосабливающие и подчиняющие (конформирующее) их трудовое поведение в коллективах, административное давление, а также повышения, понижения, награды, время отпуска, род работы, многие другие поощрения и наказания, в том числе, конечно, и рублем, хотя и в резко ограниченной форме действия этого чисто классического, экономического стимула.
А в целом здесь приходится
вернуться к старому и вечно новому вопросу, - народ послушен воле божьей, пока
беден, или еще проще: люди работают, лишь когда их
заставляет нужда. Такое понимание труда и отношения к нему было в самых разных
формах продолжено.
Соответственно классики «здесь»
приводили возражения. «Смит прав в том отношении, - писал Маркс, - что в
исторических формах труда, - таких, как рабский, барщинный, наемный труд, -
труд выступает всегда как нечто отталкивающее, всегда является трудом по
внешнему принуждению». Но классики, установив некоторые различия исторических
форм труда, финалистски идеализировали преодоление эксплуатации
(экономического принуждения), да и не осветили здесь многие другие тонкости. В
частности, часто романтизированная «потребность в труде» есть лишь проявление
социализации человеческой жизнедеятельности, активности, в том числе и
творческой.
Короче говоря, все это ничего
не говорит об исторических и логических формах (да и многих других социальных
состояниях), о направленности человеческой активности, каковая, как извечное
самоутверждение индивидов, обуславливается уймой индивидуальных и ситуативных
обстоятельств, а вот среднетипически, или типологически, в квазистабильных
системах - доминирующими производственными отношениями. «Потребность в труде»
как явление - несомненный факт, но разве непроходимая, а то и патологическая
лень не факт? Как удачно заметил когда-то даже сам «демократ» Н. Травкин, иным
бездельникам все одно, что социализм, что капитализм - абы поменьше работать.
Так что без производственного принуждения никогда в обществе дело не
обходится. Но есть и своего рода безысходные трактовки принуждения к труду.
В общем, диалектика труда, производственного принуждения, куда сложнее, хотя поначалу, и это как раз главное, необходимо зафиксировать довольно простые моменты эндогенной логики в чистых состояниях и переменах, в определенных исторических формах принуждения, дисциплины, мотивации, как проявления доминирующих смыслов бытия, в свою очередь псевдорационализирующих (лаконизирующих, экономящих, по Зиммелю) доминирующие материальные ценности.
В этих простых моментах
необходимо различать следующее.
Первое - естественный (симметрия) абстрактный объективно-логический базовый момент детерминации труда (деятельности): социально-биологический, демографический, местный, вещественно-продуктовый, технологический... Так, например, свободна ли мать, бросившаяся по «внешней цели» кормить проголодавшегося ребенка? Или проще это просто обозвать «материнским эгоизмом» и отсутствием духовной свободы? Чтоб жить в обществе, надо быть специалистом даже в самом простом труде. Проживая в данной местности, надо хоть как-то участвовать в ее жизни. Вещественно-продуктовая детерминация, естественно, обязывает к некоторому обмену (хотя бы собственной рабочей силы). Разжигание костра или работа на атомной электростанции требуют определенной технологической дисциплины. Хотя все это только самая абстрактная гетерогенность в трудовой дисциплине, или детерминации деятельности, мотивации.
Второе - детерминация в восходящих исторических формах гражданского общества, территориальной (натуральной) целостности, рынка, планомерности, т.е. восходящие перемены в негэнтропийном «принудительном» содержании самоприучения общества и людей к новому, более высокому порядку и дисциплине. Потому все «первоначальные накопления», как правило, были весьма суровыми, но тем не менее прогрессивными.
Третье - уже новая асимметричная детерминация труда, но которая еще предстает большинству в квазистабильном состоянии как нечто «само собой разумеющееся», как общепринятая дисциплина, нормальное (термин Дюркгейма) производственное принуждение, когда, скажем, даже на взаимоуничтожение для потехи публики гладиаторы идут, гордо «приветствуя цезаря». А уж психологически, едва ли не во всяком труде возникают моменты и недовольства, и, повторюсь, его самоценности, т.е. игры, а это, между прочим, и есть основная «свободная деятельность».
Наконец, четвёртое, когда те же самые формы принуждения по мере развития производительных сил, человека, обстоятельств накатывающихся перемен превращаются из нормальных в оковы, соответственно: эгостадности, рабства, автаркии, капитала, линейности.
Короче говоря, люди не ангелы (хотя и ангелы, по всем данным, берут пример с людей), но в квазистабильной линейной форме господствовавшее при капитализме экономическое принуждение - угроза голода, увольнения, разорения и пр., а равно нелимитированный «калач» денежной приманки (способный выступать в форме добровольной тяги к труду) - практически отсутствует, точнее, конечно, снят, маловлиятелен, даже резко сужен. Принуждающая сила капитала уступает место как бы более мягкому (даже где-то слишком), но также общественно необходимому новому, функциональному (групповому и административному) принуждению, в том числе самому доминирующему жизнеобеспечению работника через коллектив, т.е. производственным интересам уже другого, не экономического (точнее, постэкономического) рода. Основной (хотя, конечно, и не единственный) универсальный (а тем самым и предельно абстрактный) «мотив» самоутверждения индивидов, неуменьшения производственной или социальной позиции (благополучие, общественное признание, социальное положение, обеспеченные быт, досуг, производственная среда, лояльный диапазон поведения - «свободы», и пр.) - в функциональном принуждении не обретает такой же высоко унитарной формы, как при капитализме.
Объективные ценности здесь (а равно смыслы,
затем и знаки, статусы, особенно групповые) не имеют вещеподобной
определенности, многомерны и иерархичны. Пусть метафорически это будет
защищенность бытия, конечно, не в утрированно буквальном смысле, а в смысле
фактической организованности или функционализированности всех основных
потоков жизне- и трудообеспечения, благополучия. При чем эта защищенность
отнюдь не пассивна, а тоже вполне определенно состязательна (о чем еще
подробнее ниже). От сплошной товаризации - к сплошной
функционализации, более всего наблюдаемой как давления-блага группового
коллективизма. Причем это иерархизированное принуждение (давление) в руководящих
«верхах» даже пожестче, чем в «низах». Как говорят в
народе, падать сверху куда больнее.
К тому же положение, например, рабочих, верно замечают Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнов, значило больше, чем положение служащего. Так что в некотором своеобразном роде «административно-командная система» как раз и была формой не «командующих», а, наоборот, своего рода формой «диктатуры пролетариата» (но, конечно, точнее - групповой основы, особенно в главном индустриальном секторе). В строгом смысле, «пролетариат» в линейной форме начисто исчез, как с преодолением любых форм производства исчезают их стратификации. При капитализме, к примеру, крепостных и феодальной иерархии уже не имеется (хотя территориальные структуры вполне сохраняются). Равно и в плановой форме «рабочие» - это вовсе не «класс» в стратификационном смысле, а просто означение основного состава заводского и др. несельского и не«писчего» трудового люда. Причем, статусное положение рабочих, особо в тяжелых производствах, было вполне приличным, получше управленческой массы.
В этой же связи, например, известно, что уже в 30-е гг. советские управленцы «были лишены судебной зашиты своих трудовых прав». Административное право имеет просто иной характер и формы реализации, в которых коллизии с начальством тоже вполне могут решаться. В США и Великобритании существуют ведомственные административные суды, в ФРГ есть специальные суды; во Франции действуют административные трибуналы округов, есть и «Высший совет публичной службы» для разрешения споров с начальством. Хотя все это в тамошних условиях в основном уже снятые территориальные дела, но вот сама особость этих судов и «трибуналов округов» кое-что объясняет. Административное (как управленческое) право реализуется в формах, мало похожих на «кодифицированное» право или публичные «суды присяжных»; это всегда нечто вроде уставов, «судов чести», советов, синодов, парткомов, райкомов, обкомов, коллегий и пр. упомянутых «трибуналов».
«Кодифицированное» право возможно в той мере, в какой «кодифицированы» сами нравы, а за ними - отношения. Коротко говоря, имущественные отношения сами в себе «кодифицированы», а группоиерархические, в частности административные, тем паче групповые, «кодифицируются» в весьма малой степени. Внутри фирмы, к примеру, имущественных отношений по сути нет, всё - имущество хозяина.
Ну а то, что в плановой системе подобных органов было предостаточно и что никакой шеф не был застрахован от взысканий, выговоров, снятий и пр., в том числе по разносам сверху или доносам снизу, - это очевидно. Кроме того, так же очевидна и бессмысленность рыночных механизмов, например, в контроле за качеством или в взаимоотношениях врача и беззащитного перед ним пациента, и – необходимость некоторых нерыночных институтов, «моральных принципов», ограничивающих «стремление к прибыли», «личную выгоду». Но люди, однако, всегда преследуют «личную выгоду» («самоутверждение индивидов»), а потому, собственно, речь и идет о разных «институтах», точнее, отношениях, т.е. о разных логически и исторически доминирующих формах того же самоутверждения индивидов, движущих ими смыслах и ценностях. Если «стремление к прибыли» ограничено, причем отнюдь не просто «моральными принципами», то и «личная выгода» просто приобретает другой «рисунок».
Тем не менее действительно, помимо позитивного, мотивационного компонента во всяком производственном принуждении есть и «угрожающий», проявляющийся в том числе и в конкуренции.
Конечно, психологически функциональное принуждение, т.е. проявление основного производственного отношения (в отвлечении от извращений), иногда может быть (скажем, выговор, снижение премии и др.) сильнее ощущений, допустим, крепостных при публичной порке или капиталистического увольнения. Но, если так можно сказать, в «физическом» содержании линейная форма включения человека в общественный труд в отношении основной массы работников свободней предшествующей, вплоть, как говорится, до отгулов за прогулы, иждивенчества. Так что, к сожалению, в социалистическом обществе (СССР) плохо объясняли народу, что такое прийти на работу и узнать, что «в ваших услугах больше не нуждаются», да и вообще пребывать в атмосфере весьма эгоистичной и безоговорочной (буквально, «без разговоров») «административно-командной системы» «частной бюрократии» капиталистического предприятия и безжалостно «командующего» рынка.
Правда, экономическая сфера
мотивации (заработок, тем более - самостоятельное дело и пр.) линейно
действительно резко деформирована, слишком резко сужена (особенно сильно в «мелкопроизводственных»
секторах), но и это не чьи-то козни, а примерно такая диалектика имеет место
во всем эндогенном ряду. Экономический детерминизм полностью торжествует над
всем лишь при капитализме.
Да и в конце концов всякий общественный труд, в том числе и управленческий, есть негэнтропийный процесс некоторого непрерывного преодоления, есть труд взаимосвязанный, в чем-то неизбежно взаимнообязательный, т.е. на то он и труд, чтобы преодолевать некоторое сопротивление («трудность»), тем самым выступать как давление, каковое всегда есть и взаимодавление. Хотя бы в форме жесткой конкуренции или сделок рынка. Просто формы взаимосвязывающих «сделок», т.е. планы и их выполнение в линейной форме, сложнее. Ведь всякая «наша» заявка в результате согласований («планового торга») для кого-то становится директивным планом, равно как чьи-то смежные заявки становятся таким же директивным планом для нас. И таковая логика функционального принуждения одинакова в охоте на мамонта, в артели или в самолетостроении. Но вот субъективно наша заявка другим, как и заявка других нам, воспринимается как указания несносного начальства.
Но, - система есть система (от чувств гневных или
нежных, так сказать, свободная). Поэтому и участников линейного производства мы
рассматриваем «не в розовом свете», а как пока «принадлежащих» линиям
производства, «технофеодам». Соответственно эти основные участники «руководствуются»
самым усредненным и афористично выраженным усредненным мотивом, обеспечивающим
защищенность, - «не высовывайся» (как, грубо говоря, в работе конвейера).
Тем не менее, пока смежные линии
и функции управления имеют объемы, соответствующие друг другу, господствует функциональная
симметрия. Иначе сказать, агенты вполне являются «квазидействиями» отношений,
но никакой асимметрии не видно; производство живет, дышит, соисполнение функций
полно хаосом бесчисленных противоречий, но вполне естественных. Основное отношение определяет поведение людей: начальники вниз то
ругают, то хвалят, вверх докладывают, отчитываются, просят, согласуют планы и
т.д.; в группах работают, то ворчат, то радуются; управление манипулирует
показателями, инструкциями, входящими и исходящими и пр. Но все идет
своим нормальным ходом, а различия в производственных позициях (положение
функций) проявляются и в различиях благосостояния, но (за исключением
зарывающихся) лишь в необходимую меру различия сложности, как в основном
(упрощенно - специализация и квалификация), так и в управленческом (упрощенно
- компетентность) труде, а в целом при его
равнонапряженности.
9.9.4. Еще раз об экономических «объяснениях».
Само экономическое мышление постоянно рвется объяснить линейную форму через свою призму. Причем теперь можно выяснить, что это делается, пожалуй, в трех основных формах. Вообще это поразительно интересное свойство, видимо, всякого солидного догматизма - изворотливо «объяснять» (псевдорационализировать) радикально выходящие за его рамки, т.е. теоретически непроницаемые для данной парадигмы, явления.
Во-первых, этот уже до тошноты надоевший «бюрократизм». В действительности же бюрократизм - это только «спиритуализм», материальная ультраструктура, собственный институт линейной формы технологических структур производства, лишь обслуживающий их, выступающий их же необходимой организацией.
Во-вторых, коль скоро плановая
(линейная) система доминантно явно не экономична, то, с точки зрения
экономического догматизма, можно поступить ещё проще, чем с «бюрократизмом», -
взять и зачислить её в доэкономические. Тогда экономисты
(рыночного толка) оказываются на коне, ибо кто – кто, а они-то знают, как
надобно из доэкономической строить экономическую систему (точнее, даже не
«как», а «что»).
Наконец, в-третьих, коль скоро
плановая система уже доминантно не экономична, но и заносить ее в
доэкономические («натуральные») нелепо, то экономизм (и уже давно) изобретает
еще один ход. По сравнению с предыдущими («бюрократизм» - неэкономизм и
«натуральность» - доэкономизм) это уже самый тонкий ход, полуправдивый, а тем
самым и наиболее изощренный. Он состоит в идентификации плановой ли системы,
социализма ли, даже теории и т.д., кратко говоря, как «наоборот капитализму»,
как по существу уже антиэкономической. Интересно, что еще в 1925 г. Л. Крицман сформулировал, что если в капиталистическом
производстве наблюдается общий излишек, то в пролетарском хозяйстве - общий
дефицит; а в 1926 г. В. Новожилов аналогично противопоставлял «общее
перепроизводство» и «общий дефицит».
Так вот, в том и суть, что
уяснение противоположного (в данном случае с кондово экономической точки
зрения) еще отчаянно далеко от выявления нового собственного содержания,
системы как постсистемы, хотя верный штришок и действительно всегда содержит.
Дело в том, что в каждой следующей форме производства (постсистеме)
обязательно есть хоть что-то «наоборот» (отрицание) предшествующей, но и новая
суть-то совсем не в этом! Капитализм (постфеодализм), скажем, безусловно имеет некоторые антифеодальные черты, но вот к
сути-то капитализма в этой характеристике много добавляется? Да почти ничегошеньки,
но с многозначительностью.
Таким образом,
поразительно интересно поступает «экономизм», - раз система не похожа на
описываемое стройной экономической наукой, то ее и приходится зачислять либо
вовсе в неэкономическую (пустота «бюрократизма»), либо в до-экономическую (ложь
«натуральности»), либо в антиэкономическую (фальшь «наоборотности»), либо вовсе
списать из объективного процесса развития, но только чтоб не касаться ее
собственного посткапиталистического (постэкономического) содержания.
9.9.5. Основная
материальная архитектура, организационные (внутренняя и внешняя) формы
собственности.
В основном
содержании функционального производства, в коренном отличии от товарного,
осуществляется соисполнение специализированных, или неоднородных (несравнимых,
не «конкурирующих»), функций. Тогда как в товарном производстве обязательно должны
быть как бы взаимоконтролирующие друг друга множественные покупатели и продавцы
относительно сходных (заменимых, «конкурирующих») продуктов (как считают
либералы, таких пар (продуктоа) должно быть на рынке
по усредненным западным оценкам 8-15, но не менее 4-5), без чего невозможен
рынок или, по Марксу, «внутриотраслевая конкуренция» и «рыночная стоимость».
Так по данным о состоянии социалистического функционального
производства более 600 предприятий производят от 35 до 100% российского
выпуска отдельных видов продукции, а «в рамках жестких межотраслевых
технологических связей реализуется более половины всего общественного
продукта, 96% продукции металлургического комплекса, более 70% -
топливно-энергетического и лесохимического комплексов, 44% -
машиностроительного и 56% - агропромышленного комплексов».
Короче говоря, с точки зрения установления типологии и потому уже вне всякой зависимости от конкретных оценок, несомненен примат специализированных функций; во всяком случае в «крупнопроизводственном» индустриальном секторе прочно закреплена сама отраслевая технологичность структуры производства, ее сетевое материальное «конвейероподобие».
Разумеется, в реальности мы
видим и массу сходных функций, выполняющих их коллективов. Но чаще это явления
других родов разделения труда, базовых производственных отношений и секторов производства.
Например, функциям тоже специализированных подразделений
здравоохранения, отдыха, спорта, культуры и т.д. более свойственна линейная
деформация культурно-родовых отношений; сходность присуща множеству явлений
«демографического производства» (профобразование, подготовка кадров); то же
относится к тяготеющим к местности аграрным, сырьевым, добывающим и т.п.
секторам; высокая однотипность присуща и конечным функциям массового
жизнеобеспечения (торговля, обслуживание населения и т.д.), где и привязка к
местности есть, и заметна роль экономических форм, потребительского рынка.
В общем практически любые совокупности даже однотипных функций и разной природы организационно оказываются под «крышей» одного органа управления в иерархии, т.е. во внешней управленческой форме выступают как одно ведомство, но и в объективном, не юридическом смысле этой управленческой или институциональной формы. Но как и за блеском камзолов феодалов уже тушуется фундамент - парцеллярность, «двор», так примерно и за ведомственностью уже становится менее видима групповая основа собственности на технологии. Здесь же, кстати, как и в территориальной иерархии, высока степень начального произвола в той или другой конкретной ведомственной организации производства.
Короче говоря, в чистом виде объективная отраслевая организация собственности на технологии, «законченной иерархии» (кстати, выражение Маркса), имеет внутреннее корпоративное, или учрежденческие, строение и внешнюю иерархическую ведомственную форму. При этом каждое надведомство, ведомство, подведомство представляет какую-то одну большую или меньшую основную отраслевую функцию: или сложную (состоящую из специализированных функций), или сводную (состоящую из схожих функций), или как угодно комбинированную (состоящую из близких и специализированных функций), а в итоге отраслевую линию производства с гроздьями функций органов управления. В последних кроме прямых (именуемых в науках управления «линейными» или «штабными») появляются аспектные, или вспомогательные, функции, в которых согласуются некоторые отдельные срезы производственной деятельности (к примеру, сама форма планирования, финансовая «бухгалтерия», снабжение, труд, кадры, техника безопасности, стандартизация и пр.).
По сравнению с
частнособственнической, капиталистической организацией ведомственность - более
высокая система, но про сто быстро зашедшая в свой предел. Образно
говоря и по аналогии с восходящей эволюцией нервных систем в животном мире, в
отличие от узловой («атомизированной») при капитализме, линейная форма - это
уже центральная нервная система производства.
В ином образе и, как это многим ни покажется странным, линейная форма «экономит» на бюрократии. Вместо капиталистически распыленного, но атомарно одноплоскостного множества управленческих иерархических функций «частного производства» и «частных бюрократий» образуется уже одна иерархия. Но и не только в ультраструктуре, а снизу доверху.
Потому здесь мы обращаем
внимание только на совершенно очевидный, образно иллюстрируемый момент. Рынок
конкурирующих «участков» производства более «бюрократизирован» уймой
осуществления адресно неопределенных необходимых трансакций, нежели организованный
из таких «участков» конвейер (мы говорим именно о принципиальных имманентных
моментах, а не эволюциях капитализма в сторону заметного «огосударствления»
трансакционных издержек). В масштабном производстве (а равно
технологической специализации) всегда происходит экономия на накладных
расходах, в том числе «трансакциях», «накладных расходов», «бюрократических»,
«согласовательных», «поисково-рыночных», «информационных»,
«стандартизационных» и пр. затрат, но именно накладные расходы все равно
относительно убывают.
А уж все эти «услуги» в плановой системе по центральным и министерским структурам были весьма малы. Потому что эту «гигантскую», «бюрократическую» систему линейного производства (каковой вроде бы в капиталистической системе нет) обычно сравнивают совершенно не с тем, с чем надо, ибо тогда в капиталистической системе именно к «трансакциям» следует отнести всю махину так называемых услуг бирже-банковско-финансово-посредническо-юридико-налогового порядка.
Иначе сказать, независимо ни от
каких форм разнообразнейших и развивающихся потребностей и возможностей
производства, рынок «заполняет» и организационно оформляет процесс производства
множествами конкурирующих частных собственников, атомизированных
товаропроизводителей. В линейной же форме потребности и
возможности «заполняются» и оформляются сокращающим везде, где возможно,
дублирующие «атомарные» однотипности центральной организацией множества
специализированных ведомств (подведомств, надведомств) - как внешняя форма
собственности («спиритуализм», ультраструктура), с общим уже совсем не
«атомизируемым» (неразложимым) учрежденческим (корпоративным) строением -
внутренняя форма собственности. Причем (как и в «рассеянном
суверенитете») имеет место определенная относительность этих внутренних и
внешних форм - и цех или предприятие может рассматриваться как ведомство, и
вся линейная система может рассматриваться как одно учреждение.
В общем ведомственность характеризует материальную ультраструктурную «оболочку» организационных форм собственности на технологии, а учрежденчество - ее принципиальную не «атомизированность», внутреннюю групповую (если угодно - корпоративную) структуру. Но и, особо надо заметить, не «чисто» корпоративного (абстрактно известного примерно как «анархо-синдикалистское» или «частное», «частно-коллективное»), а иерархо-корпоративного. А это разные вещи.
Само по себе сокращение числа (укрупнение) однотипных или сходных производств, где и поскольку это объективно обусловлено и возможно, рационально. Одну, даже прекрасную, баню на всю страну не сделаешь (местное взаимодействие), но если эффективней (конкретное), скажем, один автомобильный завод (определенного класса машин), то (здесь, конечно, в абстрагировании от транспортных, мобилизационных и иного рода задач) это вполне рационально.
Так, местное взаимодействие
диспозитивно ограничивается определенными натуральными ареалами («соседство»,
ближнедействие или, шире, натуросвязь), поэтому для целостности нуждается в
территориальной иерархии, - это «рассеянная», диффузноузловая нервная система
(термины это биологические), хотя и тоже с некоторой иерархией поддержания
целостности. Рынок в чистом виде экстерриториален, безадресно диспозитивен,
имеет узлы внутриотраслевой конкуренции, ему иерархия не нужна, - это уже
узловая, более высокая нервная система. Соисполнение специализированных функций
опять диспозитивно ограничено, но уже совсем не натуральными ареалами, а технологической адресностью соединяемых и разводимых
функций; т.е. опять нуждается в иерархии, но уже
принципиально не в территориальной, а в отраслевой в
ведомственно-учрежденческой форме, - это уже центральная нервная система
(забегая вперед отметим, что центральная нервная система еще далеко и далеко не
равна появлению второсигнальной системы, на рождении которой, в такой
аналогии, собственно, мы (страна) и сломались под славным руководством
экономической науки).
Поэтому, полагая и возможность
множеств модификаций, ведомственно-учрежденческая форма собственности на
технологии есть, бесспорно, универсальная, инвариантная (может быть,
классическая) для линейной системы, даже при некотором ослаблении централизма.
И, если отвлечься от снятых территориальных структур, то выясняется, что в
линейной форме в ее чистом виде двух одинаковых ведомств не бывает.
9.9.6. Беспардонные
экономические спекуляции вокруг «монополизма» и «конкуренции».
В связи с очевидной ведомственностью
линейного производства часто говорится о ведомственном («государственном»,
отраслевом, предприятийном и пр.) монополизме и об отсутствии в связи с этим
благодетельной конкуренции. Говорят о «монополизме», и,
сравнивая это производство с «конторой», при этом умалчивают, что к
«распределению функций» в конторе понятие «монополизма» совершенно неприложимо,
не говоря уже о самой элементарной логической корректности.
При капитализме монополии
невозможны без конкуренции, а в несколько упрощенно чистом виде монополия есть
относительное господство некоторого товара (продукта, поставщика) всегда на
фоне немонополизированного предпринимательства. Но в условиях линейной формы
аналогичное господство любой отдельной функции «физически» невозможно (как
нелепо говорить о монополизме скрипачей, арфистов, трубачей или ударника в
оркестре), ибо все они взаимосвязаны, а производственная монополия центра (на
всё?) и вовсе абсурдна. Потому в толкованиях нашего выдуманного «монополизма»
изначально (в «перестроечном» смысле) возникают элементарные логические
противоречия.
Так, многие
«экономисты» характеризуют положение монополиста как обеспечивающее ему «полную
свободу действий», но если, как утверждается, этот монополизм «тотален» в
«плановой экономике» и все монополисты, то получается полная «чертовщина»: то
ли никакой «свободы», то ли кругом одна тотальная «свобода». Ведь явная же чушь получается; если была
прибыль в условиях повальной монополии планового хозяйства, то был и рынок, а
не «произвольная» цена монополиста, как утверждают другие, и пр.; а если
никакой прибыли совсем не было (Я. Корнаи), то и все экономические рассуждения
о монополиях бессмысленны.
Поэтому в действительности
поскольку «в чистом виде» каждая линия формально или типологически
«монопольна» (единична, специализированна), то уже в точности потому же здесь
и не может быть никакой монополии в собственном смысле, а может быть что-то
совсем другое, пусть даже ужасно «нехорошее». А именно группоиерархическая
собственность на технологии (функции, процессы, а не средства производства),
технофеод.
Капиталистическая монополия, как
одна из предпосылок линейной формы, при утверждении самой этой формы как монополия
исчезает, в итоге превращаясь в ведомственно-учрежденческую организацию всего
основного производства. Подобным образом, напомним,
позднерабовладельческие формы или раннефеодальные «эмбрионы», т.е. латифундии,
патронат, колонат и др. в самом классическом феодализме с вассалитетом,
парцеллярностью и иерархичностью уже напрочь отсутствуют. Подобным же
образом, скажем по М. Веберу, при капитализме уже начисто
отсутствуют цеха, а равно гильдии, ростовщичество, «работные дома»,
мануфактура и пр., так сказать, феодальные зародыши капитализма же. Точно так
же и монополии, как еще капиталистические зародыши уже плановой системы, в
самой этой плановой системе начисто исчезают.
Кстати, когда говорят о
«монополиях» в связи с использованием природных ресурсов, транспортных систем,
массы явлений городского хозяйства, то это явления вообще не экономических, а
более глубоких натуральных, территориальных структур производства, лишь, в
частности, природно детерминируемых. Их обычно называют «естественными
монополиями», хотя это двойной и лукавый экономический слововыверт, впрочем,
ставший устойчивым фразеологизмом. И не «монополии», а иерархии, и не
«естественные», ибо это бессмысленное обзывание чего-то явно не экономического по сути.
Можно летать на самолетах
разных компаний, но системы УВД и безопасности, аэродромное обслуживание и сети
- это элемент территориальной иерархии, независимой от экономических или функциональных
форм. Потому же самые чрезвычайно частные компании или не менее ужасные
бюрократические ведомства в городе не создают себе частных или отраслевых
канализационных систем, или электроснабжения с любимыми частотами и
напряжениями, или своих сетей городского транспорта и т.д. Потому даже при самом
«свободном» капитализме и частных формах в отношении «естественных монополий»
имеет место неизбежная и своеобразная «национализация доходов» и вообще
«общественный контроль».
На этот счет, к примеру, даже
насквозь либеральный Г.Х. Попов замечает, что «практически во всех мегаполисах
службы, ведающие снабжением водой или газом, если и являются частными, то
остаются монопольными. Однако, согласно антимонопольному законодательству, они
находятся под публичным контролем властей города. Поэтому такой резерв
удешевления воды или газа, как создание сети конкурирующих компаний, малореален».
Так оно примерно и есть. И, кстати, «публичный контроль» над частной
монополией уже ослабляет ее рыночные свойства и даже демонстрирует собой
определенный примат «общественного» над «частным». Остается в этой
«экономсловесности» непонятным лишь то, почему упомянутый «антимонопольный»
«публичный контроль» нельзя применять и к другим «монополиям»? Причем тоже вовсе не ликвидируя их. И вообще являются ли
уникальные территориальные иерархии, как и плановые
специализированные комплексы, «монополиями» в строгом смысле?
В расширительном же толковании
«монополий» можно договориться до монополии школы на обучение, бань - на помыв, женщин - на роды и кормление грудью. Потому
монополия, точно пишет Богачев, - это определенная структура рынка,
совокупности покупок и продаж, т.е. именно рыночного, а не какого-либо иного
равновесия. Но в чистой линейной форме рынка нет (мы отвлекаемся здесь от
извечного потребительского, а также колхозного, теневого и т.д.), нет вообще
обмена (точнее, он снят соисполнением), нет денег (в том простом смысле, что в
самом производстве они адресны). В частности, безналичные -
это фиктивное (условное), неофондированное в «плановом торге» превышение
статуса, а при недостаче «денег» до статусов они тут же появятся «кредитованием»,
дотированием и пр. Ибо не в них суть.
Но Богачев все это прекрасно
«интуирует». «Само по себе крупное производство и централизованный сбыт
нейтральны (это и есть выражение симметрии функционального или планового
равновесия. - авт.).
Монополией в экономическом смысле они становятся, если ориентированы на
коммерческие критерии выручки и прибыли, благодетельные только при
конкуренции. Контрпродуктивность, например, централизованного сбыта
оказывается тем сильней, чем значимее мотивы максимизации выручки и прибыли и
чем свободней ценообразование». Заметим лишь, что «мотивы» хозяйственного
толка всегда берутся не «из головы», а из реальных отношений, институтов,
порядков, равно как теперь из навороченных
экономистами беспорядков. Причем упомянутая контрпродуктивность
относится не только к «централизованному сбыту», но и при прибыльной мотивации
ко всему производству. Но подчеркнем, у Богачева главное - «монополией...
становятся...» при коммерциализации, а до того ею не являются! Это же очевидное
явление подтверждают многие ученые - монопольный «диктат производителя» стал
возникать с «хозрасчетными» элементами. До «перестройки» у нас никаких
монополий не было и быть не могло -они суть плод
«хозрасчета», «самоокупаемости», «самофинансирования», накрутки рынка и пр.
Получается, что чем энергичнее «рыночники», тем более вылезает самая махровая
монополия («диктат производителя») в ее все большем приближении к страшно
уродливому, но и собственному (уже экономическому) смыслу. С этой монополией
теперь уже можно начинать «бороться» все большей «рыночностью», т.е. с
тенденцией ликвидации планового равновесия (точнее, просто диссипативным
разрушением производства и общества) и манящей реставрацией господства
рыночного равновесия (некоего, в лучшем случае, примитивнейшего капитализма).
Более того, в рациональном
содержании централизация (как сокращение дублирования, использование масштаба
и пр.) есть, наоборот, одна из характеристик если не эффективности
производства, то во всяком случае эффективности организации
производства, т.е. типологической характеристики. (И кстати, в битвах за
перестраиваемые рынки главный-то козырь у западных фирм есть самый
благополучный монополизм, именуемый лишь, чтоб не смущать нашу
экономполитическую мысль, «использованием масштабов производства».) В общем и короче говоря, в наших условиях планового хозяйства
линейной формы (или его «реформирования») само только понятие «монополизм»
экономически блудливо и разрушительно. Относительно же конкуренции дело обстоит
примерно так же.
Если конкуренцию понимать в
товарном смысле, как рыночную конкуренцию, то в «идеальном типе» чистой
линейной формы на нее нет и намека, как нет при капитализме удельщины, как нет и не может быть товарной конкуренции, скажем, внутри
цеха, предприятия, конвейера, фирмы и пр. Если же
конкуренцию понимать расширительно, как производственную борьбу, естественную
состязательность, соревнование между агентами производства, то тогда, как
говорится, извольте со всей определенностью различать как ее базовые
«общечеловеческие стихии» В. Одоевского (от любовного треугольника до делания,
скажем, научной карьеры), так и исторические формы «борьбы и согласия» (от
животной эгостадности, близкой в нынешних рецидивах к «конкуренции» в
уголовной среде, до борьбы «планового торга»).
Так что уж лучше говорить о «конкуренции»
в относительно строгом, классическом смысле как состязательном аспекте только
рыночной «борьбы и согласия», чтоб, повторюсь, на ревность, профессиональные
коллизии, межевые споры, войны, научные склоки, «плановый торг», должностные и
политические интриги безграмотно ее одним чохом не распространять. Да и
конкуренция (классическая), писал Маркс, отнюдь не «изобретает» законов, а
лишь реализует их.
За пару-тройку столетий само,
можно сказать, слово «конкуренция» крепко запечатлелось в мозгах, как бы
вытеснив собой все многообразия производственных взаимодействий. Например,
таких абстрактно-родовых метафор вроде «соревновательность»,
«состязательность», «борьба». Между тем в любых (из
многообразнейших) иерархических материальных структурах тоже всегда неумолимо
есть своя борьба, предстающая в субъективированных формах, но в действительности
такая же объективная. Но это борьба не одноплоскостная, в виде частных хозяйств
от миллионов лавчонок до сотен крупнейших корпораций в пределах объединяющего и
балансирующего всю эту суету рынка, а борьба и участков, и цехов, и
предприятий, и объединений, и целых отраслей в пределах объединяющей и
балансирующей всю эту суету иерархической организации производства. Причем
если в рыночной борьбе предпроизводственная интеллектуальная фаза (маркетинг) -
«атомизированное» дело каждого участника, то в плановой борьбе
предпроизводственная интеллектуальная фаза (технорасчет) - тоже, конечно, дело
каждого, но уже в более высокой общественной форме согласования, в наиболее
явном виде как сперва некоторые цели, программы, после согласования
превращающиеся в планы. Как-никак, но уже центральная «нервная система».
В этой связи, - всякая борьба, в
том числе и конкуренция, в базовом содержании нейтральная, предоставленная себе
как уже господствующая, преобладающая, неизбежно в чем-то иррационализируется,
утрируется, из нормальной превращается в
самодовлеющую и неподвластную стихию, деформируя все прочее. Так что как
таковая та же конкуренция нормальна (инвариантна), а вот как капиталистическая
- отнюдь нет (историческое). Она и состоит в «гонке ради гонки» (Белл), кое в
чем абсолютно бессмысленной. Из нескольких сот сортов колбас в супермаркете
нормальный человек едва ли в состоянии различить по вкусу, аромату и пр. более
трех десятков, из которых и вовсе, кстати, лишь немногие идут вровень с
«микояновскими». И таковое в той или иной степени во всем тварном (товарном)
мире в условиях конкуренции: не столько содержание, так сказать, упомянутой
колбасы и всего прочего здесь основной предмет забот, сколько успешная
продажность. Так что шевелиться она, конечно, заставляет, но кое в чем явно
чересчур и не «по делу». Современный же
«турбокапитализм» в части все более искусственного формирования спроса ставит
все рекорды и начинает обретать пределы, при которых происходит обессмысливание
самой жизни.
Поэтому в наших условиях призывы
к универсальной товарной конкуренции как благодетельной (хотя кое-где и она
вполне уместна) - это дикий примитивизм, упорство которого обойдется дорого, а
особо настырное упорство и катастрофой. Этот «примитивизм» есть попытка преодолеть всевластвующую, совсем
не товарную, пока и неуловимую, линейную «конкуренцию», доминирующую «плановую
борьбу», реализуемый ею закон «технологического феода». Тем самым предстоит открыть дорогу совсем не предпринимательской
(хотя и у нее есть рациональная ниша), а новой, прогрессивной и весьма
многомерной деловой, трудовой и хозяйственной инициативе, восходящей
состязательности и творчеству. Да никак не вышло это пока.
И, кстати говоря, можно сколько
угодно издеваться над эволюциями «социалистического соревнования», но
невозможно отрицать, что этот действительно заидеологизированный и формализованный
процесс все же скрывал за собой дополнительные, бесспорно разумные факторы и
вполне реальной мотивации. Между прочим, во многом эти формы были заимствованы
(или оказались сходными?) на фирмах Японии, вплоть до «собраний»,
«передовиков», «кружков качества», «досок почета», поощрений и пр. И не только
в Японии. Между прочим, «доска почета», «благодарности», как и трудовые
награды, отнюдь не фикции, а вполне общественно признаваемые означения
некоторых трудовых достоинств. Как и воинских заслуг, кстати.
Более того, многие авторы замечают, что, особенно в ВПК, складывался
уже не типологически функциональный, а более высокий тип мотивации труда, самоконтроль
качества и пр. Т.е. как раз то, что замечают некоторые как требования нового
производства: - моральные установки, приверженность делу, этика долга.
Однако, сделав очередной шаг в
уяснении «в чистом виде» линейной формы - выявив характер ее собственности, -
мы увидели эту форму как иерархическую учрежденческо-ведомственную структуру
(нет одинаковых ведомств, все они различаются самими соисполняемыми функциями),
т.е. опять же не «поймали» асимметрии собственности на технологии. Но в том и фокус, что асимметрии бывают логически простые,
«черно-белые» (условно говоря: рабовладелец - раб, капиталист - пролетарий), а
бывают сложные, причем, не просто иерархические, а диспозитивные.