Материал подготовлен
к.т.н. Харчевниковым А. Т.
СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ
Продолжим описание ЧЭФ «линейная» в кратком адаптивном изложении в форме дайджеста соответствующих глав второго раздела «Полилогии современного мира».
Часть 9. Линейная (плановая, отраслевая) форма как «политическая технология».
На линейной эндогенной форме
(«плановой») остановимся детальней. Все
слишком вновь и об этой форме
производства «вопрос в науке даже не поставлен». Ни один из экономических (политэкономических)
подходов в принципе, так сказать по определению, не в состоянии описать эту
постэкономическую форму и как следствие - все произошедшее, нынешнее состояние
и возможные тренды последующих перемен.
9.1. Образ «линейной формы» как
доминирующей при социализме.
9.1.1. О многомерности
социализма.
В мягких, метафорически соотносительных значениях названий «первобытность», «рабство», «феодализм», «капитализм» имеется символический момент реальной производственной характеристики этих форм («перво-», «раб-», «феод-», «капитал-» как преходящие отношения). Заметно коррелируются с «субъективной реальностью» и соответствующие идеологии: «архирелигиозная ксенофобия», «языческий политеизм», «монотеизм», политэкономии-экономиксы как научные формы «товарного фетишизма». В идеологеме же «социализм» ничего подобного нет.
Будем определять «социализм» как еще теоретически неведомую, бывшую реальную систему, метакультуру или даже «гиперцивилизацию»; линейную и плановую, отраслевую форму, как только «чистую», быстро отжившую доминирующую и только эндогенную структуру, как градацию («акультурно» базово «многослойный», но только моноукладный идеальный тип) непомерно более сложного и социально многомерного реального социализма. Наконец, идеологию будем именовать «коммунизмом».
В общем, разнобой представлений о «социализме» (заодно и о капитализме) и о произошедшем ужасающий и, мягко говоря, простоватый. В этой связи и предстоит разобраться с реальным социализмом примерно по марксовой логико-семантической теоретической стратегии. Предварительно укажем от чего мы в нашем эскизном движении только по эндогенным формам еще полностью отвлекаемся в соотнесении с реальным социализмом. И, забегая чуть вперед, заявляем - почти от всего, что про него пишется. И писалось.
В движении по эндогенным формам, как по узлам только «идеальных типов» абстрагировано высших (исторически новых) и чистых критических состояний и первопроходческих негэнтропийных трендов прорывов (в данном случае потенциального), мы, собственно, пока и отвлекаемся от всего прочего, т.е. от всех неэндогенных социальных «параметров». А их премного.
Во-первых, мы полностью
абстрагируемся от всего мирового, глобального, будь то «мировая
капиталистическая система», или «мировая социалистическая система», или обе они
вместе.
Во-вторых, отвлекаемся мы от
свойственной ряду соцстран (бывшие СССР, ФСРЮ, ЧССР, КНР) многонациональности.
В-третьих, современный
социализм, как правило, весьма, а то и исключительно высотно неоднороден,
многоукладен, объемля подчас и самые передовые, новейшие процессы и отношения,
но и весьма глубоко отставшие секторы и регионы производства, которые ранее
почти не прошли не только индустриализации (товаризации), но иногда даже и
территориализации производства.
В этой связи, например, порой образно и хлестко «реальный социализм» характеризуется как своеобразный «винегрет», состоящий из хаоса обломков и осколков самых различных хозяйственных укладов, вплоть до «полуфеодальных элементов». Поэтому, пока полностью отвлекаемся от всего, кроме того, что является главным, доминирующим в этом «винегрете».
Суть в том, что независимо от всех упомянутых (а равно и культурных, пространственных, природно-климатических и т.д.) многообразий, от огромных различий в конкретике различных стран «реального социализма», в высшем звене градации всей совокупности (композиции) производственных отношений, в базисе сложилась очередная исторически ограниченная (необщественная) форма собственности, господствующая форма производства, которую будем называть плановой, отраслевой или линейной формой (почему так - об этом по месту). Вот она и подлежит обстоятельному изучению. Иначе сказать, суть «спрятана» вовсе не в изобилующих наиболее броскими негативами аграрном, потребительском и т.д. сегментах, или сферах, не в отставших секторах и регионах, а, наоборот, в самом относительно «благополучном» индустриальном, высшем технологизированном звене отношений, которые и «приостановили» НТР, деформировали, т.е. подчинили своей логике, и все отставшие, и все ранее снятые, в том числе разлюбезные экономические отношения. Именно линейная форма в конечном счете и породила весь сонм негативов «всех сторон общественной жизни», неприглядным описанием которых были испещрены многие газеты «предпоследних» лет.
Вместе с тем во всем этом, весьма пышном, букете негативных явлений еще нет ничего ни драматического, ни удивительного, ибо любая отжившая форма производства в силу неотвратимой типизации (уподобления форм бытия доминирующей структуре) обуславливает ход и состояние всех без исключения общественных процессов. Просто в силу ряда причин линейная форма вошла в состояние исторически нового бифуркационного (системного) кризиса исторически очень быстро. А для ученой науки и вовсе нежданно.
В-четвёртых, мы полностью
отвлекаемся от всего страново-специфического.
В основных иллюстрируемых героях у нас будет, разумеется, бывший СССР, но и главным образом только по причине особой типичности, влиятельности и нашей осведомленности.
В-пятых, совсем уж наконец, нас пока совершенно не будет беспокоить всё самую широкую публику беспокоящее, т.е. политическое.
В общем, крепко отвлекаемся мы
пока почти от всего того, что сейчас пишется. Кратко говоря, всё примерно, как
и в «Капитале» К. Маркса. Поясняем подробнее.
Ситуация с былым социализмом. Онтологически, изначально, даже только в СССР, не говоря обо всем «соцлагере», это была агломерация высшей для всей истории социальной сложности. В ее социальной конструкции были системно сплетены в связное целое огромные многообразия органических, этнических, конфессиональных, демографических (образовательных, профессиональных), географических (территориальных;, натуральных), экономических, технологических, научных... причем особо сильно-разноуровневых и вариационных, структур, а также сложных внешних границ (связи и отделения), наконец, ментальных и, конечно, обеспечивающих целостность инсгитуционально-политических, властных форм. Кстати, все это остается теоретически совершенно непрозрачным для «марксистского», «марксистско-ленинского», тем паче либерального мировидения. И еще кстати, и вовсе забегая далеко вперед, заметим, что в условиях подступающего системного кризиса именно либеральная экономическая мысль оказалась «интеллектуальным» ключом, разумеется, не к трудному восходящему преобразованию, а к исторически беспрецедентному по стремительности краху всей системы. Тем не менее просто в принципе нет никакого пути разобраться со всем этим, в том числе с произошедшим крахом системы и с уже нынешними трендами обломков былой системы (с самым крупным из них - Россией) и, тем более, всего социума, не начав разбираться с самой абстрактной эндогенной формы. Что мы и попытаемся сделать в настоящей разделе.
9.1.2. Печальное состояние
вопроса.
Ответы на вопросы «как?» или
«что надо?» - дело, конечно, серьезное, но нехитрое. Науку же интересует не
«что надо», а «что есть», т.е. что в действительности происходит в недрах
социального бытия (производства), критическая теория этого происходящего (новый
«язык»), на которую пока нет и намека. Поэтому
кратко напомним опыт «Капитала».
Итак, сразу же обращаемся к вороху капиталистических «негативных явлений», попадавших в поле научного познания. Первыми очевидны явления в сфере доходов, загадочность всякого рода рантье; затем обнаруживаются «прелести», предоставляемые земельной собственностью; затем - торговая прибыль, ссудной процент, наконец, с наибольшим трудом идет постижение природы прибыли главной фигуры, промышленного капиталиста. Но и все эти явления оказываются вторичными, а потому Маркс и открывает уже самую суть этой формы производства - прибавочную стоимость, по отношению к которой все более «осязаемые» явления оказываются более частными, объективно и логически вторичными, превращенными формами. Но, чтобы объяснить саму прибавочную стоимость, надо было еще открыть самое глубокое, абстрактное и сложное - товар вообще, гомогенно фундаментальную социальную симметрию, вещественно-продуктовое базовое взаимодействие.
Изложенное показывает, что в средней линии познание идет так, как если бы мы обладали диковинным даром изучать «Капитал» с его же конца. Иначе сказать, в «Капитале» по отношению к рассмотренному все наоборот: сначала следуют мало понятные абстракции товара вообще (базовое взаимодействие, симметрии); затем уясняется превращение денег в капитал, капитал вообще в своем движении и закон его конца; затем во втором томе, описывается движение всего производства в его естественном вещественном содержании, но в исторической капиталистической форме (простое, расширенное и пр.); лишь затем, в третьем томе, оказывается возможным начать движение ко все более конкретному, «негативным явлениям» - превращение прибавочной стоимости в прибыль, торговый капитал, денежный капитал, рента, наконец, всех ужасно интригующие доходы, за которыми и начинаются непосредственные и волнующие интересы. А уж потом «хорошие», «нехорошие» (классы). А уж и вовсе за пределами теории «проклятущее» государство.
Так вот, согласно этой аналогии, в нашем научном познании линейной формы дела еще не ушли дальше шага, в свое время сделанного Макиавелли (насчет «государства», «классов», «интересов»), после чего в свое время и понадобилось триста тридцать лет познания для появления «Капитала».
Вот такая грустная шутка, хотя есть и в ней намек: лишь в августе 1985 г. ученые нашей главной экономической цитадели во всеуслышание произнесли, что пора начинать изучать действительные интересы. Это буквально! А эти интересы таковы, писал Ленин, «каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий». А этот же «закон» по тем временам суть перифраза «Капитала», в основном в узком содержании, только, кратко говоря, структурно, в смысле предмета производственных отношений, как только экономических, но этот предмет не имеет ни малейшего касательства к каким бы то ни было «интересам». Каковые и порождаются упомянутым «законом».
Забегая вперед, «оправдательно»
заметим, что уже «разбожествленное» «коммунистическое социальное» по своему
трудноуловимому логическому типу действительно довольно-таки близко к
«божественному социальному». Но ведь все ж не в такой степени, чтоб
теоретический «задел» оказался нулевым.
9.1.2.1. Волнующая пустышка
«тоталитаризма».
Уже одно то, что долгожданный
«крах тоталитаризма» (М.С. Горбачев) почему-то обернулся развалом и кровавыми
побоищами, порядочных людей должно бы заставить задуматься об адекватности
самой этой явно импортной клички («тоталитаризм»). Пока о ней весьма кратко.
Но именно собственность (здесь еще даже не говоря о во сто крат более существенном интернациональном срезе и пр. радикальных различиях) является подлинной эндогенной сутью системы, вне всякой зависимости от хозяйственных модификаций, политических форм и режимов. Термин «тоталитаризм» является «пропагандистским сверхупрощением советской реальности». А еще лучше замечает П. Бурдье, что слово это вообще «ничего особого не означает»1. В общем под дешевым популистским соусом «демократической» борьбы с «тоталитаризмом» протаскивается банальная капитализация. Производственные структуры вообще не упоминаются, а в необъятной «тоталитаристской» литературе о производственной сути систем ничего членораздельного нет. Так что все это, в самом лучшем случае, относится только к социально-политическим явлениям, но никак не к главному, производству. Все это упорно и уводит от сути дела.
Короче говоря, подтекст «тоталитаризма» - легкие шоры от познания сложнейших реалий системы. И это, даже не говоря о производности «классов» от структур производства, на изучение которых и намека нет. В общем, многие, если не большинство, не выбрался он из шор экономического догматизма, безнадежно гомогенного понимания производственных отношений, так сказать, «в широком смысле» их безропотного отождествления с экономическими.
Теперь же даже некоторые «левые» возлагая надежды на «свободную ассоциацию тружеников» (без единого бюрократа, что ли?), видят суть дела в «противостоянии трудящихся и бюрократии». Всем в общем не приглянулись начальники, при забвении того, что и на любимом нелюбимом Западе, опять напомню, последний зав. лавкой в отношении подчиненных - начальник и бюрократ, да еще какой.
Во-первых, во всем этом видно
опять предельно прозрачное, черно-белое восприятие, почти всегда по одной схеме
«верхние-нижние». А чуть ближе к сути здесь очевиден механический перенос все
той же бинарной классической стратификации («плохие» капиталисты - «хорошие»
пролетарии, а теперь «плохие» бюрократы - «хорошие» трудящиеся). Вот и вся
глубина «мысли». Надо сказать, что такая бинарная логика имеет место и в
значительно более широком плане «классовых идей» (будь то аристократы, элиты,
управленцы, менеджеры, номенклатура, бюрократы, администраторы, чиновники,
партократы, технократы, олигархи и т.д.). Ну а то, что даже суровые
стратификации могут быть совершенно другого логического типа, - это в
экономическое мышление едва ли может уместиться.
Потому, во-вторых, согласно всей
серьезной социологической установке, любые стратификации («классы») - это
всегда только следствия уяснения производственных отношений (форм, структур).
Кстати, Маркс, однако, «бюрократизма» никогда серьезно не изучал, хотя и очень
сильно заметил, что это «спиритуализм» корпораций (а марксистские негативные
суждения о государстве кое в чем ошибочны, на чем по месту еще остановимся, но
к «бюрократизму» отношения не имеют, и вообще политологичны). На
российской же ниве понятие
«бюрократизм» бытует в широких массах устойчиво и неизбывно «с изначально
негативной оценкой». Вот и вся «теоретическая» подоплека перипетий вокруг
«бюрократизма», потому используемого, точно замечает Левинсон, в политических
баталиях всеми на свой лад, но на неизменном уровне «обыденных представлений»
о плохих дядях. В крайнем случае еще «аппарат» можно в ход пускать.
А вот по поводу ужасно нелюбимой ими «номенклатуры» волей-неволей возникает вопрос. С какого ж разряда ее, интересно, начинать - с завлабов, бригадиров или с железной точностью с заместителей секретарей парткомов? Грубовато, конечно, так возражать. Но ведь практически все кроющие «бюрократизм» или «номенклатуру» вполне по логике, замеченной Левинсоном, ни о каких принципах объективной идентификации всей этой кошмарной публики не заикаются. Одни анкетные данные, кремлевские пайки или конторские «нарукавники» в счет принимаются. Кстати, прямо ли косвенно, но именно в связи с треклятой «номенклатурой», Р. Бургер пишет: «Интересно заметить.., что те лица, которые по-русски называются государственными служащими, по-английски называются public servants или civil servants, т.е. общественными или гражданскими служащими». Действительно интересно, ибо в дальнейшем «переводе» выходит, что было у нас не «огосударствленное» или «номенклатурное» общество, а гражданское.
Поэтому, без предварительного
изучения самих, прежде всего базовых, структур производства любые стратификации
могут быть, в лучшем случае, лишь результатом поверхностных, эмпирических наблюдений.
9.1.2.2. «Теоретическое»
невежество «этакратнзма», «огосударствления», или «ничейности», средств
производства.
Все вынесенное в подзаголовок суть выверты экономизма, который никаких объектов собственности (и вообще, объектов людских отношений, богатств, ценностей, основ смыслов бытия людского), кроме средств производства, и знать не знает. Выходит, что иных «собственнических» отношений просто не было, потому как для экзотерического, бубличного, тем более экономического, мышления они совершенно невидимы (не говоря о том, что именно собственнические отношения изначально проявляются именно в производственной власти, а уж заодно и в политической).
В «чистой» линейной форме (новый «слоеный пирог») эндогенно сняты культурно-родовые (объект - общая жизнь), демографические (работник), территориальные («пространство производства»), экономические (средства производства) производственные отношения, которые, никуда не исчезнув, «вернулись в основания» или ушли в «инфраструктуру», но теперь уже попали под «освещение» линейной формы в виде соответствующих снятых деформаций. Но поскольку, тоже снятые, здесь экономические отношения (со средствами производства) для экономического мышления - это нечто совершенно неудобоваримое и немыслимое, то для сохранения своего реноме идейного держателя основ бытия экономизм и пускает в ход различные мифы.
Во-первых, сказать, что в
«плановых» производственных отношениях имеет место «государственная
собственность» на средства производства (их «огосударствление»), - это просто
нонсенс неграмотности, подобный «надстроечным производственным отношениям» или
«политическому базису». Средства производства, если угодно, основные, в
линейной форме обобществлены (и даже «слишком»), поэтому капиталистические
формы присвоения (прибыль, процент, рента, фиктивный капитал) типологически
отсутствуют. Эта же обобществленность средств производства лишь в форме
юридической оболочки и выступает как нечто государственное (хотя и это весьма
неточно), поскольку государство, как (в данном случае) институт принуждения
(угрозы его), просто и гарантирует невозврат к господству частной
собственности на средства производства, как, например, и буржуазное государство
гарантирует невозврат к натуральной замкнутости автаркии феодальной
собственности на «пространство производства». При всех «диалектизмах»
государство было, есть и будет надстройкой, подчас и влиятельной, но при самых
расчудесных обстоятельствах не способной быть агентом производственных
отношений.
Интересно здесь то, что и либералы, и ортодоксы нередко прибегают к одному «государственному» «объяснению», но просто с противоположных позиций светлых перспектив разгосударствления («свободная ассоциация тружеников» у ортодоксов и тоже, конечно, очень «свободная» экономическая деятельность у либералов). Все-таки любопытны эти словопрения.
Во-вторых, относительно «ничейности» дело обстоит чуть-чуть хитрей. Всякий объект обстоятельств производства, уже обобществленный, со всей необходимостью логически всегда и является симметризованным, «ничейным», ибо его узурпация ликвидирована, он-то как раз из ранее ограниченной (необщественной) собственности и изъят, стал, в основном во всяком случае, общим, общественным. В общем, с преодолением рабовладения работники обобществлены, в том числе и поэты. Они и стали «ничейными». Но это вовсе не причина последующих непорядков, а просто значит, что всякий объект уже обобществленной собственности более не имеет отношения к каждый раз уже новой господствующей собственности. При феодализме доминирует собственность уже на «пространство производства» (производящую территорию, процесс), уже при «ничейности» работников. При капитализме уже обобществлено «пространство производства», оно симметризовано, уже «ничейное» (хотя не обязательно земля как средство производства), прикреплений к местности, барьеров «у каждого моста» нет, все перемещения свободны, но причины всех негативных явлений уже не имеют никакого касательства к этому уже «ничейному» «пространству производства», ибо обуславливаются ограниченной (частной) собственностью вот теперь уже на разлюбезные средства производства.
Точно так же и в линейной форме
средства производства обобществлены, симметризованы, «ничейны» они стали, но и
суть-то уже вовсе не в них. Потому куда более правы те «этакратисты», но только
лишь в том, что собственность именно на средства производства уже не имеет
существенного отношения к действительно господствующей линейной форме, всем ее
порокам. С какой-то поразительной редкостностью лишь, причем особо заметим,
именно неэкономисты точно замечают, что «обобществленное» суть «не
принадлежащее никому», т.е. некоторым образом уже принадлежащее всем.
Соответственно и отношения со средствами производства, т.е. как раз экономические
отношения, симметризованы, необратимо сняты, сами превратились в «инфраструктуру»
или в материальную, говоря словами Маркса, «бухгалтерию», в частности, в
научно-хозяйственном виде, кратко говоря, бюджетно-финансовых срезов
«плановой» экзотерической, публичной, политэкономии или всех «планомиксов».
Эти отношения никуда не исчезли, продолжают развиваться и менять свои формы
(сколь угодно «странный» социалистический рынок - неумолимая производственная
реальность), но они уже не определяют сущность господствующей линейной формы,
ограниченной (необщественной) собственности уже совсем не на средства
производства, а, наоборот, сами «освещаются», искажаются, сковываются или
аномально «вылезают» и т.д., т.е. в целом деформированы этой (плановой, отраслевой)
уже новой господствующей формой производства.
Так, вспомним, что с
преодолением рабства работники уже «ничьими» стали. Но вот ежели дать добро на
приобретение людей (как в Чечне), естественно, будет «неизбежная попытка их
присвоить».
Поэтому с позиций экономизма все
в «социалистической собственности» и до сей поры выглядит крайне примитивно, но
и столь же упорно, а сейчас и фундаменталистски регрессивно. Между тем суть
линейной формы в чистом виде уже постэкономична, в том числе и теоретически
уже не имеет касательства ко всей экономической науке в сколько-нибудь строгом
значении и смысле всей ее семантики.
Но это же значит, что
«материальную онтологию», основы и закономерности, «постиндустриализма» надо
копать не на западном, материале, а как раз на «плановом». Но это экономизму
невозможно понять, коли «материальное» понимается только как вещное.
9.1.2.3. О «теориях социализма».
«Теорий
социализма» (или более общо - критических идей), альтернативных сперва еще
даже «духу коммунизма» (революционным социалистическим идеям), а затем
экзотерическим «планомиксам» или «коммунизму», многие сотни или даже тысячи.
Ничего удивительного в этом нет.
Потому, в отличие от всей громады прагматики «политэкономии социализма», а также от «научной» диссидентуры (которая практически вся оказалась вообще бесплодной, мягко говоря), действительный научный поиск за пределами самого обыденного понимания социализма приобретал единственно мыслимую форму сверхмудреных иносказаний и схоластики. Выловить здравые идеи в такой форме мысли само по себе представляет головоломную задачу. Здесь же лишь сверхкратко скажем о логике квинтэссенции догматики и попытках ее преодоления.
В экономическом мышлении гомогенность, однородность, объекта производственных отношений (только средства производства) с их обобществлением привела к безнадежному финализму представлений о субъективно, сознательно, планомерно и пр. регулируемом или вовсе «оптимизируемом» обществе. Поэтому любые оговорки о независимости от воли и сознания людей («неполное» обобществление) все равно упирались в логический тупик неизбежных представлений о финальности системы производства. Раз единственно экономически мыслимый объект (средства производства), пусть и еще «неполно», уже обобществлен, история, так сказать, кончилась. Образно говоря, познавать фундаментально более уже нечего. Остается только «бесконечно совершенствовать».
Споры, и довольно крутые, вокруг природы социализма среди ортодоксов продолжаются, а то и усиливаются («неполный», «промежуточный», «государственно-монополистический» социализм), особенно витиевато в вопросе «соответствия-несоответствия» производственных отношений производительным силам. Так нет - всегда нормативный идеал (не достижимый никогда) гомогенного коммунистического свойства выступает как якобы реальная перспектива или тенденция {непосредственно общественное производство, полная автоматизация и пр.). Система, таким образом, исследуется не в собственном содержании, «какая есть» в недрах бытия, а хоть и в некоторых собственных чертах, но... всегда с нормативных позиций - какой должна бы быть.
Однако в Марксовой,
материалистической постановке вопроса исходное понимание предельности всякой
формы производства типологически предполагает сплошной «автоматизм», где все
субъективное, сознательное суть только проявление командующих парадом
неведомых производственных отношений. А гомогенная вещность объекта отношений
(средства производства), как квинтэссенция, конечная суть, всей ортодоксии,
логически запрещала саму такую постановку. Ну а то, что система вообще является
уже постэкономической - так это и сейчас такая же «ересь».
Даже и в весьма оригинальном представлении о былом социализме у В. Н. Шабарова главными «фигурантами» системы являются собственность, отношения собственности, право собственности, управления собственностью на... средства производства. В нашем же понимании доминирующие отношения собственности в былой системе к средствам производства, чуть резковато говоря, не имеют вообще никакого отношения.
В отличии от ортодоксальной («плановой») политэкономии
социализма, с «хорошими законами», Я. Корнаи пытается (точнее, пытался - 1982)
найти действительные закономерности производства, когда выясняется, в
частности, что дефицит (ожидания в очереди, вынужденные замены, инвестиционный
голод, внутризаводская «безработица» и т.д.) является нормальным состоянием
этого производства.
Однако во всей работе Корнаи «Дефицит» практически не упоминается собственность, т.е. сама суть любых производственных отношений. Хотя и «забывчивость» Корнаи вполне понятна, так как собственность на средства производства (а другой в экономической науке не мыслится) в линейной форме не имеет никакого отношения к сути системы. Но и без собственности форм производства не бывает; просто эта действительная собственность никак не «вяжется» со всеми понятиями экономической науки. Ну, и вообще нельзя рассчитывать на постижение новейшей исторической (линейной) формы производства без переосмысления основ всей социологии. Начиная с первобытности.
На наших нивах наиболее яркие попытки «познания социализма» связаны с теорией «административного рынка». Но «яркое», однако, освещать может до мельчайших подробностей, но вот только светить при этом совершенно не в ту сторону. Совершенно справедливы, например, попытки понять обвалившуюся систему как объективную структуру, так сказать, «аксиологически нейтрально», и, что постперестроечные процессы рассматриваются в основном как процессы деструктивного содержания. Однако, сразу следует обратить внимание уже на ключевую («заголовочную») терминологию. Во-первых, «рынок», суть нечто образно действительно эффектное, в данном случае, как уже не раз отмечалось, выступает как путающий терминологический перенос. Но все же это хоть и вносящий путаницу, но вопрос термина. А вот и во-вторых, «административное» - это уже заметно слабее, даже чем у Я. Корнаи. Как-никак, но жнут и куют не администраторы, при всей неприязни или почтении к ним.
Далее, и в исторической
гомологии (что теоретически у всех авторов вполне последовательно) система
рассматривается таковым образом, что «при наиболее благоприятном исходе»
«административный рынок» «конвертируется» «в финансовую империю, где деньги
делают деньги», в «нормальный» рынок, с «социальным расслоением»,
«собственностью», «бизнесом» и т.д.
Ну что ж. Чего в этом мире не бывает. Не исключено, что система в капиталистическую превратится (хотя за «качество» такого капитализма, похоже, еще никто поручиться не отважился). Мы все ж полагаем, что таковое вообще исключительно маловероятно, так как отжившая система в понимании «Полилогии» является гомологически недокапиталистической. Потому и теории «административного рынка», негэнтропийной («невероятной», в смысле Шредингера) траектории зреющей бифуркации не содержащие, весьма несимпатичны. И это не говоря о полном отсутствии гигантского как логического, так и исторического постмарксового переосмысления всей современности и истории.
Однако ко многим отдельным идеям есть смысл ещё возвращаться. А пока, вспомнив безупречный «метод политэкономии» («позитивная критика»), про все ее содержание надобно крепко забыть, установив сначала доминирующий объект новой собственности в его предметности (так сказать, в неясности почти «божественной социальности»), но еще совсем не как отношение. Что именно, короче говоря, может быть узурпировано, если уже не общая жизнь, работники, «пространство производства», средства производства. Напомним также, что объектом отжившей собственности может бьпъ не только вещь в обычном смысле, но и процесс.
9.1.2.4. О явлениях «технологий» и «функциональности».
Интерес к технологиям во всех
современных обществах огромен. В западной науке, обычно более легкой на
подъем, но и на легкомыслия, «среагировали» на явление технологий заметно и
«оперативно». Так продажа же технологий или их передача, нарастает в последние
30 – 40 лет в огромном размере, при том интересном моменте, что как раз в
национальных рамках она скована.
Ныне в западной практике (и праве) под технологиями понимаются комплексы оборудования, патенты, лицензии, производственный опыт, «ноу-хау» и пр. В общем, уже справедливо говорится о реальности мирового технологического рынка, в форме стоимостной коммерциализации охватывающего иногда даже «не только результаты научно-исследовательской и научно-производственной деятельности, но и саму эту деятельность». Здесь уже не вещь, а сам процесс, будь он неладен, неумолимо вылезает. К тому же под «технологией» в документах ООН понимается нечто в результатах НТП, причем в их «материальной и нематериальной формах»; а передача технологии («трансферт»), как правило, фиксируемой только в лицензионной торговой форме и в материалах ЮНИДО, трактуется как процесс. Так сказать, все ж признается, что в производстве есть не только вещи.
Однако обратим внимание на один
парадокс - отношения с технологиями при капитализме заметно прогрессивней, чем
в линейной форме, примерно так, как земельная собственность при рабовладении
была прогрессивней («свободней»), чем в более высокой, феодальной форме, где и
возобладала собственность как раз на «землю» («пространство производства»,
«производящая территория»). Короче говоря, в западной практике и, можно
сказать, «прикладной мысли» технологии - это какой-то весьма существенный, но
как бы неудобный (на прилавок не положишь), но все же по самой сути
господствующих отношении «продажный» (коммерциализируемый) объект, как во
всяком случае некоторым (нерыночным) образом передаваемый или рыночно
диффундирующий процесс.
Из более теоретических в этом направлении являются соображения П. Барчеллона, - он полагает, что новое командное значение приобретает как раз технологический капитал. Последний, в частности, связывается с «технологическим знанием», «излишком стоимости», с «нематериальностью абстракции, присущей технической организации технологии», с изощренной эксплуатацией, как ни странно, как раз «сверхоплачиваемого технократа», с утратой гомогенности рабочим классом и т.д. Но для нас самое главное - все с теми же, даже превращающимися в самоцель, рынкам и капиталом. Заканчиваются же эти соображением следующим: чтобы в борьбе за «коллективный контроль над процессами формирования и распространения знаний» найти «альтернативу капиталистической эксплуатации природы и человека», необходимо «сконцентрировать усилия на теме отношения между знанием и трудом, между производством и развитием понимания нашего бытия в существующем сегодня мире». Солидная, короче говоря, задача вырастает в связи с этими технологиями. Напомним еще, что одним из коренных понятий «технология» является в концепции Л. Ларуша. Но оно непомерно физикализировано. Кроме того известны еще сложные размышления японского философа Т. Имамичи, в коих кризисность нынешнего бытия связывается с превращением технологий в «бытийственную тотальность» этих технологий как «среды обитания»; интересно что другим субстанциональным героем нашего времени выявляется еще «функция». Не «товарное» что-то явно. Но все же, несмотря на принятую нами постмарксовую стратегию, понятийно разобраться со всем этим как с отношениями пока никак не удается.
У нас же в понимании технологий,
т.е. как раз самого главного в сути общества, в котором, как говорится, «мы
живем и трудимся», царит полная «марксистская» тишина. А уж даже эмпирически,
по Гапоненко, вся эта инновационно-технологическая «механика», вообще «не
улавливается статистической отчетностью». В общем - конь не валялся. Да нет,
разумеется, сам-то термин «технология» распространен повсеместно. Так в теории
одного из наших лучших экономистов, С. Ю. Глазьева, именно «технологическое» -
заметная фигура. Однако даже по элементарным семантическим критериям («язык»
новых понятий) на социальную теорию-то и отдаленного намека нет.
Потому ж и при всем уважении Глазьева к
весомой роли государства перспективы счастья у него приоткрываются все те же,
что у наших реформаторов, рыночные. Разве что в другом порядке и темпе
реализации. Да и что в экономическом мышлении может быть иное, ежели «план»
действительно обанкротился. Только благодетельный рынок. Вот и весь итог
раздумий о «технологиях».
В общем, упомянутые технологические уклады С. Глазьева (или вроде того: «текстильные машины»; «паровой двигатель»; «электродвигатели, выплавка стали, станочное машиностроение и др.»; «двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия»; «микроэлектронные компоненты, авиационная техника, новые источники энергии»; «биотехнологии, космическая техника и т.д.») - эмпирически или вспомогательно иногда достаточно удобная структура, но все это пока бесконечно далеко от уяснения технологий как объекта обстоятельств производства, объекта отношений собственности. Причем как политэкономия не занимается изучением средств производства («товаров») в их бесконечном многообразии (это предмет «товароведения»), точно так же и теория линейной формы, или «политическая технология» («политическая», но без «экономии»), не занимается изучением технологий в их бесконечном конкретном многообразии, а занимается изучением производственных отношений людей в связи с технологиями. Поэтому понятия «технология», «технологическое», «технологизация» будут далее последовательно рассматриваться в своих имманентных, сущностных (неэкономических), только им присущих значениях.
А чтобы составить себе самый
первый образ собственности на технологии, мы и пойдем в сторону, прямо
противоположную подходу С. Глазьева. Причем даже в трояком смысле. Во-первых,
для нас существенны не определенные технологии, а вообще (как у Маркса
«средства производства» - объект собственности). Во-вторых, мы движемся не к
укрупнённым пониманиям («уклады»), а совсем наоборот – к элементарному и
фундаментальному. И, в-третьих, для начала, обратимся не к новейшему
аэрокосмическому», а к «архаическому» примеру. Однако, предварительно, о
некоторых исследованиях
функциональности.
Так в русле, близком к экономической мысли, как отмечали некоторые исследователи, попытки изучить функциональные явления в производстве предпринимали Р. Гильфердинг, М. Вебер, маржиналисты. Но и до генерализующих фундаментальных перемен было далековато. Позднее сформировалась громада потоков структурно-функциональных подходов в социологии, где «функции» занимали едва ли не центральное место. Достаточно сказать, что уже Г. Спенсер, применяя к обществу метафору «организм», стал поневоле «функционалистом». Без понятия «функция» не обходятся работы Э. Дюркгейма и т.д., и др. и пр.
Итак, нет дыма без огня. Но вопрос в части «функциональности» в «Полилогии» рассматривается совсем по-другому, и не в смысле всеобъятной философской допредметности, и не в духе социологического универсализма, а в гомогенном базовом смысле. Так в статье одного ортодокса очень уж экономически сочно получилось, он пишет, что «субстрат социальности, ее непосредственный носитель - это, как известно, люди и вещи». «Как известно» именно экономистам. Нам же теперь известно совсем другое: «субстрат» гетерогенен, разнороден и многообразен. Это люди и общая жизнь (культурно-родовые производственные отношения); люди и другие люди, работники (демографические производственные отношения); люди и пространство производства (территориальные производственные отношения); люди и веши, средства производства (экономические производственные отношения). А вот теперь в основах «божественного социального» («субстрата», если угодно) мы добрались до еще одного такого «субстрата»: люди и технологии, процессы производства, т.е. функциональные (технологические) производственные отношения. Причем, как и товар до капитализма, они в принципе не могли быть изучены до появления уже критических черт линейного производства.
И ещё об «исследованиях». Известный физик Ф. Дайсон пишет: «Технологии - это божий дар. После дара жизни, быть может, это самый значительный дар, полученный человеком от Бога. Технология - мать цивилизации, искусств и наук». Ну а с другой стороны, по поводу и технологий, и функциональности, если сказать очень кратко, например, у Т. Имамичи звучат сквозные интонации как неподвластной, отчуждающей, стихийной и обесчеловечивающей силы. А когда «божий дар» приобретает такие нехорошие свойства, то это и значит, что мы имеем дело с некоторыми, еще неведомыми производственными отношениями, собственностью. Между прочим, на то и «божий дар», а не яичница, что рано или поздно становится желанным объектом собственности, наконец, ее же как уже заходящей в предел узурпации.
Потому сперва вспомним об известных возможных путях выхода на собственность.